При этом на различных исторических этапах менялись духовные основы воинской дисциплины, представляющие собой совокупность определенных взглядов, идей и ценностей. Так, в дореволюционный период в основу дисциплинированности российских воинов вкладывалось чувство долга защитника Престола и Отечества, святость присяги и духовные начала, что требовало от солдата неукоснительной дисциплинированности и повиновения начальнику. В советский период особое внимание уделялось формированию сознательной воинской дисциплины. Она должна была в корне отличаться от дисциплины старой армии и строилась на высокой политической сознательности воинов. Как видно, важнейшей составляющей воинской дисциплины всегда была духовная составляющая. Это свидетельствует об актуальности определения основ воинской дисциплины российских офицеров в современных условиях.
Духовная же жизнь современного российского общества характеризуется, с одной стороны, освобождением общественного сознания от довлевших десятилетиями идеологических догм и стереотипов, утверждением в обществе новых духовных ценностей и ориентиров, а с другой – духовным вакуумом, неготовностью значительной части населения к преодолению трудностей переходного периода и восприятию нового. Нарастают такие негативные явления, как безнравственность, духовная опустошенность. Глубокой эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Девальвируются идеи патриотизма, верности воинскому долгу, самоотверженного служения Отечеству. Усиливается негативное информационно-психологическое воздействие на общество и воинские коллективы.
Новая Российская Армия создается на базе современных ценностей и имеет личный состав с соответствующим обществу сознанием, традициями, морально-психологическим состоянием, уровнем организованности, дисциплины, системой обучения и воспитания. Войсковая практика свидетельствует о постоянном росте количества нарушений воинской дисциплины, обусловленного низким уровнем сознания у отдельных воинов, отсутствием твердого уставного порядка в части, недостатками в воспитательной работе и формализмом в работе должностных лиц, отсутствием личной примерности офицеров и принижением роли младших командиров, нездоровой нравственно-психологической атмосферой в коллективах, искривлением дисциплинарной практики, неблагоприятными бытовыми условия в части и др.
Все это свидетельствует о том, что сейчас руководить военнослужащими стало гораздо сложнее, чем раньше. И это обусловлено не только социально-психологическими характеристиками людей, но и усложнением задач по поддержанию высокой боеготовности войск, освоению военного дела в условиях современного состояния инфраструктуры, вооружения и техники.
Особое значение в этих условиях должно придаваться воспитанию будущих офицеров. В воспитательной работе с курсантами военно-учебных заведений основные усилия должны быть направлены на формирование преданности Родине, гордости и ответственности за принадлежность к офицерскому корпусу, любви к военной службе, готовности образцово выполнить поставленные задачи, умений по обучению и воспитанию подчиненных в любых условиях; стремления стать высокоподготовленным военным профессионалом, внести вклад в развитие военной науки. В центре внимания должностных лиц вузов должны быть вопросы обучения будущих офицеров практике воспитательной работы с подчиненными, профилактике происшествий и преступлений, наведению и поддержанию высокой воинской дисциплины, твердого уставного порядка в подразделениях.
Дисциплина – сложное и многоплановое социально-нравственное явление, заключающееся в соблюдении людьми установленных норм и правил, обеспечивающих согласованное функционирование всех структур общества. Именно острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений составляет объективную основу дисциплины.
Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина. Содержание и специфика ратного труда требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов командиров, инструкций, наставлений. В отличии от дисциплины в обществе, воинская дисциплина характеризуется рядом специфических черт, продиктованных особенностями и назначением самой военной организации. В этой сфере дисциплина приобретает особую государственную значимость. Правила поведения людей детально регламентированы, определена правовая ответственность за их нарушения. Причем многие нравственные нормы включены в число воинских правил, подлежащих обязательному соблюдению. В военной сфере приобретает первостепенную важность беспрекословное повиновение, выступающее в единстве с активностью, самостоятельностью и инициативой всех военнослужащих.
Армия, как известно, является «слепком» с общественного строя. В условиях преобразования российского общества военная организация также находится в сложном процессе реформирования, и все социальные процессы во всей своей противоречивости, как в зеркале, отражаются в сфере строительства Вооруженных Сил
Реформирование Вооруженных Сил - процесс сложный и длительный. В этих условиях проблема поддержания дисциплины и правопорядка не только не снимается, но и приобретает первостепенное значение. Решающая роль в укреплении дисциплины и правопорядка, несомненно, принадлежит офицерским кадрам, которые столкнулись в своей деятельности с рядом проблем (теоретических, практических), имеющих как объективный, так и субъективный характер.
Выделим некоторые из них:
1. Проблемы, обусловленные изменившимися экономическими и социально-политическими основами воинской дисциплины:
- изучение воинской дисциплины как части общественной и государственной дисциплины в связи с изменением политической системы и социальной структуры общества, ростом социальных проблем (безработица, бедность, снижение доступности образования и медицинского обеспечения и др.) и как следствие снижение качественного состава военных кадров;
- изменение характера военной службы (переход на контрактную основу) и ее влияние на состояние воинской дисциплины и правопорядка;
- недофинансирование, невозможность обеспечить боевую подготовку, нормальные условия жизни, быта и отдыха военнослужащих, уставной порядок, (отсутствие современного вооружения и боевой техники, плохое снабжение нормами довольствия, отсутствие жилья, недостаточное денежное довольствие и др.).
2. Теоретико-методологические проблемы воинской дисциплины:
- определение сущности и структуры воинской дисциплины, соотношения дисциплины и дисциплинированности, возможности сознательного характера воинской дисциплины в современных условиях;
- изучение значения мировоззрения в формировании дисциплины и дисциплинированности, роли единоначалия во взаимоотношениях между военнослужащими, влияния социальной среды, специфики военной службы в связи с изменениями, произошедшими в процессе реформирования;
- раскрытие возможности и степени использования зарубежного опыта в формировании воинской дисциплины и дисциплинированности.
3. Правовые проблемы воинской дисциплины (неразрешенность ряда правовых вопросов применения дисциплинарных взысканий, контроля реализации властных полномочий командиров и др.).
4. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы заключающиеся в необходимости:
- разработки теоретико-методологических и методических основ формирования воинской дисциплины;
- определения значения, сущности и содержания политического воспитания военнослужащих, его влияния на формирование дисциплины и дисциплинированности;
- исследования вопросов о роли авторитета командиров (заместителей командиров по воспитательной работе), роли воинского коллектива, роли и места общественных организаций в формировании дисциплины и дисциплинированности;
- определения сущности педагогического воздействия на личность воина в процессе воспитания дисциплинированности;
- изучения значения и соотношения моральных и материальных стимулов в процессе воспитания дисциплинированности и др.