В научной литературе даются различные определения педагогической системы. Выделим наиболее точное, на наш взгляд, определение этого понятия. Педагогическая система – это всякое объединение людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи, является педагогической системой [1].
Авторы раскрывают и дополняют данное определение, поясняя, что педагогическая система – это такое объединение людей, в котором их деятельность (познавательная, учебная, трудовая, нравственная, общественно-политическая, художественно-эстетическая, природо-охранительная, игровая, свободного общения и др.) является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно.
Элементами содержания педагогической системы являются: цель системы; управляющая подсистема (в частности, педагог); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы системы [2].
Модель педагогической системы, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов военно-инженерного вуза, включает определенные элементы.
Цели педагогической системы: обеспечить формирование у курсантов необходимых для профессиональной деятельности дисциплинированности, сознательного выполнения требований общевоинских уставов в повседневной деятельности.
Задачи педагогической системы: сформировать чувство долга, чести, гордости за службу в ВС РФ, профессию офицера, готовность беспрекословно выполнять приказы; развить у курсантов стремление к преодолению трудностей, повышению профессионального и педагогического мастерства, личной примерности в выполнении служебных обязанностей.
Документы, определяющие содержание, организацию педагогического процесса в военном вузе, сущность и содержание воинской дисциплины:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О военной службе и воинской обязанности»;
- положение «О порядке прохождения военной службы»;
- уставы ВС РФ;
- приказы и директивы Министра обороны РФ, Начальника ГШ ВС РФ, Начальника ГУ по работе с личным составом ВС РФ и др.;
- приказы командиров (начальников);
- квалификационные требования к выпускнику;
- учебные планы и программы;
- план воспитательной работы военного вуза;
- текущее планирование учебного и воспитательного процесса;
- комплексный план формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы;
- система обязанностей должностных лиц.
Методы воспитания высокой воинской дисциплины:
1. Методы изучения объектов и субъектов воспитания:
- целенаправленное наблюдение за курсантами;
- изучение личности по документам;
- биографический метод;
- анализ практической деятельности курсантов;
- изучение и анализ независимых характеристик;
- тестирование;
- письменные и устные опросы;
- индивидуальные (групповые) беседы и др.
2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- убеждение;
- пример;
- упражнение;
- включение курсантов в различные виды деятельности;
- поощрение;
- критика и самокритика;
- принуждение и др.
3. Методы профилактики и перевоспитания личного состава:
- переучивание;
- переубеждение;
- «разрыв нежелательных контактов»;
- критика и самокритика;
- самоисправление и др.
Виды деятельности, направленные на формирование высокой воинской дисциплины:
1. В ходе учебных занятий:
- организация и оценка воспитательного воздействия каждого занятия, в ходе контроля;
- приучение к воинскому порядку, к правильному поведению на занятиях, к культуре взаимоотношений и общения с командирами и товарищами;
- решение ситуационных задач в ходе занятия, «деловые (ролевые) игры» и др.;
- выполнение рефератов, курсовых работ;
- обучение формам самостоятельной работы;
- проведение занятий курсантами в подразделениях обеспечения;
- проведение курсантом фрагментов занятий в роли руководителя и др.
2. Во внеучебное время:
- участие в работе общественных институтов;
- проведение воспитательных и спортивных мероприятий;
- проведение воспитательных мероприятий, физической зарядки курсантами старших курсов на младших курсах;
- проведение с курсантами воспитательных мероприятий в вечернее время, в выходные дни в подразделениях вуза;
- стажировка курсантов в должности младших командиров в своей роте, на младших курсах в должности ЗКВ и командира взвода.
3. Обеспечиваемые военно-профессиональной средой:
- строгое выполнение распорядка дня;
- добросовестное несение службы в наряде;
- поддержание внутреннего порядка;
- соблюдение формы одежды;
- соблюдение личной гигиены;
- правила культуры общения и взаимоотношений;
- культура организации досуга, поведения в общественных местах, транспорте;
- культура поведения с девушкой:
- побуждение к саморазвитию.
4. Направленные на обеспечение условий для саморазвития:
- формирование у курсантов потребности в изучении ОВУ ВС РФ;
- оказание помощи в выборе цели практического выполнения ОВУ ВС РФ и способов ее реализации;
- организация состязательности среди курсантов;
- воздействие примером, формирование потребности к подражанию;
- проведение индивидуальных бесед.
Формы работы, направленные на воспитание высокой воинской дисциплины и профилактику проступков личного состава:
- учебные занятия;
- выполнение обязанностей военной службы;
- правовое и другие виды информирования;
- инструкторско-методические занятия, сборы;
- занятия по методике воспитательной работы;
- просмотр, создание видеофильмов по ОВУ ВС РФ, по вопросам их практического выполнения в повседневной деятельности;
- лекции, беседы, вечера вопросов и ответов;
- собрания и совещания с различными категориями личного состава;
- пропаганда передового опыта;
- научно-практические конференции;
- тематические вечера, диспуты, викторины, конкурсы, «круглые столы»;
- подведение итогов и постановка задач;
- встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
- праздник песни и строя, исполнение песен в составе вуза, подразделений;
- пропаганда уставов в наглядном оформлении;
- анализ участия руководящего состава, преподавателей в проведении воспитательных мероприятий в подразделениях;
- инструкторско-методические занятия, семинары, показные занятия с постоянным и переменным составом вуза;
- заседание общественных институтов, аттестационной комиссии, комиссии по безопасности военной службы;
- индивидуально-воспитательная работа и динамическое наблюдение за переменным составом;
- индивидуальные беседы с работниками военной юстиции;
- психологическое сопровождение караульной и внутренней службы;
- переписка с родителями, использование писем, записей обращений родителей (видео, аудио), организация встреч с родителями, показ быта курсантов;
- вовлечение нарушителей в общественную работу;
- психологическое исследование и анкетирование;
- социологические опросы, анонимные тестирования, сбор информации;
- посещение госпиталя, поликлиники, медицинский осмотр;
- плановые и внезапные проверки занятий, выполнения должностных обязанностей, несения службы и др.;
- анализ дисциплинарной практики и участие в ней должностных лиц;
- устные журналы, лектории, читательские конференции и их обсуждение;
- выпуск радиожурнала, радиогазеты;
- киновечера, кинолекции;
- смотры-конкурсы художественной самодеятельности, авторской песни, КВНы;
- библиографические обзоры книг, журналов, публикаций, газет;
- лектории, экскурсии и походы;
- вечера-чествования, вечера отдыха, офицерские балы;
- литературно-художественные и литературно-музыкальные вечера, поэтические вечера;
- лекции-концерты, вечера-портреты;
- вечера молодой семьи, встречи с семьями офицеров старшего поколения;
- демонстрация художественных и документальных фильмов, их обсуждение;
- посещение театра, музея, концертных залов, стадионов.
- стенная печать;
- торжественные собрания, выпуск молодых лейтенантов, день принятия военной присяги;
- работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
- день открытых дверей, уроки мужества в школах, дни призывника;
- спортивные праздники, соревнования, олимпиады;
- реклама службы в армии, учебы в вузе.
Воспитательные средства:
- различные виды воинской деятельности в подразделении;
- моральное и материальное стимулирование;
- информационные средства;
- военно-профессиональная среда и др.
Контроль, анализ и оценка результатов производится на основе анализа:
- служебной деятельности курсантов вуза;
- знания требований ОВУ ВС РФ, должностных обязанностей;
- примерности постоянного и переменного составов вуза;
- состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;
- выполнения всех мероприятий Комплексного плана формирования командно-методических навыков (КМН) и навыков воспитательной работы (НВР) у курсантов в вузе;
- эффективности воспитательной работы, ее практической направленности на конкретного человека;
- отзывов из войск;
- учебных занятий.
Контроль осуществляется:
- в ходе плановых и внезапных проверок кафедр, подразделений;
- индивидуальной работы, социологических и анонимных вопросов;
- при проверках текущей успеваемости, практических видов учебных занятий, зачетов и экзаменов;
- при подведения итогов и определении задач постоянному и переменному составам вуза.
Критерии оценки (формируемые убеждения, навыки и умения, и др. показатели отражающие высокий уровень воинской дисциплины курсантов):
- индивидуальная и коллективная дисциплинированность;
- знание должностных обязанностей, умение их применять в повседневной деятельности и личная примерность в их выполнении;
- развитое чувство ответственности, самостоятельность, аккуратность и добросовестность;
- взаимопонимание в коллективе, доброжелательность и готовность помочь друг другу;
- войсковое товарищество и сплоченные воинские коллективы;
- умение применять обязанности перед построением и в строю на практике;
- отличная строевая выправка, соблюдение дисциплины строя, любовь к форме одежды, строю.
