В связи с этим перед командирами подразделений, в качестве важной самостоятельной задачи, выдвигается работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением.
Основными направлениями работы командира с военнослужащими с отклоняющимся поведением являются: выявление лиц с отклоняющимся поведением, изучение индивидуальных причин подобного поведения, определение методов, средств и приемов педагогического воздействия на военнослужащих с отклоняющимся поведением, практическая реализация целей и задач перевоспитания солдат и сержантов, анализ результатов и эффективности перевоспитательной деятельности должностных лиц.
Работа командира по перевоспитанию военнослужащих с негативными качествами начинается с выявления лиц, склонных к воинским преступлениям и нарушениям воинской дисциплины. Опережающее выявление лиц, склонных к нарушениям и другим отклонениям используется, прежде всего, на первом этапе их службы. Основными формами реализации этого способа является изучение документов, обобщение независимых характеристик, индивидуальные беседы, переписка с родителями, тестирование и другие. Работая с воинами, командиры - военные психологи особое внимание уделяют выявлению солдат с признаками нервно-психической неустойчивости. При изучении документов, анкет, автобиографий офицеры определяют факторы, которые могут служить предпосылками отклоняющегося поведения.
По итогам наблюдения и оценки индивидуальной дисциплинированности командир может отнести к числу военнослужащих с отклоняющимся поведением солдат и сержантов, которые систематически или сознательно нарушают требования воинской дисциплины, которые в течение периода службы неоднократно совершали грубые дисциплинарные проступки, которые имели серьезные предпосылки к совершению воинских преступлений и происшествий.
Следующим направлением работы офицеров с воинами, имеющими ярко выраженные негативные качества, склонность к нарушениям воинской дисциплины, считается выявление причин, послуживших основой формирования отрицательной направленности личности, и определение эффективных путей педагогического воздействия на нее. Причины недисциплинированности могут носить как объективный, так и субъективный характер. Их выявление - сложный и трудоемкий процесс. В отдельных случаях недисциплинированность обусловлена специфической направленностью личности - такими потребностями и привычками, которые не могут быть удовлетворены без ущерба для воинского коллектива, состояния воинской дисциплины и боеспособности подразделения.
Исходя из выявленных недостатков, отрицательных личностных качеств и причин их возникновения, командир подразделения определяет пути и методы педагогического воздействия по корректировке мировоззренческих установок и поведения подчиненного. Педагогическое влияние на военнослужащего с отклоняющимся поведением - очень сложный и глубоко индивидуализированный процесс. К выбору методов, средств и способов воспитательного воздействия офицер должен подойти творчески, с выдумкой.
Основные средства педагогического воздействия на воинов, склонных к нарушениям воинской дисциплины, такие же, как и на всех остальных солдат и сержантов. Это все виды воинской деятельности: занятия по различным предметам боевой подготовки, служебные мероприятия, обслуживание техники. Особое место в перевоспитательном воздействии принадлежит общественно-государственной подготовке. В ходе занятий руководитель может давать военнослужащим с отклоняющимся поведением индивидуальные задания по изучению требований Российских законов, традиций Вооруженных Сил, основанных на дисциплинированности и беспрекословном выполнении приказов. Важным средством воздействия на подчиненных является правильная организация жизни, быта и досуга военнослужащих. Участие солдат и сержантов в благоустройстве и ремонте жилого фонда воспитывает у них бережное отношение к имуществу.
Перевоспитательная деятельность командира нуждается в постоянной оценке, анализе результатов и корректировке. Главной задачей и основным критерием эффективности работы с воинами, склонными к нарушениям, следует считать конкретный результат, количество перевоспитанных воинов и глубину усвоения ими норм дисциплинированного повеления.