Отсутствие быстрой сменяемости людских потоков, общение с контингентом, владеющим стилистически сниженной лексикой, оказывает существенное влияние на формирование языкового материала воинского состава отдаленного военного гарнизона.
Командную речь военнослужащего можно рассматривать с точки зрения достижения результата посредством речи. Здесь видны и противоречия. С одной стороны, подчиненные выполняют волю военнослужащего, выраженную в эмоционально-вербальной форме, но одновременно фиксируют при этом отступления от стилистических и грамматических норм языка. С другой стороны, нормативно правильная речь не оказывает должного побудительного воздействия, так как в данном случае энергия мысли распределяется между направленностью на действие и на нормативно правильное построение речи.
Любая профессиональная деятельность (в том числе и речевая) предстает перед слушателем в форме одобренного способа деятельности. В начальный период речевой деятельности военнослужащий пользуется репродуктивным способом, превращая его затем в индивидуальный творческий способ. Согласно такой характеристики речь военнослужащего определяется уровнями:
- репродуктивный уровень характеризуется простой передачей информации слушателям. Он не предполагает учета специфики как аудитории вообще, так и индивидуальных особенностей слушателей. Военнослужащий в процессе речи занят исключительно содержанием, все внимание сосредоточено на правильности изложения материала. Процесс его понимания слушателями не управляем и не регулируем;
- адаптационный уровень - более высокий уровень. Он предполагает хорошее знание выступающим своего предмета, свободную ориентацию в материале, достаточную методическую вооруженность. Это позволяет военнослужащему постоянно поддерживать все формы контактов с аудиторией, учитывать ее особенности, применять различные способы доказательства, управлять вниманием подчиненных и пониманием материала;
- творческий уровень - уровень, при котором военнослужащий не только в полной мере управляет усвоением материала подчиненными, но и активизирует их творческое мышление, побуждает делать собственные частные и промежуточные выводы, что формирует у слушающих способность видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой [6].
Такое понимание культуры речевой деятельности позволяет военнослужащему в своем совершенствовании идти от пересказа текста к его свободному воспроизводству, включая элементы собственного видения проблемы, а впоследствии переходить к сочинению новых собственных текстовых и речевых произведений.
Единство формы и содержания речи может быть выражено через сочетание рационального и эмоционального. Рациональная часть выступления - это та часть ее, которая воздействует на разум через логико-композиционную структуру текста, а эмоциональная часть, содержащая речевые средства, - на эмоции, чувства. Причем эстетический, эмоциональный аспект речи воспринимается сразу, создавая первые же впечатления. Впоследствии они могут либо укрепиться под воздействием рациональных средств, либо ослабнуть, или вовсе нейтрализоваться. Поэтому теория ораторского искусства требует разумного сочетания рационального и эмоционального в речи.
Особая форма эмоциональной выразительности речи военнослужащего - крик. Крик военнослужащего - инстинктивен, а значит, в нем теряются подлинно человеческие качества. Крик - ошеломляет, пугает, отучает мыслить. Им можно запугать, заставить делать не думая. Он подавляет и внутреннюю энергию. Люди, на которых кричат, теряют способность воспринимать иную интонацию. Один раз закричав, и заставив таким образом подчиниться, уже не стоит рассчитывать на успех, разговаривая нормальным голосом, пытаясь передать оттенки чувств через речь.
Крик воспринимается как нападение или защита. И то и другое вызывает реакцию активного протеста и неприятия со стороны окружающих. Крик у военнослужащего возникает как реакция на невнимание, но заставить слушать можно не криком, а мыслью. Военнослужащий кричит в случае отсутствия аргументов. Особенно опасен крик в военном училище. Он таким образом множится по закону геометрической прогрессии.
По данным психологов, эмоциональная память - самая прочная, особенно память об отрицательных эмоциях, которая как сигнал об опасности переживается в сознании индивида наиболее долго и потому препятствует его общению с другими индивидами. Это напрямую связано со спецификой военной среды. Военнослужащий, привыкший испытывать на себе речь повышенной возбудимости, так же обращается и с подчиненными. Если военнослужащий за годы службы привыкает к такой форме общения, то он после подобного к себе обращения на весь период службы запомнит соответственно возникшие отрицательные эмоции [8].
Каковы причины проникновения в речь военнослужащего стилистически сниженной и ненормативной лексики, пределом которой являются матерные и бранные слова?
Военнослужащий, использующий в речи бранные, ругательные слова, отождествляется солдатом с низкоинтеллектуальными людьми на гражданке. Но это ведь не так. За плечами, даже молодого военнослужащего высшее военное учебное заведение, специальные научные знания, воплощенные в практику. Причина использования военнослужащим грубых слов, просторечий и вульгаризмов не в образовании, а в психологическом состоянии. Следующая причина определяется желанием быстрого достижения необходимого результата, невзирая на эффективность используемых средств. Услышав в свой адрес бранное слово, большинство людей чувствует себя оскорбленными. Возникает чувство досады, подавленное состояние преследует человека довольно продолжительное время. Тот, кто употребил это слово для унижения человеческого достоинства, добивается свой цели.
