Во-первых, социальные изменения в обществе породили целый комплекс проблем: экономических, социальных, политических, духовных и ряд иных повлиявших на состояние военной организации, что потребовало осмысления ситуации со стороны всех общественных наук.
Во-вторых, усложнились и стали более многообразными задачи военного строительства, что требует более широкого теоретического кругозора офицерских кадров.
В-третьих, возросла роль морально-психологического обеспечения в ходе ведения боевых действий и подготовки к ним.
В-четвертых, офицер – это не только специалист в определенной области военного дела, командир, призванный управлять воинским подразделением, но и социальный педагог, психолог, призванный обучать и воспитывать подчиненных, решать социально-психологические задачи. Кроме того, особо остро стоит вопрос о готовности офицерских кадров достойно исполнять свой воинский долг, их убежденности в значимости профессии защитника Отечества.
Традиционно принято считать, что гуманитарные и социально-экономические науки выполняют по отношению к любой военно-специальной области две основные функции – мировоззренческую и методологическую.
Под первой понимается их определяющее влияние на мировоззрение военных кадров, формирование которого происходит на прочном фундаменте цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Как отмечалось ранее, именно мировоззрение воина является определяющим в его отношении к воинской дисциплине и лежит в основе его дисциплинированности.
Методологическая функция гуманитарных и социально-экономических наук состоит в том, что они вооружают военные кадры общими принципами, научным методом подхода к изучению процессов и явлений общества, военного дела, современной войны, вопросов боевой и общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил. Наиболее значимая роль принадлежит философии, хотя методологическое значение для военной теории и практики имеют все общественные науки.
Мировоззренческая и методологическая функции гуманитарных и социально-экономических наук выступают в органическом единстве. Это выражается в том, что они, с одной стороны, выступают как средство объяснения действительности и определения своего отношения к ней (мировоззренческий аспект). С другой стороны, они являются как инструментом получения новых знаний об окружающем мире, как способ применения теоретических положений в процессе познавательной и практической деятельности военнослужащего, например, в процессе формирования дисциплинированности личного состава подразделения (методологический аспект).
Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин при всей его специфичности не является чем-то совершенно исключительным в системе вузовского образования. Эффективность обучения и воспитания курсантов во многом зависит от того, насколько преподавание осуществляется в соответствии с достижениями современной науки, в том числе военно-теоретической мысли, базе передовых педагогических технологий.
Исследование показывает, что основными факторами, влияющими на формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин являются:
- содержание преподаваемых учебных дисциплин;
- методика преподавания учебных дисциплин;
- научность преподавания;
- обеспечение военно-профессиональной направленности учебных дисциплин;
- соблюдение требований, вытекающих из общих закономерностей процесса обучения;
- преемственность и логическая последовательность в процессе изучения дисциплин;
- учет опыта изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин накопленного в военных вузах страны;
- проведение научных исследований, планирование и организация учебного процесса на их основе, вовлечение курсантов в научно-исследовательскую работу;
- связь преподавания с жизнью армии и флота, обобщение и внедрение передового опыта войск в учебный процесс и др.
Решающее значение в процессе формирования научного мировоззрения и, как следствие, высокого уровня воинской дисциплины курсантов приобретает субъективная сторона преподавания – деятельность преподавателей кафедры, которая раскрывается в методике преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Анализ научной литературы показывает, что основными требованиями к методике преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин являются:
- обеспечение соответствия содержания учебных дисциплин объективному содержанию каждой науки;
- реализация дидактических принципов в деятельности преподавателя;
- вооружение курсантов в процессе преподавания научными методами познания;
- учет специфики каждой дисциплины, а также конкретных разделов и тем учебного курса;
- раскрытие системы последовательно вытекающих одна из другой категорий, законов и положений каждой науки;
- изложение содержания дисциплин в соответствии с принципом – от конкретного материала к теоретическим обобщениям, а затем от научной абстракции – к практике, к вопросам жизни и боевой деятельности войск;
- обеспечение военно-авиационной направленности в преподавании дисциплин;
- обеспечение преемственности и логической последовательности и единства изучаемых дисциплин и др.
В настоящее время порядок изучения общественных наук в различных военно-учебных заведениях установлен руководящими документами Министра обороны. Согласно этим документам в высших военных вузах преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ с соответствующими дополнениями, учитывающими военный профиль. Установлена следующая последовательность прохождения учебных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Экономика», «Психология и педагогика», «Правоведение».
Опыт показывает, что такой порядок изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин способствует усвоению цельной и стройной системы научных знаний о законах общественного развития, позволяет обучающимся наращивать и углублять знания в процессе учебы в вузе, дает возможность отражать в преподавании современное состояние развития той или иной науки.
Начиная изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин с курса отечественной истории, курсанты знакомятся с основными этапами исторического развития России и ее Вооруженных сил. Изучение философии обеспечивает уяснение курсантами глубоких теоретических основ научного мировоззрения, методологической и логической базы науки в целом, ее составных частей – экономики, психологии и педагогики, правоведения, а также иных конкретных отраслей обществоведения. Вместе с тем философская подготовка позволяет будущим командирам овладеть основами методологии военной теории и практики, исходными принципами военно-научных исследований.
