ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее важным было укрепление воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Воинов воспитывали в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам. В ходе Великой Отечественной войны система воспитания военнослужащих подверглась определенной перестройке. Ее направленность определялась характером военно-политической обстановки, потребностями фронта, особенностями ведения боевых действий на различных этапах войны.

В послевоенный период в развитии теории и практики воинского воспитания можно выделить ряд этапов:

- с 1945 г. до конца 80-х - время обобщения и всестороннего изучения опыта Великой Отечественной войны; развития военно-педагогической науки;

- с конца 80-х до 1991г. - завершающий этап функционирования советской педагогической науки и практики в обстановке реформирования Вооруженных Сил и ликвидации СССР;

- с конца 1991 г. по настоящее время - современный этап развития теории и практики воинского воспитания в Вооруженных Силах РФ.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием обязаны теории и практике воспитания военнослужащих второй половины XIX - начала XX века. Советский период развития военной педагогики обогатил их новым содержанием, сохранив при этом преемственность старой военной школы. Для дальнейшего совершенствования воспитания рядового и командного состава, новых теоретических и практических обобщений необходимо изучать богатейший опыт развития теории и практики воспитания военных кадров в различные периоды истории нашей страны.

Сегодня одним из важнейших путей повышения эффективности воспитания военных специалистов является деятельность офицера, его педагогическое мастерство, педагогическая культура.

Анализ исторического опыта показывает, что чем выше педагогическая культура воспитателей, руководителей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части. Что такое педагогическая культура офицера, какова ее сущность и структура в современном понимании? В широком смысле -это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области военно-профессионального образования, обучения и воспитания, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова - это совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессионально-этических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать воспитательные задачи.

Педагогическая культура офицера включает в себя: общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; педагогическую направленность; культуру познавательной деятельности, педагогического мышления, речи, педагогических чувств, педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения; рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической культуры офицера - учителя и воспитателя подчиненных. Все указанные элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью.

Общая и профессиональная эрудиция офицера выражены в глубине и широте знаний тех вопросов и проблем, которые ему необходимы для решения воспитательных задач. Знания определяют профессиональный облик офицера как педагога и являются важнейшими средствами воспитательного воздействия. Владение общей, социальной, военной психологией и педагогикой необходимо офицеру для того, чтобы лучше, эффективнее и качественнее решать воспитательные задачи.

Педагогическая задача включает в себя: знание и понимание психологии конкретного военнослужащего или воинского коллектива: всестороннее осознание и умелое решение воспитательных целей и путей их достижения; знание и понимание педагогических средств, методов, приемов воздействия на сознание и поведение военнослужащих, умение их эффективно использовать в своей деятельности. Усилия офицера всегда направлены на использование знаний в интересах формирования и развития позитивного в личности и разрушения негативного.

Офицер, стремящийся овладеть профессией учителя и воспитателя, глубоко осознавший ее общественную, профессиональную и личную значимость, отличается педагогическим оптимизмом, целеустремленностью в работе, настойчивостью в достижении поставленных воспитательных целей, высоким чувством ответственности за результаты своего труда и службы.

Военно-педагогическая направленность включает в себя стремление и призвание к военно-педагогическому труду, который становится его постоянной жизненной потребностью, его образом жизни.

В структуре педагогической культуры выделяют культуру познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений.

Важным элементом педагогической культуры офицера является культура педагогических чувств. Ее конкретное выражение представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного. Высокая культура педагогических чувств офицера выступает как "инструмент" педагогического воздействия на эмоциональную сферу психики солдата.

Культура педагогического общения офицера непосредственно связана с его профессионально-этической культурой. В культуре поведения представлена личность офицера в целом, его нравственный облик.

Составной частью педагогической культуры является культура рабочего места офицера. Она включает умение организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой информации, ее отбора и хранения, ведения картотеки.

Офицер приобретает высокий уровень педагогической культуры и профессионального мастерства в процессе жизни и целенаправленной деятельности под влиянием различных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий. Решающее значение в овладении педагогической культурой для офицера имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности в войсках.

Эффективность формирования и развития различных элементов педагогической культуры находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения. Очень важным является личный пример воспитателей. Необходимым условием совершенствования педагогической культуры у офицеров является индивидуальная воспитательная работа. Знание индивидуальных особенностей конкретного офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической культуры в целом или отдельных ее элементов.

Необходимо вооружать офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий, командирской и общественно-государственной подготовки, в часы специально проводимых лекториев, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом воспитательной деятельности.

Важнейшим и необходимым условием формирования и развития как общей, так и профессионально-педагогической культуры офицерского состава является самостоятельная работа, осуществляемая путем самообразования и самовоспитания или самосовершенствования.

В педагогическом плане самосовершенствование офицера отличается многоплановостью. Во-первых, оно является непременным условием профессионального роста, развития собственной педагогической культуры, во-вторых, офицер как учитель и воспитатель обязан учить подчиненных самостоятельно учиться, целенаправленно работать над собой; в-третьих, занимаясь самосовершенствованием, офицер показывает пример того, как надо повышать уровень собственной общей и профессиональной культуры.

Просмотров работы: 2894