МЕСТО И РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕСТО И РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСАНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях роль системы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе военно-профессиональной подготовки, а следовательно, и в процессе формирования высокого уровня воинской дисциплины курсантов значительно возрастает. Для военных вузов это положение особенно актуально, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, социальные изменения в обществе породили целый комплекс проблем: экономических, социальных, политических, духовных и ряд иных повлиявших на состояние военной организации, что потребовало осмысления ситуации со стороны всех общественных наук.

Во-вторых, усложнились и стали более многообразными задачи военного строитель­ства, что тре­бует более широкого теоретического кругозора офи­церских кадров.

В-третьих, возросла роль морально-психологического обеспечения в ходе ведения боевых действий и подготовки к ним.

В-четвертых, офицер – это не только спе­циалист в определенной области военного дела, командир, призванный управлять воинским подразделением, но и социальный педагог, психолог, призванный обучать и воспитывать подчиненных, решать социально-психологические задачи. Кроме того, особо остро стоит вопрос о готовности офицерских кадров достойно исполнять свой воинский долг, их убежденности в значимости профессии защитника Отечества.

Традиционно принято считать, что гуманитарные и социально-экономические науки выполняют по отношению к любой военно-специальной обла­сти две основные функции – мировоззренческую и методологическую.

Под первой понимается их определяющее влияние на мировоззрение военных кадров, формиро­вание которого происходит на прочном фундаменте цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Как отмечалось ранее, именно мировоззрение воина является определяющим в его отношении к воинской дисциплине и лежит в основе его дисциплинированности.

Методологическая функция гуманитарных и социально-экономических наук со­стоит в том, что они вооружают военные кадры общими принципами, научным методом подхода к изучению процессов и явлений общества, военного дела, современной войны, вопросов боевой и общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил. Наиболее значимая роль принадлежит философии, хотя методологическое значение для военной теории и прак­тики имеют все общественные науки.

Мировоззренческая и методологическая функции гуманитарных и социально-экономических наук выступают в органическом единстве. Это выражается в том, что они, с одной сторо­ны, выступают как средство объяснения действительности и определения своего отношения к ней (мировоззренче­ский аспект). С другой стороны, они являются как инструментом получения но­вых знаний об окружающем мире, как способ применения тео­ретических положений в процессе познавательной и практиче­ской деятельности военнослужащего, например, в процессе формирования дисциплинированности личного состава подразделения (методологический аспект).

Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин при всей его спе­цифичности не является чем-то совершенно исключительным в системе вузовского образования. Эффективность обучения и воспитания курсантов во многом зависит от того, насколько преподавание осуществляется в соответствии с достижениями современной науки, в том числе военно-теоретической мысли, базе передовых педагогических технологий.

Исследование показывает, что основными факторами, влияющими на формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин являются:

- содержание преподаваемых учебных дисциплин;

- методика преподавания учебных дисциплин;

- научность преподавания;

- обеспечение военно-профессиональной направленности учебных дисциплин;

- соблюдение требований, вытекающих из общих закономерностей процесса обучения;

- преем­ственность и логиче­ская последовательность в процессе изучения дисциплин;

- учет опыта изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин накопленного в военных вузах страны;

- проведение научных исследований, планирование и организация учебного процесса на их основе, вовлечение кур­сантов в научно-исследовательскую работу;

- связь преподавания с жизнью армии и флота, обобщение и внедрение передового опыта войск в учебный процесс и др.

Решающее значение в процессе формирования научного мировоззрения и, как следствие, высокого уровня воинской дисциплины курсантов приобретает субъективная сторона преподавания – деятельность преподавателей кафедры, которая раскрывается в методике преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Анализ научной литературы показывает, что основными требованиями к методике преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин являются:

- обеспечение соответствия содержания учебных дисциплин объективному содержанию каждой науки;

- реализация дидактических принципов в деятельности преподавателя;

- воору­жение курсантов в процессе преподавания научными методами позна­ния;

- учет специфики каждой дисциплины, а также конкретных разделов и тем учебного курса;

- раскрытие системы последовательно выте­кающих одна из другой категорий, законов и положений каждой науки;

- изложение содержания дисциплин в соответствии с принципом – от кон­кретного материала к теоретическим обобщениям, а за­тем от научной абстракции – к практике, к вопросам жизни и боевой деятельности войск;

- обеспечение военно-авиационной направленности в преподавании дисциплин;

- обеспечение преем­ственности и логиче­ской последовательности и единства изучаемых дисциплин и др.

В настоящее время порядок изучения общественных наук в различных военно-учебных заведениях установлен руководящими документами Министра обороны. Согласно этим документам в высших военных вузах преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ с соот­ветствующими дополнениями, учитывающими военный про­филь. Установлена следующая последовательность про­хождения учебных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Экономика», «Психология и педагогика», «Правоведение».

Опыт показывает, что такой порядок изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин способствует усвоению цельной и стройной системы научных знаний о законах общественного развития, позволяет обучающимся наращивать и углублять знания в процессе учебы в вузе, дает возможность отражать в преподавании современное состояние разви­тия той или иной науки.

Начиная изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин с курса отечественной исто­рии, курсанты знакомятся с основными этапами исторического развития России и ее Вооруженных сил. Изучение философии обеспе­чивает уяснение курсантами глубоких теоретических основ научного мировоззрения, методологиче­ской и логической базы науки в целом, ее составных частей – экономики, психологии и педагогики, правоведения, а также иных конкретных отрас­лей обществоведения. Вместе с тем философская подго­товка позволяет будущим командирам овладеть основа­ми методологии военной теории и практики, исходными принципами военно-научных исследований.

На основе исторической и философской подготовки осваивается культурология и экономика, что позволяет кур­сантам глубже понять законы общественного развития, историческое развитие культуры, условия и факторы возникновения, хода и исхода совре­менных войн.

Логическим продолжением подготовки и выработке научного мировоззрения обучающихся является изучение курса социологии и политологии, играющего важную роль в обосновании путей развития и преобразования общества, его политической системы. Курсы психология и педагогика и правоведение, как бы венчающие курсы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе, позволяют обучающимся представить в обобщенном виде и твердо уяснить про­цессы развития общества и личности, регулирования правовых отношений. В процессе изучения этих курсов кур­санты получают возможность обстоятельно уяснить воен­но-педагогические вопросы, правовые проблемы военного строительства.

В современных условиях усложнились связи военного дела с экономической, политической и ду­ховной жизнью общества, что на­ходит свое отражение в науке. С од­ной стороны, у философии, экономике, истории отечества, культурологии, политологии и социологии, правоведения расширился круг проблем, обусловленных влиянием военного дела на изучаемые этими науками общественные отношения, с дру­гой – в военной науке приобрели большое значение философский, экономический и социально-политический и психологические ас­пекты. Поэтому особую роль в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин приобретает военная проблематика, которая, с введением государственных образовательных стандартов, существенно уменьшилась. Однако жизнь требует ее более глубокого исследования и освещения. Это обусловлено тем, что, во-первых, раз­работка и освещение военной проблематики необходи­мы для глубокого и конкретного познания самих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ведь войны и подготовка к ним влияют на общественные отношения, политику, идеологию, мо­раль. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины должны учитывать это влия­ние, чтобы дать истинную картину реально существую­щего общества, правильно ориентировать общественную практику. Во-вторых, необходимость усиления внимания к воен­ным проблемам диктуется наличием так называемых смежных проблем, проблем на стыке наук, которые необходимо исследовать и отразить в учебном процессе. В-третьих, изучение военной проблематики гуманитарных и социально-экономических дисциплин исключительно важно для воспитания курсантов в духе постоянной готовности к защите Отечества, для форми­рования у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, в том числе и высокой дисциплинированности. В- четвертых, освещение военной проблематики гуманитарных и социально-экономических дисциплин предполагает необходимость учета мате­риала военных и специальных дисциплин, тесную взаи­мосвязь, взаимопомощь и согласованную работу кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин с профилирующими кафедрами вуза, что благотворно сказывается на всем учебно-воспита­тельном процессе. Связь преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин с профилем учебного заведения дает возможность эффективнее формировать научное мировоззрение, уме­ние офицера применять теоретические знания в практической деятельности. В то же время повышается воспи­тательная роль преподавания военно-специальных дисциплин, которые помогают вести к научному мировоззрению через данные своей науки.

Военная проблематика отечественной истории и культурологии связана с освещением военно-теорети­ческого и культурного наследия, деятельности по созданию вооруженных сил, ее военно-организаторской работы по защите отечества в разные этапы исторического развития. Особое внимание уделяется периоду Великой Отечественной войны, а также деятельно­сти по укреплению обороноспособности страны, усилению боевой мощи армии и флота в современных условиях. Философия является общей методологической основой военной науки и практики: важнейшие ее положения, принципы, законы и категории имеют прямое отношение к познанию сущ­ности войны, закономерностей вооруженной борьбы, их исторической обусловленности. Военная проблематика экономики определена взаимосвязью и взаимовлиянием войны и экономики. Социология и политология, раскрывая объективные закономерности и пути развития общества и его политической системы, дает решение военно-социологических проблем, вопросов роли вооруженного насилия в отношениях между социальными группами. Психология и педагогика раскрывает психолого-педагогические основы подготовки подразделения и части в мирное и военное время. Правоведение – правовые основы военной службы.

Таким образом, круг военных проблем гуманитарных и социально-экономических дисциплин весьма широк и многообразен и все они, так или иначе, связаны с проблемой формирования высокой воинской дисциплиной курсантов.

Решению задач укрепления воинской дисциплины в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин будут способствовать:

- издание учебных пособий, где наряду с изложением основного содержания соответствующих на­ук, освещаются в систематизированном виде военная проблематика и, в частности, вопросы сущности воинской дисциплины и формирования дисциплинированности воинов;

- подбор дополнительной литературы, об­зоры военных журналов, аннотированию монографий, военно-мемуарной литературы и привлечение к этой работе наиболее подготовленных курсантов;

- вовлечение кур­сантов в научно-исследовательскую работу кафедр по военной проблематике гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- повседневное сотрудничество кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин с кафедрами военно-специальных дисциплин: их совместные заседания с обсуждением взаимосвязанных проблем соответствующих наук, заслу­шивание научных докладов, сообщений о проводимых исследованиях, о новейших достижениях в смежных об­ластях науки, техники, военного дела, посещение и об­суждение занятий, рецензирование лекций;

- создание и реализация структурно-логических схем взаимосвязи гуманитарных и социально-экономических наук с другими науками, изучаемых в данном вузе;

- постоянное использование опыта изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин с учетом особенно­стей и специфики работы командных, инженер­но-технических кадров в других военных вузах;

- повышение ответственности преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин за обеспечение единства обучения и воспитания, за формирование научного мировоззрения выпускников, которое является основой высокой воинской дисциплины и др.

Изложенные выше теоретические и практические вопросы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военном вузе составляют, на наш взгляд, наиболее важную, определяющую часть их направленности на формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов.

Просмотров работы: 1970