Военная профессия обязывает человека быть общительным, уметь привлекать к себе людей, что, в свою очередь, влияет на формирование благоприятного нравственно-психологического климата в воинских коллективах, их боеспособность, отвечающую современным требованиям.
Сегодня культура межличностных отношений как личностное образование становится социальным заказом общества, является не только результатом воспитания, но и условием подготовки специалиста, который должен владеть не только профессиональными навыками и умениями, но и иметь высокую культуру межличностных отношений, которая является основой культуры делового общения, культуры межнационального общения, культуры межличностного общения. В основе всех этих культур лежит уважительное отношение к человеку в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Культура не дается человеку от рождения. Процесс ее освоения каждой личностью связан с поисками, проблемами и ошибками. Осваивая ценности культуры, человек формирует самого себя и осуществляет становление своей неповторимой личности.
Культура (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание) – это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [1]. Она появляется и передается через общение, взаимодействие и влияет, в свою очередь, на него.
Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащихпредставляет собой целенаправленный процесс, осуществляемый в организованном военно-педагогическом процессе. Он предполагает формирование правовых, моральных отношений и личностных качеств военнослужащих, необходимых для осуществления их взаимоотношений на основе требований культуры (эмпатии, такта, уважения чести и личного достоинства и т.д.).
Воспитание военнослужащих – специфический процесс, в котором можно выделить ряд особенностей:
подготовку к бою в условиях современной войны;
преодоление трудностей и тягот военной службы;
проведение не только воспитания, но и перевоспитания;
осуществление воспитания командирами-единоначальнииками, наделенными достаточно широким кругом полномочий;
ярко выраженный регламентированный характер взаимоотношений в воинском подразделении и т.п. [1].
Эти особенности накладывают свой отпечаток на военно-педагогический процесс и во многом определяют его сложность и противоречивость. С одной стороны, трудности возникают в связи с большим объемом учебно-боевых, служебных и других задач, решаемых воинскими подразделениями (частями), не всегда высоким уровнем психолого-педагогической и военно-профессиональной компетентности некоторых командиров, низким уровнем моральной и физической готовности некоторых призывников к службе в рядах Вооруженных Сил. С другой стороны, хорошо регламентированная и четко организованная жизнь воинских частей, активная совместная социально значимая деятельность военнослужащих по решению задач вооруженной защиты Отечества создают хорошие условия для развития культуры взаимоотношений и достижения целей воспитания в целом.
Поэтому решение воспитательных задач по формированию культуры взаимоотношений военнослужащих осуществляется по нескольким направлениям:
психолого-педагогическая подготовка офицерского и сержантского составов воинских подразделений в вопросах воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих, повышение авторитета командиров всех степеней и актива подразделений на основе личного примера;
создание в процессе повседневной деятельности подразделений (частей) педагогических условий для формирования и развития воспитательной среды, способствующей повышению культуры взаимоотношений военнослужащих;
выявление и предупреждение (искоренение) нарушения военнослужащими уставных правил взаимоотношений между ними;
организация и осуществление комплекса воспитательных мероприятий по воспитанию культуры взаимоотношений военнослужащих;
организация всех сторон жизнедеятельности воинских подразделений (частей) в соответствии с требованиями военного законодательства, воинской этики, приказов командиров и начальников.
Профессиональная деятельность офицера в системе военного психолого-педагогического знания рассматривается в двух аспектах: военно-специальном и военно-административном. В военно-специальном аспекте офицер выполняет мероприятия, направленные на решение своих функциональных задач (выполнение функциональных обязанностей). При этом профессиональный контакт с другими военнослужащими осуществляется на личностном уровне, где действуют психологические законы и психологические механизмы деятельности людей.
В военно-административном аспекте профессиональная деятельность офицера направлена на выполнение должностных обязанностей как командира (начальника) подразделения. Среди его задач выделяются обучение, воспитание и психологическая подготовка подчиненных. Названные виды деятельности реализуются в психолого-педагогической сфере на основе существующих принципов военной психологии и педагогики. Кроме того, в своей профессиональной деятельности офицер находится в психологической системе внутриколлективных отношений, динамика которых оказывает влияние на каждого из его членов [2].
Повышение роли психолого-педагогической подготовки офицерского и сержантского составов в вопросах воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих, прежде всего, связано с динамичностью процессов, протекающих в подчиненных им воинских подразделениях. Работа командира (начальника) - это живая работа с людьми. Зная психологические механизмы взаимоотношений, он может эффективно строить работу по укреплению дисциплины и правопорядка среди своих подчиненных. Основные теоретико-методологические и практические положения военной психологии и педагогики в этом случае выступают базой и ориентацией в выборе офицером наиболее целесообразной модели, алгоритма и технологии учебно-воспитательной работы с подчиненными.
В реализации данного процесса особую роль выполняет воспитательная среда, предусматривающая развитие педагогического взаимодействия между командирами и подчинёнными в соответствии с гуманистическими принципами, которые предполагают следующее:
формирование мотивационной установки на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог;
наполнение учебно-воспитательного процесса, личностно-значимым содержанием для военнослужащего: информацией о правилах общения, нормах речевого этикета, специализированной лексикой речевого этикета;
использование средств обучения, способствующих активизации военнослужащих в межличностном общении;
повышение субъектной роли военнослужащего в педагогическом взаимодействии;
проявление дружеских чувств и других сплачивающих межличностных отношений: доверие, уважение по отношению к военнослужащим, высокая требовательность офицеров к себе и другим.
Четко продуманная и спланированная жизнь воинских подразделений, приведение всех ее сторон в соответствие с требованиями воинских уставов во многом способствует превращению ее в воспитательную среду.Иначе эффект воздействия будет значительно снижен или сведет все усилия к нулю из-за отрицательной микросреды. Это обусловлено тем, что организация жизни, согласно требованиям воинских уставов и этических норм и правил, обеспечивает накопление опыта правильного поведения военнослужащих, что дает возможность активного его превращения в потребности и привычки культурного поведения. Знания культурных норм и правил становятся убеждениями личности при их ежедневной реализации в различных видах воинской деятельности. Поэтому крайне важно при планировании и проведении воспитательных мероприятий в воинских частях и подразделениях помимо рассмотрения теоретических сторон культуры взаимоотношений предусматривать их практическое усвоение. Этому способствует создание комплекса педагогических ситуаций для проявления и закрепления полученных знаний, формирования и развития на их основе необходимых личностных качеств у военнослужащих.
Литература
Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Военное издательство, 1986. – 240 с.
Воинский этикет: Учебник / Под общ. ред. Б.В. Воробьева. – М., 2005. – 436 с.