ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль младших командиров постоянно возрастает. В свою очередь, это обусловливает повышение требований, предъявляемых к сержантскому составу, совершенствование подходов к их отбору и подготовке.

Советский полководец и теоретик военного дела М.В. Фрунзе в своё время подчеркивал: «Младший командный состав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки воинской части» 1. Такой вывод актуален и в наше время. Нельзя не отметить, что негативные явления, связанные с нарушением уставного порядка, в войсках до конца не изжиты. В значительной степени из-за нынешней системы комплектования войск младшими командирами и организации их службы.

Офицеры нередко вынуждены опекать, подменять, подстраховывать и подправлять сержантов на всех этапах обучения и воспитания подчинённых. Происходит это потому, что устоялась система, при которой молодой человек со школьной скамьи, без предварительного отбора направляется в учебное подразделение, а через несколько месяцев ему доверяют командовать своими сверстниками и даже солдатами более ранних сроков призыва. Вступив в XXI век, необходимо смело решить этот давно назревший вопрос, так как оставлять и дальше офицеров без профессиональных помощников-сержантов недопустимо. По мнению специалистов, чтобы исправить данную ситуацию необходимо, во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей привлекательность службы на сержантских должностях; во-вторых, внедрение эффективной системой отбора кандидатов в сержанты [2].

В опросе приняли участие 56 респондентов: 28 преподавателей и 28 курсовых офицеров ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж) со сроком службы от 1 года до 17 лет. Им было предложено выбрать из перечня профессионально важных качеств те, которыми, на их взгляд, должен обладать командир отделения, чтобы эффективно выполнять свои должностные обязанности. Выбранные качеств должны были быть проранжированы по степени значимости. Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие закономерности.

Ни одним респондентом не были выбраны такие качества как: отзывчивость, надежность, коллективизм, общительность, добросовестность, подвижность, сосредоточенность внимания, оптимизм, быстрота реакции, стремление быть впереди всех, высокая чувствительность, деликатное отношение к подчиненным, желание оказать любую помощь, постоянство в дружбе, бесстрашие, доброта, усидчивость, самовосхваление, чуткость и умение проявлять заботу о подчиненных, скромность, властолюбие, хитрость, панибратство, любознательность, командный голос, умение сопереживать, оперативная память, психологическая совместимость.

Тридцать один процент опрошенных на первое место поставили личную дисциплинированность, 18,75% – умение быстро найти контакт с подчиненными, 12,5% – честность и по 6,25% – умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, ясную и разборчивую речь, целеустремленность, умение быть примером для других и справедливость.

Восемнадцать с половиной процентов считают, что на втором месте по значимости должно находиться такое качество как личная дисциплинированность, 12,5% – принципиальность и повышенное чувство ответственности и 6,25% на второе место поставили умение выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, самообладание, обязательность, высокий самоконтроль поведения, стремление к лидерству, энергичность в служебной деятельности, исполнительность, требовательность и политическую зрелость.

Еще 18,5% выделяют на третьем месте принципиальность, 12,5% – настойчивость, по 6,25% – личную дисциплинированность, самостоятельность, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, исполнительность, повышенное чувство ответственности, умение организовать работу личного состава, эмоционально-волевую устойчивость.

На четвертое место по значимости 12,5% респондентов ставят честность, а 6,25% – умение ориентироваться в сложной обстановке, ясную и разборчивую речь, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными, повышенное чувство ответственности, авторитетность, умение быть примером для других.

По 12,5% респондентов ставят на пятое место справедливость, умение быстро найти контакт с подчиненными, повышенное чувство ответственности, требовательность, физическое развитие и спортивные данные; 6,25% –исполнительность, стремление к лидерству, настойчивость, целеустремленность, честность и вежливость.

Умение организовать работу личного состава на шестом месте было обнаружено у 25% анкетируемых; авторитетность – у 12,5%; требовательность, уверенность, ровное настроение, усердие, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, самостоятельность, честность и принципиальность – у 6,25% респондентов по каждому из качеств.

По 12,5% респондентов ставят на седьмое место авторитетность и интеллект; по 6,25% – умение выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, принципиальность, справедливость, старание, тактичность, трудолюбие, требовательность, умение организовать работу личного состава, эмоционально-волевую устойчивость, умение быть примером для других, физическое развитие и спортивные данные.

Двенадцать с половиной процентов опрошенных выделяют физическое развитие и спортивные данные, а также умение быть примером для других на восьмом месте; по 6,25% на это же место ставят самостоятельность и гибкость мышления, эмоционально-волевую устойчивость, заинтересованность в действиях подразделения, уверенность в себе, требовательность, умение быстро найти контакт с подчиненными, ясную и разборчивую речь, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Авторитетность и наблюдательность как профессионально важные качества младших командиров на девятом месте видят 12,5% респондентов; умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, умение быстро найти контакт с подчиненными, критичность, тактичность, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность, правдивость, требовательность, эрудицию и интеллект, заинтересованность в действиях подразделения, умение организовать работу личного состава – 6,25% опрошенных.