На основе исторической и философской подготовки осваивается культурология и экономика, что позволяет курсантам глубже понять законы общественного развития, историческое развитие культуры, условия и факторы возникновения, хода и исхода современных войн.
Логическим продолжением подготовки и выработке научного мировоззрения обучающихся является изучение курса социологии и политологии, играющего важную роль в обосновании путей развития и преобразования общества, его политической системы. Курсы психология и педагогика и правоведение, как бы венчающие курсы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе, позволяют обучающимся представить в обобщенном виде и твердо уяснить процессы развития общества и личности, регулирования правовых отношений. В процессе изучения этих курсов курсанты получают возможность обстоятельно уяснить военно-педагогические вопросы, правовые проблемы военного строительства.
В современных условиях усложнились связи военного дела с экономической, политической и духовной жизнью общества, что находит свое отражение в науке. С одной стороны, у философии, экономике, истории отечества, культурологии, политологии и социологии, правоведения расширился круг проблем, обусловленных влиянием военного дела на изучаемые этими науками общественные отношения, с другой – в военной науке приобрели большое значение философский, экономический и социально-политический и психологические аспекты. Поэтому особую роль в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин приобретает военная проблематика, которая, с введением государственных образовательных стандартов, существенно уменьшилась. Однако жизнь требует ее более глубокого исследования и освещения. Это обусловлено тем, что, во-первых, разработка и освещение военной проблематики необходимы для глубокого и конкретного познания самих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ведь войны и подготовка к ним влияют на общественные отношения, политику, идеологию, мораль. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины должны учитывать это влияние, чтобы дать истинную картину реально существующего общества, правильно ориентировать общественную практику. Во-вторых, необходимость усиления внимания к военным проблемам диктуется наличием так называемых смежных проблем, проблем на стыке наук, которые необходимо исследовать и отразить в учебном процессе. В-третьих, изучение военной проблематики гуманитарных и социально-экономических дисциплин исключительно важно для воспитания курсантов в духе постоянной готовности к защите Отечества, для формирования у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, в том числе и высокой дисциплинированности. В- четвертых, освещение военной проблематики гуманитарных и социально-экономических дисциплин предполагает необходимость учета материала военных и специальных дисциплин, тесную взаимосвязь, взаимопомощь и согласованную работу кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин с профилирующими кафедрами вуза, что благотворно сказывается на всем учебно-воспитательном процессе. Связь преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин с профилем учебного заведения дает возможность эффективнее формировать научное мировоззрение, умение офицера применять теоретические знания в практической деятельности. В то же время повышается воспитательная роль преподавания военно-специальных дисциплин, которые помогают вести к научному мировоззрению через данные своей науки.
Военная проблематика отечественной истории и культурологии связана с освещением военно-теоретического и культурного наследия, деятельности по созданию вооруженных сил, ее военно-организаторской работы по защите отечества в разные этапы исторического развития. Особое внимание уделяется периоду Великой Отечественной войны, а также деятельности по укреплению обороноспособности страны, усилению боевой мощи армии и флота в современных условиях. Философия является общей методологической основой военной науки и практики: важнейшие ее положения, принципы, законы и категории имеют прямое отношение к познанию сущности войны, закономерностей вооруженной борьбы, их исторической обусловленности. Военная проблематика экономики определена взаимосвязью и взаимовлиянием войны и экономики. Социология и политология, раскрывая объективные закономерности и пути развития общества и его политической системы, дает решение военно-социологических проблем, вопросов роли вооруженного насилия в отношениях между социальными группами. Психология и педагогика раскрывает психолого-педагогические основы подготовки подразделения и части в мирное и военное время. Правоведение – правовые основы военной службы.
Таким образом, круг военных проблем гуманитарных и социально-экономических дисциплин весьма широк и многообразен и все они, так или иначе, связаны с проблемой формирования высокой воинской дисциплиной курсантов.
Решению задач укрепления воинской дисциплины в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин будут способствовать:
- издание учебных пособий, где наряду с изложением основного содержания соответствующих наук, освещаются в систематизированном виде военная проблематика и, в частности, вопросы сущности воинской дисциплины и формирования дисциплинированности воинов;
- подбор дополнительной литературы, обзоры военных журналов, аннотированию монографий, военно-мемуарной литературы и привлечение к этой работе наиболее подготовленных курсантов;
- вовлечение курсантов в научно-исследовательскую работу кафедр по военной проблематике гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
- повседневное сотрудничество кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин с кафедрами военно-специальных дисциплин: их совместные заседания с обсуждением взаимосвязанных проблем соответствующих наук, заслушивание научных докладов, сообщений о проводимых исследованиях, о новейших достижениях в смежных областях науки, техники, военного дела, посещение и обсуждение занятий, рецензирование лекций;
- создание и реализация структурно-логических схем взаимосвязи гуманитарных и социально-экономических наук с другими науками, изучаемых в данном вузе;
- постоянное использование опыта изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин с учетом особенностей и специфики работы командных, инженерно-технических кадров в других военных вузах;
- повышение ответственности преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин за обеспечение единства обучения и воспитания, за формирование научного мировоззрения выпускников, которое является основой высокой воинской дисциплины и др.
Изложенные выше теоретические и практические вопросы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военном вузе составляют, на наш взгляд, наиболее важную, определяющую часть их направленности на формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов.