ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве основных форм эстетическое воспитание военнослужащих включает в себя художественную деятельность военнослужащих, способную в образах искусства концентрировать эстетический идеал жизни; реальную практическую деятельность военнослужащих, преобразующую деятельность «по законам красоты» и идеалам прекрасного через труд, технику, в том числе через художественную самодеятельность.

Между этими двумя формами эстетического освоения действительности существует определённая взаимосвязь. Поэтому в процессе воспитательной работы необходимо учитывать основные факторы, которые способствуют переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс военнослужащих.

С точки зрения превращения эстетического идеала в реальность, процесс эстетического освоения действительности обозначается в ряде исследований (К. Гонзак, З. Коварж, П. Тучна и др.) понятием «эстетизация». Суть его выражается в специфически деятельном и личностном характере разрешения противоречий между эстетическим идеалом, созданным искусством и реальной деятельностью людей, в которой имеются конкретно-исторические средства реализации этого идеала.

Одним из факторов перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс военнослужащего является современная ситуация развития общества. Многие историки, этнографы, писатели подчёркивали, что для результатов общественного воспитания важно постоянство, сохранение качества и границ пространства в историческом времени. Неслучайно разрушение прежних границ СССР в начале девяностых годов прошлого столетия, сопровождавшееся резким изменением социально-экономического, морально-этического качества «нового» пространства России, создало серьёзные трудности в воспитании молодёжи [1].

Деидеологизация и отсутствие единой национальной идеи не способствовало развитию чувства гордости за свою страну. Это в свою очередь сделало невозможным достижение цели воспитания военнослужащих, в том числе и эстетического, определяемого как формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности.

Следующим фактором, оказывающим влияние на процесс перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс, является развитие духовной сферы военнослужащего. Согласно исходному смыслу развитие – это разворачивание вовне изначально присущих человеку свойств в соответствии с их естественными закономерностями роста.

Каждый человек в силу своей духовной активности способен стать субъектом собственного развития через самопознание, самообразование и самовоспитание, что составляет основу духовного развития и даёт возможность для раскрытия творческого потенциала личности – склонностей, способностей.

Под творческим потенциалом личности военнослужащего понимается способность проектировать своё духовное и профессиональное развитие, полёт фантазии. Это позволяет военнослужащим воспринимать и оценивать явления объективной реальности с эстетической точки зрения, претворять свои воззрения в практической деятельности.

Сущность эстетической осваивающей деятельности военнослужащего раскрывается в творческом решении поставленной задачи, позволяющего добиться более высоких результатов.

Необходимо учитывать, что развитие личности военнослужащего происходит в условиях определённой среды. Оно представляет собой освоение культуры данной среды (изучение воинских традиций, ритуалов, норм поведения и т.д.). Освоение культуры предполагает взаимодействие человека с окружающим миром, что активизирует процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

Кроме того, военнослужащий приобщается к ценностям принятым в воинской среде на протяжении многих исторических периодов (долг, честь, патриотизм и др.), познаёт общепринятые эталоны красоты, выражающиеся в ношении одежды, отношении к своей профессии, межличностном общении. Военнослужащий приобщается к данным ценностям, делая их своими внутренними эталонами. В результате такого развития у человека формируется «эмоциональный разум». Данный термин был введён в оборот американским социологом Даниэлом Големаном в начале девяностых годов прошлого столетия. Големан выделяет несколько составляющих эмоционального разума:

  1. знание себя – это способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей;

  2. саморегулирование – способность думать прежде, чем действовать, контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы;

  3. мотивация – это особая страсть к работе, несгибаемое стремление добиваться цели;

  4. эмпатия – это способность понимать эмоциональное состояние других людей и взаимодействовать с ними с учётом их чувственных реакций;

  5. социальный навык – умение находить общий язык, устанавливать и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности к этому [2].

Данные составляющие необходимы не только для эстетической осваивающей деятельности, но и для развития личности военнослужащего в целом.

Развитие духовной сферы военнослужащего, способствующее переходу эстетического идеала в реальную действительность связано не только с накоплением суммы знаний, но и с воспроизводством изученного в процессе творческой деятельности, она представляет собой единство активности, деятельности и установки на эстетическую деятельность.

Многообразие факторов в жизни человека, в том числе и перечисленные, накладывают на его воспитание определённые ограничения. Как отмечалось, назначение воспитания – содействовать становлению человеческого качества. В силу объективности и универсальности действия перечисленных факторов кардинально повлиять на их вмешательство в ход воспитания довольно сложно. Можно в какой-то мере компенсировать, корректировать, это действие с помощью педагогической деятельности.

Таким образом, по своей природе деятельность офицеров-воспитателей, способна быть фактором эстетического воспитания и как следствие – фактором перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс через практическую деятельность военнослужащих.

Ряд учёных подчёркивает, что в условиях нестабильности и неблагополучного социума воспитательная педагогическая деятельность выполняет функции, которые делают данный фактор одним из важнейших в процессе развития личности, перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс. К основным функциям деятельности офицера – воспитателя относятся:

  1. преобразующая функция (человеческое качество, систему отношений, педагогические условия, пространство воспитания и воспитательную среду) обеспечивает использование закономерностей процессов развития, формирования в интересах становления человеческого образа. Она реализуется в многочисленных формах, связанных с социализацией, поддержкой, коррекцией, адаптацией. В воинской среде к числу таких форм можно отнести диспуты на темы: «Как вы понимаете красоту армейской жизни?», «Почему подвиги во имя Родины благородны и возвышены?», «В чём красота твоей военной профессии?».

  2. Информационная функция, заданная необходимостью обмена культурным опытом между поколениями. Она реализуется в формах воспитывающего обучения, нравственного, этического, эстетического просвещения, свободного общения. В целях усиления эстетической стороны воинских ритуалов целесообразно организовывать циклы бесед и радиопередач об истории возникновения и глубоком патриотическом содержании ритуалов, существующих в Российской Армии. Необходимо оформлять стенды, выпускать фотогазеты, любительские киноочерки, посвящённые военной присяге, армейским ритуалам и церемониям.

  3. Коммуникативная функция обеспечивает диалогическое взаимодействие участников воспитательного процесса. Способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищённости и открытости. Одной из форм взаимодействия является совместная научная деятельность, выставки самодеятельного творчества.

  4. Организационная функция связана с необходимостью осуществления в воспитательных целях многообразной деятельности, а также управления развитием воспитательных систем и воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию военнослужащих.

  5. Демонстрационная функция обусловлена требованием эталонности действий офицера-воспитателя, призванного своим поведением транслировать военнослужащим культурные образцы, а также необходимостью формирования и предъявления идеалов воспитания.

Таким образом, офицер в данном случае выполняет функцию посредничества в воспитании. То есть он в этой функции выступает как посредник между личностью военнослужащего и всей человеческой культурой, помогая сбалансировать негативные стороны современного развития общества и личностного развития военнослужащего.

Анализу подверглись лишь наиболее значимые с нашей точки зрения факторы перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс. Их следует тщательно изучать, учитывать, прогнозировать и использовать в воспитательной работе с военнослужащими.

Литература

  1. Гуляева Л.И. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / Л.И. Гуляева. – М.: Знание, 2002. – 64 с.

  2. Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Военное издательство, 1986. – 240 с.

Просмотров работы: 1238