На десятом месте по ответам 25% опрошенных находится физическое развитие и спортивные данные, 12,5% респондентов считают, что на этом месте должны быть ясная и разборчивая речь, стремление к самовоспитанию.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что наиболее важными из предложенных качеств, по мнению опрошенных, являются: личная дисциплинированность, физическое развитие и спортивные данные, умение быстро найти контакт с подчиненными, требовательность, принципиальность, умение организовать работу личного состава, честность, повышенное чувство ответственности, авторитетность и справедливость. Эти качества выбрали более 30%.

Однако, следует отметить, что в ответах офицеров из числа профессорско-преподавательского состава и офицеров курсового звена имеются значительные различия (рисунки 1, 2).

   

личная

дисциплинированность

   
 

умение выделять главное

умение принимать решения в короткий срок

ясная и

разборчивая речь

сосредоточенность

 

внимание к просьбам и

предложениям подчиненных

интеллект

стремление к лидерству

умение четко и

уверенно действовать

в сложных условиях

Рисунок 1 – «Модель» профессионально важных качеств младшего

командира, сформированная офицерами-преподавателями военного вуза

Так, преподаватели в большинстве ставят на первое место личную дисциплинированность (88%), а курсовые офицеры – физическое развитие и спортивные данные (85%) (в то время как преподаватели определили физическое развитие как первостепенно важное качество лишь в 33 % случаев). К числу наиболее важных, по мнению преподавателей (и незначительных, по мнению курсовых офицеров) также относятся: умение выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, повышенное чувство ответственности,ясная и разборчивая речь, сосредоточенность (по 44%), внимание к просьбам и предложениям подчиненных, эрудиция и интеллект, стремление к лидерству, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях (по 33%). В свою очередь, офицеры курсового звена отмечают высокую значимость иных качеств, таких как: умение быть примером для других, умение организовать работу личного состава, справедливость, требовательность (по 57%).

   

физическое развитие

и спортивные данные

   
 

личная

дисциплинированность

 

умение быть

примером для других

умение организовать

работу личного состава

справедливость

требовательность

Рисунок 2 – «Модель» профессионально важных качеств

младшего командира, сформированная офицерами курсового звена

Различен и перечень качеств, не отмеченных ни одним респондентом. Преподаватели не отметили заинтересованность в действиях подразделения, усердие, высокий самоконтроль поведения, целеустремленность, старание, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, трудолюбие, смелость и отвага в обстановке опасности и риска. Офицеры курсового звена не выбрали стремление к лидерству, самостоятельность, склонность к юмору, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию, гибкость ума, самообладание, вежливость, обязательность, энергичность в служебной деятельности, критичность, аккуратность, ровное настроение, уверенность, правдивость.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о различной направленности выбранных респондентами качеств. Так, среди выборов офицеров профессорско-преподавательского состава преобладают качества когнитивно-перцептивной направленности (умение выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, коммуникативные качества, сосредоточенность, внимательность, эрудиция и интеллект, стремление к лидерству, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях). Такая тенденция в ответах преподавателей может объясняться спецификой их деятельности, успешность которой как раз и определяется наличием подобных качеств. Офицеры курсового звена выбрали качества, носящие явно императивную направленность (умение примером для других, умение организовать работу личного состава, требовательность, авторитетность), что соответствует их «командирской деятельности».

Можно предположить, что, отмечая те или иные качества, респонденты исходили, главным образом, из специфики своей деятельности, что отчасти соответствует гипотезе о взаимосвязи личностных характеристик лидера и эффективности деятельности группы. А так как ведущая деятельность респондентов различна, то и экспертные «модели» младших командиров получились различными.

Необходимо отметить, что при рассмотрении теоретических аспектов лидерства была выявлена существенная роль в формировании эффективного лидера его личностного адаптационного потенциала, который не был указан большинством респондентов.

В этой связи была предложена иная, экспериментальная модель профессионально важных качеств младших командиров (рисунок 3):

Рисунок 3 – Экспериментальная модель

профессионально важных качеств младшего командира

В основу представленной модели положен личностный адаптационный потенциал, позволяющий в зависимости от конкретной ситуации адекватно реализовывать для управления личным составом другие личностные особенности. Среди качеств, определяющих эффективность деятельности младшего командира, можно назвать: лидерский потенциал, организаторские способности, мотивированность к выполнению служебных обязанностей, эмоциональную устойчивость, доминантность, общий уровень интеллекта, коммуникативную компетентность, эмпатию.

Эффективность и практическую целесообразность использования при подборе на должности младших командиров данной «модели» предполагается проверить в ходе дальнейших эмпирических исследований.

Литература

1. Белоусов А.В. Сержант – учитель для солдата / «Красная Звезда» – №82 (24 845). – 16-20 мая 2010 г. – С.4-5.

2. Устинов И.Ю. Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины: учебное пособие. – Воронеж, 2007.

Просмотров работы: 929