Мат - словесное явление, применяемое как сила подавления человеческой личности, как правило, для попрания чувств чужого достоинства. Ничто так не уничтожает, так не стирает, так не смешивает с прахом человеческую личность, как поношение его матерной руганью.
Деструктивная (разрушающая) сила бранной речи была известна уже в древнем мире и использовалась для поношения противника перед боем. Деструктивная сила грубого слова заключена не в его фонетическом (звучащем) составе, а в том воображении и смысле, который мы в него вкладываем. Чтобы разрушающе влиять на иноязычного противника нужно иметь представление об этимологическом значении слов и понятий. Не имеющая аналогичного перевода на другой язык, но отличающаяся особой экспрессивностью и интонационной окраской, бранная речь все же достигала цели - унижала чувства достоинства противника и возбуждала злобу к врагу у своих воинов. Эта версия, наряду с социальным отражением армейского быта в речи, объясняет живучесть стилистически сниженной лексики в сугубо мужской военно-профессиональной среде.
Как же избежать ненормированных слов в своей речи? Путей здесь несколько, а зависят они от причин появления нелитературных выражений в речи военнослужащего.
Первый путь связан с необходимостью осуществлять постоянный контроль за процессом порождения и формирования высказывания, выполнять регулирование лексического варианта на фазе внутреннего проговаривания. Дополнительно к этому регулярная речевая практика поможет придать речи внешнюю нормативную форму.
Второй путь определяется заботой военнослужащего о своем авторитете, упрочение которого зависит от умения преодолеть эмоциональную возбудимость и обрести психологическую уравновешенность. В речевой деятельности это достигается заблаговременной подготовкой к выступлению и наличием конкретных речевых форм, готовых к высказыванию.
В последние годы в Вооруженных Силах нашего государства требование "говорить хорошо" предавалось забвению, распространялась сниженная ненормативная лексика. Проявления индивидуального, личностного в мышлении, зачастую, воспринималось как чрезмерная самостоятельность. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, в том числе и в армейской среде, способных излагать свои мысли доступно, ярко и используя при этом не только языковую правильность, но также и логико-композиционное построение речи.
В настоящее время трудно представить образованного военнослужащего, не обладающего собственной позицией, не умеющего заинтересовать слушателей, аргументировано отвечать на вопросы, разъяснять воинам современные проблемы в жизни страны и армии.
Эмоциональное и психологическое состояние, выражающееся в речи военнослужащего, определенным образом влияет на степень восприятия сообщаемой информации подчиненным, а в сложной ситуации оказывает положительное или отрицательное влияние. Военнослужащему следует знать о существовании такой зависимости и осознанно регулировать собственные эмоции в речи, чтобы соответствующим образом воздействовать на слушающих [1].
В опасной ситуации подчиненные (получатели информации) способны улавливать тончайшие оттенки речи военнослужащего. В числе отрицательно влияющих на состояние подчиненных особо отмечаются беспокойный и неуверенный голос, неясная и нечеткая дикция, отсутствие пауз и нерасчлененность речи, интонационный монотон, который проявляется в отсутствии перечислительной, предусмотрительно-объяснительной интонации, интонации обособления.
Тот, кто хочет убедить или уговорить - говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошибки, как например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и свои намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий неуверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или, когда собеседник пытается нас обмануть, или ввести в заблуждение.
После завоевания доверия офицер в условиях чрезвычайных ситуаций (боевые действия, угроза жизни людей и состоянию техники, пожар, наводнение) применяет способы речевого насилия: приказ, предупреждение, окрик, побуждение и т.д. Предварительно подготовленный военнослужащий, раньше он из уст военнослужащего слушал только истину, выполнит повелительное распоряжение беспрекословно.
Эти рассуждения подтверждаются опытом ведения боевых действий в Великой Отечественной войне и локальных войнах. Накануне наступления или при ведении оборонительных боев офицеры и генералы разъясняли подчиненным оперативно-тактическую обстановку на участках фронта, прорабатывали различные варианты своих действий и ответных мер противника, показывали необходимость поддержания высокого уровня боевой готовности и боевой настороженности. Такая заблаговременная речевая деятельность осуществляла подготовку сознания воинов к выполнению краткого и лаконичного приказа. Такая же работа, по опросам офицеров, проводится и в современных условиях накануне учений и даже показных занятий [5].
