ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эволюция военной авиационной науки, особенно на современном этапе, ставит перед личным составом ВВС все более сложные задачи по обслуживанию и эксплуатации авиационной техники. Компьютеризация и автоматизация некоторых процессов снимает с человека часть затрат умственного и физического труда, расходуемых на их выполнение. При этом уровень ответственности военнослужащего не уменьшается, а многократно возрастает. Именно человеческий фактор приобретает решающее значение в ходе и исходе выполняемой задачи. Одной из определяющих характеристик личности военнослужащего, влияющей на общую производительность и организованность, является дисциплинированность. Она (дисциплинированность) играет первостепенную роль в организации и обеспечении полетов, в системе взаимодействия наземных и воздушных пунктов управления. Это качество должно быть присуще всем лицам авиационной структуры. Это в первую очередь связано с тем, что обслуживаемая авиационная техника дорогостояща и имеет особенности в эксплуатации, что, конечно же, требует от военного авиатора осознания необходимости быть дисциплинированным. Не стоит забывать и о том, что задача сохранения жизни летного и инженерного состава в условиях выполнения повседневных и боевых задач более приоритетна по сравнению с сохранением техники. В свете недавних событий это стало особенно актуальным. Причиной катастрофы истребителя ВВС России МиГ-29, произошедшей 12 мая 2005 года в Тверской области, стала недисциплинированность летчика. Об этом сообщила комиссия по расследованию этого чрезвычайного происшествия. В частности, следствие установило, что причиной катастрофы стали неправильные действия летчика. Пилот самолета на малой высоте попытался без разрешения руководства полетами выполнить одну из фигур высшего пилотажа – "бочку". Этот факт говорит о том, что в авиационной среде встречаются прецеденты нарушения дисциплины. В ответ на данное положение дел, в первую очередь, на всех уровнях руководства должен формироваться отвечающий безопасности полетов уровень сознательности, и проводиться анализ причин недисциплинированности. Для исследования обратимся к дефиниции понятий дисциплинированность и сознательность.

Дисциплинированность представляет собой резуль­тат осознания природы воинской дисциплины и необходимости со­блюдения ее требований [1]. Характеристика дисциплинированности включает в себя особое свойство сознания и соответственно определенную форму поведе­ния. Дисциплинированность, как особая часть индивидуального сознания имеет объективное содержание, так как отражает реально суще­ствующую дисциплину. В этом плане дисциплини­рованность может быть представлена, прежде всего, как форма челове­ческого знания, заключающего в себе определенный объем информации о дисциплине, понимание ее необходимости и полезности, справедливо­сти, роли и значения в повышении безопасности полетов. Осознание или же непонимание значения дисциплины формирует отношение к ней в виде переживаний, которые, в конечном счете, определяют поступки авиатора. Сознательным называется то, что осуществляется людьми в соответствии с заранее поставленными целями. Высшая форма сознательности основывается на познании законов природы и общества, предвидения как ближайших, так и наиболее отдаленных последствий деятельности людей [3].

Сознательность выступает, как способность, уменье отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать. Таким образом, сознательность – такое состояние духа, когда собственное поведение становится предметом критического самоанализа. Самоанализ позволяет выявить слабые места в своей практической и умственной деятельности, подвести к оптимальному построению личного функционирования в процессе конструирования, производства, обслуживания и эксплуатации авиационной техники. Таким образом, ук­репление дисциплины в ВВС возможно лишь через воспитание сознательной дисциплинированности. Диалектическая связь сознательности и дисциплинированности заключается в следующем. Быть сознательным, значит быть дисциплинированным. Но есть и исключения, когда человек сознательно нарушает дисциплину, но опять же в силу непонимания ее аксиологических критериев или же исходя из корыстных интересов. Но в большинстве случаев, если качество дисциплинированности отсутствует, значит, в чем-то ущемлена и сознательность человека. Верно и обратное утверждение. Дисциплинированный человек необходимо сознателен, в силу знания значения дисциплины для себя и коллектива в целом.

Заметим, что и среда, в которой происходит формирование необходимых качеств, так же может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в воспитании дисциплинированности отдельного субъекта. Если все вокруг проникнуты чувством высокой ответственности за порученное дело или за выполняемую задачу, то и каждый из членов коллектива в той или иной мере приобщается к общему настроению. И наоборот, коллектив, имеющий по большей части в своем составе безответственных и не желающих подчиняться регламентированным установкам членов, как правило, при отсутствии внешнего и внутреннего воспитательного воздействия обречен на выравнивание личностных качеств всех работников далеко не в лучшую сторону. На благотворное влияние окружающей среды на формирование личной дисциплинированности не раз указывали великие военные руководители, конструкторы военной техники и другие авторитетные лица. Так в своих воспоминаниях “Цель жизни” А.С. Яковлев изобилует примерами воспитания дисциплинированности через коллектив. Особенно горячи в эмоциональном плане воспоминания о работе в эскадрилье. Яковлев писал, что прежде чем коллектив по достоинству его оценил и принял, как своего, ему пришлось с ожесточенным рвением выполнять свои обязанности, никогда не считаясь со временем, то есть следовать общепринятым нормам эталонного поведения [4].

Таким образом, воспитание дисцип­линированности, представляет собой, по существу, формирование сознательного от­ношения к воинской дисциплине, воплощающегося в определенном поведении.

Поведение же, как известно представляет собой со­блюдение норм и правил, установленных государством для личного состава авиации. Это установлено в ряде государственных документов. Например, в федеральном законе "О государственном регулировании развития авиации" в статье № 7 п.1 говорится, что юридические лица осуществляющие разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, только при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все перечисленные условия говорят о том, что авиационная область имеет для страны огромное тактическое и стратегическое значение и отсутствие элементарной дисциплинированности у отдельно взятого авиатора, может иметь серьезные последствия, нанести удар по безопасности государства.

Авиационный работник должен стараться элиминировать в своих действиях стихийность. Это связано с присущим ей (стихийности) фактором риска, который не сочетаем с авиационной областью, основанной на точном расчете и продуманности действий. При наличии развитого сознания человек естественно способен как к самоанализу, так и сознательному отношению к своей деятельности. Быть сознательным, значит объективно воспринимать действительность и направлять свои поступки в русло познанной необходимости. Отметим, что авиация требует в своих рядах людей отвечающих перечисленным критериям.

Нарушения дисциплины, как следствие недисциплинированности, работниками авиации создают угрозу для безопасности полетов, для своевременного выполнения плановых заданий по производству, обслуживанию и ремонту авиационной техники.

Военнослужащий в первую очередь обязан хорошо знать свое дело, точно и своевременно исполнять возложенные на него служебные обязанности, проявлять необходимую инициативу и постоянно совершенствовать деловую квалификацию, неуклонно соблюдать требования приказов, наставлений, инструкций и других нормативных актов, действующих в авиации. Так же необходимо беречь авиационную технику, наземное оборудование, и другое имущество, обеспечивать своевременное и высококачественное обслуживание авиационной техники. Но не стоит забывать, что все-таки приоритетной задачей остается всемерное содействие обеспечению безопасности полетов. А этому содействует ежедневное воспитание дисциплинированности в авиации, путем формирования сознательного отношения к каждому из своих поступков.

Отметим, что начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Он обязан воспитывать их в духе неуклонного выполнения всех требований дисциплины, формировать сознательную дисциплинированность, развивать и поддерживать у них чувство ответственности за порученное дело, поощрять инициативу подчиненных, направленную на повышение качества работы, безопасности полетов, а также на улучшение других показателей в работе.

Руководитель обязан организовать работу подчиненных, подавать пример добросовестного выполнения служебного долга, четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным и проверять их исполнение. Но и каждый работник авиации обязан быть сознательным, проникнут чувством высокой ответственности, и знать те требования, которые к нему предъявляют. Помимо этих требований и сама организация, структура авиации должна быть совершенной. И далеко за положительным опытом ходить не надо.

Знаменитый авиационный конструктор и заместитель наркома по авиации А.С. Яковлев отмечал, что планирование работы авиационной промышленности должно быть централизованно и осуществляться государством [4]. Это будет способствовать прогрессу авиации, будут более эффективно решаться задачи создания боевых и пассажирских самолетов, исключит дублирование в массовом серийном производстве, тем самым сэкономит ресурсы государства. Это ответ на сегодняшнее общее качественное состояние военных и гражданских научных организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разрабатывающих военную технику для ВВС и авиации ВМФ РФ, которое характеризуется как катастрофическое.

Система предприятий ОПК, как совокупности акционерных обществ себя не оправдала – интеллектуальный и производственный потенциалы некогда высокотехнологичных предприятий полностью истощены, а они сами, за редким исключением, находятся на грани банкротства. Управляемость предприятиями ОПК государством полностью утеряна [3]. Фактически через систему акционерных обществ осуществляется целенаправленный процесс уничтожения ОПК России и перераспределение рынка ВВТ в сторону технологий ВПК США [2]. Помимо этого затянувшееся реформирование ВВС и ПВО может привести к полной утрате боеспособности этого вида вооруженных сил России. Остается догадываться насколько сознательным является уничтожение авиационной промышленности.

К чему рассуждения, если они не выявляют основную причину бед в авиации. Основных причин несколько. Выделим уровень экономического развития страны, «неясность» приоритетов с распределением финансов, характерное для нашего времени снижение коллективной сознательности и явные проблемы с дисциплиной труда. Уже давно не актуален лозунг: «Трудовой народ строй воздушный флот». Если не он, тогда кто? А для этого необходимо создать материальные условия и подготовить общественное сознание. Положительные примеры были, только они забыты.

Так или иначе, авиационное руководство должно понять, что нет и быть не может таких трудностей и таких препятствий, которые не преодолела бы сознательность, активность и заинтересованность. Это в полной мере касается и нынешнего кризиса в авиации. Высокий уровень сознательности, являясь важнейшим фактором воспитания дисциплинированности должен стать надежной опорой в строительстве военно-воздушных сил. Сделаем выводы:

- дисциплинированность представляет собой резуль­тат осознания природы дисциплины и необходимости со­блюдения ее требований;

- сознательность представляет собой способность, уменье отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать;

- ук­репление дисциплины возможно лишь через воспитание сознательной дисциплинированности;

- процессы формирования сознательности и воспитания дисциплинированности находятся в диалектическом единстве;

- существует необходимость переработки положительного авиационного опыта в вопросах организации деятельности, воспитания, формирования сознания с учетом сложившихся геополитических и экономических условий в стране;

- дисциплинированность играет первостепенную роль в авиационной сфере, включающей в себя авиационную науку, процессы конструирования, производства, обслуживания и эксплуатации авиационной техники;

- высокий уровень сознательности, являясь важнейшим фактором воспитания дисциплинированности, имеет все прерогативы стать надежной опорой в строительстве Военно-воздушных сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И.Н. Соотношение воинской дисциплины и дисциплинированности // Военная мысль. – 2005. – № 9. – С.14-17.

2. Ростопчин В.В. Трагедия военной авиации России: случайность или закономерность? – режим доступа: http://www.SciTecLibrary.ru.

3. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с.

4. Яковлев А.С. Цель жизни: записки авиаконструктора. – М.: Политиздат, 1987. – 270 с.

Просмотров работы: 1009