В переводе с латинского языка слово «дисциплина» означает обучение, воспитание и имеет три значения: обязательное для всех членов данной группы подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычка к строгому порядку; учение, наука, самостоятельная отрасль какой-либо науки. Впоследствии это понятие приобрело еще одно значение. Оно начало употребляться в качестве термина, обозначающего определенный уровень организованности.
В широком смысле дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы (коллектива), как необходимое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечивается коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.
В научной литературе имеется многообразие определений дисциплины, что обусловлено ее многоаспектностью. Так, по мнению С.И. Ожегова «Дисциплина – обязательное для всех членов, какого–нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» [5].
Несколько иную дефиницию дает Д.А. Волкогонов «Дисциплина – вид сознательно формируемых общественных отношений, посредством которых достигается соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения» [2].
В свою очередь, Л.С. Мальцев выделяет такой аспект – «дисциплина есть степень соответствия реального поведения и деятельности человека общественным и групповым нормам, требованиям правовых законов» [4]. Сопоставление данных определений показывает, что дисциплина как специфический вид отношений между людьми, заключает в себе единство объективного – требований общества (организации, армии, коллектива и т.п.) и субъективного – отношения людей к общественным и групповым нормам, требованиям правовых норм. Это подтверждает мнение, что дисциплина «сама по себе» не имеет значения, поскольку она «сама по себе» и не существует, являясь совокупностью свойств нормативно-организованной деятельности, зафиксированных в ее структуре, динамике и результатах».
Выделяются такие виды дисциплины, как государственная, трудовая, профессиональная и др. Особое место среди них занимает воинская дисциплина. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено особым характером воинской деятельности, требующим от людей, осуществляющих ее, предельной собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. Исходя из этого воинская дисциплина – это особая форма воинских отношений, необходимых для успешной совместной деятельности.
Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Однако развитие военного дела требует постоянного уточнения уставных положений, в том числе и касающихся воинской дисциплины. Этому посвящен ряд публикаций в периодической печати. Так, И.Н. Волков считает, что наиболее полно и точно сущность воинской дисциплины будет выражать такое ее определение: воинская дисциплина – это установление и поддержание порядка в Вооруженных Силах посредством строгого и точного соблюдения всеми военнослужащими норм, правил поведения, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Аргументы, высказанные данным автором, и позволяющие, по его мнению, уточнить уставное определение воинской дисциплины, вызывают определенные возражения у специалистов. Например, Н.М. Ильичев не соглашается с утверждением о том, что определение воинской дисциплины, данное в Дисциплинарном уставе, выражает ее сущность неполно и неточно [3]. Это выражается, по мнению И.Н. Волкова, в том, что будто бы в Уставе порядок рассматривается как нечто первичное.
А разве это не так? Разве порядок не является первичным? Разве он не устанавливается законами, воинскими уставами, приказами командиров? Кроме того, надо иметь в виду, что порядок является в известном отношении родовым понятием по отношению к воинской дисциплине. Ведь он (порядок) может быть не только чисто военным. Профессиональный порядок устанавливается на производстве, в реализации общегражданских прав, в медицинских учреждениях и пр. Но ведь в уставном определении воинской дисциплины речь идет именно о воинском порядке, т.е. таком, который устанавливается всеми перечисленными документами и субъектами, обеспечивающими совпадение данного воинского порядка с объемом и содержанием понятия «воинская дисциплина [1].
Как любое социальное явление воинская дисциплина имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, способ связи образующих ее элементов. Структуре воинской дисциплины присущи, с одной стороны, устойчивость (стабильность), обеспечивающая в основном упорядоченность воинских отношений, а с другой – динамизм, способность к развитию.
Важнейшим свойством воинской дисциплины и ее структуры является единство, так как соблюдение дисциплины обязательно для всех военнослужащих независимо от должности и звания.
В содержание воинской дисциплины А.Чанов включает:
- обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);
- отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;
- деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины [6].
Как видно, воинская дисциплина существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон. Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к военнослужащим, и порядок их выполнения. Эти нормы и правила составляют содержание воинской дисциплины. Субъективная же ее сторона проявляется в фактическом соблюдении военнослужащими установленных требований.
Поскольку основным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек, постольку основным компонентом структуры воинской дисциплины является дисциплина взаимоотношений между военнослужащими в процессе воинской деятельности.
Военнослужащие представлены различными категориями: офицерами и солдатами, начальниками и подчиненными, старшими и младшими. Отсюда наличие целой иерархии специфических подструктур: дисциплины взаимоотношений военнослужащих по призыву, призванных по контракту, дисциплины взаимоотношений офицерского состава, воинов срочной службы, женщин-военнослужащих, дисциплины взаимоотношений начальников и подчиненных и т.п.
В методологическом плане это означает, что в системе воинской дисциплины необходимо выделять как объект исследования одну из специфических подсистем – подсистему дисциплины воинских взаимоотношений и рассматривать ее как целостное образование, тесно связанное со своей исходной социальной средой – дисциплиной взаимоотношений членов общества.