Пути совершенствования педагогической системы:
- усиление практической направленности мероприятий воспитательной работы;
- стимулирование деятельности курсантов, добившихся значительных успехов;
- формирование у курсантов ответственности за личную дисциплинированность;
- совершенствование методических и организаторских навыков курсантов, активное привлечение их для проведения воспитательных мероприятий;
- разработка методических пособий, рекомендаций и их внедрение в практику воспитательной работы;
- повышение качества психолого-педагогической подготовки постоянного состава вуза.
Важнейшим элементом педагогической системы военного вуза является военно-профессиональная среда.
Военно-профессиональная среда вуза опосредуется деятельностью курсантов, которая имеет свои особенности связанные:
- со спецификой военно-профессионального мышления;
- с особенностями решения военно-профессиональных задач;
- с единством учебной и служебной деятельности;
- со строгой регламентацией деятельности;
- с высокой ответственностью за результаты деятельности;
- с коллективным характером деятельности.
К компонентам военно-профессиональной среды относятся:
- система специально оборудованных территорий и помещений (казармы, плац, КПП, караульные помещения, автопарк, учебный полигон, аэродром и т.д.);
- оружие, боевая учебная техника и другие военно-технические средства;
- специально оборудованные аудитории, учебные лаборатории, компьютерные классы;
- локальная вычислительная сеть вуза;
- общевоинские уставы, приказы и другие нормативные документы;
- программно-методическое обеспечение;
- учебники, дидактические материалы;
- преподаватель;
- командир;
- курсант;
- должностные лица;
- воинский коллектив.
Военно-профессиональная среды вуза характеризуется:
- системой воинских ценностей (символов, атрибутов, традиций, ритуалов и др.);
- централизацией управления; порядком подчиненности; едино-началием, как особой системы отношений;
- содержанием подготовки;
- формами и методами подготовки;
- соответствием информационных средств средствам частей и подразделений;
- использованием военно-технических средств, адекватных профессиональным.
Эффективность организации военно-профессиональной среды обучения определяется:
- организационно-функциональным обеспечением;
- материально-техническим обеспечением;
- информационно-методическим обеспечением;
- правовым обеспечением;
- морально-психологическим обеспечением;
- специальным коммуникативным обеспечением управления и взаимодействия.
Результаты исследования показывают, что одной из особенностей педагогической среды является то, что любая среда предоставляет только возможность в получении некоторой информации, и обеспечивает определенное влияние.
Умение получать и преобразовывать информацию необходимо формировать в условиях учебно-практической деятельности.
Обеспечение влияния военно-профессиональной среды как фактора формирования высокой воинской дисциплины курсантов достигается если она:
- дружественна по отношению к обучаемому, то есть снимает по возможности, страхи и опасения к совершению ошибок;
- разумно требовательна;
- направлена на формирование самостоятельности курсанта;
- достаточна для принятия обоснованного решения, в любой момент самостоятельной работы у обучаемых есть вся необходимая информация, чтобы определить как поступить дальше, главное - найти нужную информацию в нужное время;
- способствует формированию у обучаемого научного мировоззрения;
- ориентирована на личность обучаемого;
- помогает реализовать познавательные потребности личности курсанта;
- располагает обучаемого к сотрудничеству как с преподавателем, командиром, так и товарищами.
Технология организации военно-профессиональной среды вуза является частью технологии организации военно-профессиональной подготовки и как показало наше исследование, включает в себя:
- определение педагогических условий функционирования организационных структур вуза;
- определение средств и методов сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной и воспитательной информации, обеспечивающих связь и функционирование организованных структур;
- организацию системы коммуникаций, обеспечивающей взаимодействие субъектов педагогического процесса;
- разработку технологии формирования высокой воинской дисциплины во всех сферах деятельности субъектов педагогического процесса;
- формирование механизма корректировки содержания и организации учебной военно-профессиональной среды.
Таким образом, модель педагогической системы, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов военно-инженерного ВУЗа, в рамках нашего исследования, будет включать: цель и задачи системы; методы и формы деятельности; систему контроля и оценки результатов деятельности, описание военно-профессиональной среды.
Дальнейшая разработка модели предполагает более детальное раскрытие:
– сущности работы системы, ее качественную специфику, присущие ей системные, интегративные качества;
– ее состав, количественную и качественную характеристику отдельных частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей;
– ее структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, их сочетания и взаимодействие;
– ее функции, то есть активность, жизнедеятельность, а также функции ее частей;
– ее интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие ее целостность, совершенствование и развитие;
– ее коммуникации с внешней средой;
– ее историю, начало и источник развития, тенденции и перспективы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин; под. ред. В.А. Сластенина. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1974. – 102 с.
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: РПА, 1997. – 98 с.