Звучащее слово военнослужащего - это не просто набор слов для воздействия на подчиненных. В строго упорядоченном расположении слов слушающий регистрирует ценность говорящей личности, степень коммуникативности и расположенности к окружающим. Проблема восприятия речи - это не просто процесс улавливания звуков, а общение с автором речи, с мастером устного речевого произведения.
Диалектика должного и существующего культуры речевой деятельности военнослужащего соотносится с критериями этой культуры и приближением на практике к нормативно высоким речевым показателям. Постановка проблемы "что есть?" и "что надо?" требует поставить и третий вопрос - "как достичь должного?".
Правильная речь офицера оказывает существенное влияние на эффективность выполнения поставленных военнослужащему задач, на эффективность управления при помощи речевых средств. Во время своего выступления военнослужащий следит за культурой речи, логикой изложения вопроса. Четкая выразительная речь способствует тому, что подчиненные понимают командира. Она помогает убедить их и мобилизовать на безусловное выполнение задач, поручений, требований. Культура речевой деятельности выражается в способности объяснить возникшую, под воздействием окружающей реальной действительности, мысль при помощи существующих слов [7].
Речь для военнослужащего выступает научно обобщенным языковым идеалом. Этот идеал предстает в качестве возможности, в качестве высшего уровня на пути практического претворения образцовой речи в реально звучащую индивидуальную речь. Чем активнее военнослужащий в своем речевом развитии, тем быстрее он сможет достичь уровня объективно существующих идеалов. Овладение речью, соответствующей требованиям жизни и социальному окружению служит основой для развития субъективных критериев культуры речевой деятельности военнослужащего.
О совершенной речи военнослужащего можно говорить лишь в том случае, если в его речи есть манеры общения, подчеркивающие его интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и другие. Общаясь с людьми, военнослужащий должен задумываться над тем, в какой степени освоены эти манеры не только его подчиненными, но и им самим.
Общение включает также умения правильно ориентироваться в ситуации и подбирать правильно фразы с учетом личности собеседника, ситуации, условий, возможностей. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений, мы должны иметь языковые средства, отражающие индивидуальность, неповторимость и достоинства. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддерживать обратную связь с собеседником.
Необходимо также учитывать психологическую совместимость в воинском коллективе, срок совместных действий, боевую слаженность, уровень общения между собой. В ходе антитеррористической операции в Чечне наша армия показала, что победа в бою зависит от многих факторов. Не последнюю роль играет в эффективности выполнения боевых задач наличие достаточной культуры речи у каждого военнослужащего. Коллективы с большим опытом службы, с давно устоявшимися коллективами несут меньше потерь, лучше противостоят противнику [3].
Чтение и обсуждение произведений художественной литературы слушание радио, участие в самодеятельности, анализ образцов речи выдающихся ораторов необходимы для пополнения словаря, улучшения выразительности и уточнения произношения. Контроль за правильностью восприятия и понимания войнами устной речи преподавателей, командиров, ориентация на взаимное исправление ошибок, оговорок, неправильных ударений, постановка задач на занятии: найти лучшую формулировку, объяснить какие-то положения, выступить без конспекта и тому подобное – все это создает условия для улучшения речи военнослужащего [2].
Знания о развитии речи в деятельности офицера лишь тогда превратятся в конкретные навыки и умения, когда станут плотью военнослужащего и войдут в стиль его деятельности, когда он будет руководствоваться этими знаниями постоянно, везде, где это возможно – на службе, в кругу знакомых и родных, на транспорте и на концерте. Важнейшим условием эффективности общения являются умение слушать и слышать, умение говорить и умение понимать партнера.
Овладение высокой культурой общения, основанной на уважении достоинства человека – задача достаточно непростая и весьма трудоемкая. В ее решении есть как теоретические, так и практические аспекты. Изучение теоретических аспектов культуры общения – необходимое, но не достаточное условие для осознания личных проблем взаимодействия с окружающими, для совершенствование практических навыков общения.
Таким образом, отличительными чертами военнослужащего в общении должны быть: доброжелательность, тактичность, высокое чувство личного достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете излишества прекрасней, чем излишек благодарности. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продляет жизнь. Речь военнослужащего, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образования, культуры и интеллигентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашев Г.А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета. – М., 1981. С. 53
2. Золотухин В.В. Психология и педагогика. Учебное пособие. – Тамбов, 2004. С.64-65
3. Маликов В. Социальный фактор победы в бою // «Ориентир», №6, 2000. С.46-50
4. Мастерство публичного выступления. – М., ВПА, 1985. С. 50
5. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев, 1981. С. 31
6. Платонов Б.Н. Воинский этикет. – М., 1983., С. 54
7. Степанов А.В. О культуре речи. – М., 1961 г. С. 64-65
8. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи. - Вопросы психологии, №6,1991. С. 42