Структура воинской дисциплины проявляется также через отношение военнослужащих к «вещам», т.е. к боевой технике, оружию, военному и государственному имуществу. Этот компонент структуры можно назвать технологической дисциплиной и включать в него, например, дисциплину обслуживания боевой техники, регламентных работ, и тогда элементом технологической дисциплины как целостной системы станет соблюдение (или нарушение) военнослужащими норм, регламентирующих взаимодействие с оружием, техникой, объектами окружающей среды. Это понятие следует подчеркнуть ввиду значительного количества происшествий, связанных с нарушениями норм и правил эксплуатации вооружения и военной техники.
Структура воинской дисциплины проявляется также через отношение военнослужащих к «процессам». Важнейшими для армии являются процессы управления боевой подготовкой, обучением и воспитанием военнослужащих. Дисциплина боевой подготовки реализуется в характере соблюдения или нарушения норм, правил и положений, регламентирующих организацию и протекание этого процесса. В ней можно выделить подструктуры дисциплины общевойсковой, специальной, технической подготовки, дисциплину боевого управления, маршей, походов, стрельб, досуга, отдыха и т.п.
Таким образом, компонентами совокупной структуры воинской дисциплины могут быть дисциплина боевой учебы, караульной и внутренней служб, обслуживания техники, досуга и т.п., то есть конкретные формы поведения воина на уровне отдельных видов жизнедеятельности. В каждом из отдельных видов дисциплины военнослужащего можно выделить элементную структуру индивидуальной дисциплины.
Элементная структура дисциплины отдельного военнослужащего иерархична и скоординирована. Отношения между компонентами воинской дисциплины разных уровней образуют вертикальные и горизонтальные связи, объединяющие их в единое целое. Анализ взаимосвязи компонентов дисциплины позволяет охарактеризовать дисциплину отдельного военнослужащего отношением «дисциплинированность–недисциплинированность».
Например, анализируя поступки военнослужащего, сопутствующие достижению позитивной цели деятельности, мы можем констатировать наличие дисциплинированного поведения. Однако, если эта цель достигнута противоправными средствами и способами, то те же самые поступки должны быть оценены как недисциплинированные.
На поведение отдельного военнослужащего накладывает отпечаток структура дисциплины деятельности, в которой он участвует. Военнослужащий является субъектом многих видов дисциплины, которые функционально обеспечивают различные виды его деятельности. Но в теоретическом плане мы можем абстрагироваться от этих воздействий и рассматривать дисциплину отдельного военнослужащего как относительно устойчивую форму его поведения.
В научной литературе выделяются различные особенности воинской дисциплины, которые представлены здесь в обобщенном виде:
- высокая социальная значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
- более высокие требования к исполнителям, чем со стороны других видов государственной дисциплины;
- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
- единоначалие как основной принцип военного строительства;
- совпадение целей законности и воинской дисциплины;
- детальная регламентация всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне ее;
- повышенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
- дисциплинарная ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
- неотвратимость, целесообразность и строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. д.
Определяя значение воинской дисциплины, следует отметить, что с помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская помощь. Соблюдение дисциплины дает возможность одновременного приложения усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления. В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций, обычаев люди научились соблюдению определенных правил, что способствует эффективному решению стоящих задач
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, исследуя феномен дисциплины, сделал следующие выводы:
- дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;
- дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;
- в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;
- дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;
- дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своих правах и возможностях;
- дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходится делать что-нибудь ответственное, требующее значительной отдачи.
Здесь также важно осознание необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для всего общества и государства.
Значение воинской дисциплины раскрывается в ее функциях. К ним относятся, прежде всего, организационная функция воинской дисциплины. Выступая способом социальной связи военнослужащих воинская дисциплина объединяет и направляет их совместную деятельность на защиту Отечества.
Прочность военной организации прямо и непосредственно зависит от характера и устойчивости этих социальных связей, образующих фундамент организованности и порядка в войсках, в результате чего обеспечивается реализация организационной функции воинской дисциплины.
Воинская дисциплина включает в себя систему правовых и моральных норм, которыми должны руководствоваться военнослужащие, как в ходе повседневной службы, так и в боевой обстановке. Это позволяет говорить о нормативной функции воинской дисциплины.
По мере развития общественных отношений стремление к высоким количественным икачественным показателям воинской деятельности приобретает все большую активность. Объясняется это тем, что в дисциплина в армии выполняет четко выраженную воспитательную функцию. Она воинской дисциплины проявляется в том, что помогает формировать и укреплять у каждого воина исполнительность, повиновение, организованность, сознательность.
Кроме того, в литературе выделяются информационная, адаптационная и дидактическая функции воинской дисциплины.
Таким образом, воинская дисциплина представляет собой определенную систему. Ее сущность и структура находят свое проявление в характерных чертах, определяемых спецификой военной службы.
При решении задач поддержания и укрепления воинской дисциплины и правопорядка необходимо определить теоретико-методологические основы формирования высокой воинской дисциплины.
Литература
1. Волков И.Н. В чем сущность воинской дисциплины // Военная мысль. – 2002. – № 3. – С.63–66.
2. Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. – М.: Воениздат, 1973. – 99 с.
3. Ильичев Н.М. К вопросу о сущности воинской дисциплины // Военная мысль. – 2003. – № 12. – С.60–63.
4. Мальцев Л.С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. – Минск: Прогресс, 2002. – 140 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ,1995. – 356 с.
6. Чанов А. Дисциплинированность – важнейшее качество воина // Ориентир. – 2001.– № 2.– С. 54-56.