Переходя к рассмотрению психологических основ развития культуры MJIO в воинских подразделениях, необходимо сначала рассмотреть сущность и механизм возникновения МЛО.
Личность развивается в реальных отношениях между людьми. Непосредственное общение, реальные связи и взаимоотношения людей в группе, обществе отражаются в их психологии, в характере МЛО. Отношение к личности со стороны окружающих определяется главным образом на основе ее нравственных и деловых качеств.
Главное отличие МЛО от других в том, что это конкретные отношения, в которые вступают конкретные личности. Ведь другие виды общественных отношений строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе. Но эти отношения реализуются в жизни через МЛО.
В.Н. Мясищев подчеркивал значение системы общественных отношений для развития отношений человека ко всем сторонам действительности от момента рождения до момента смерти. «Психологический смысл отношений состоит в том, что они являются одной из форм отражения человеком окружающей его действительности». Сознание человека фиксирует все происходящее вокруг через призму своего отношения к разным сторонам мира, частицей которого он является, в чем и выражается избирательная позиция личности.
Члены всякого класса объединены в многочисленные малые группы, но значимый репертуар поведения не задается этими малыми группами. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения - нравы, обычаи, традиции - которых нет в малых. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа.
Наивысшей формой развития группы является коллектив. Данная организационная форма обеспечивает наиболее эффективное доведение и принятие социально значимых ценностей и норм группы до всех ее членов.
Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик и целей группы, к которым относят групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение. Именно по этим характеристикам одна группа отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик, что позволяет ему идентифицироваться с группой. Все групповые нормы вырабатываются и принимаются группой на основе социальных норм и включают в себя и общезначимые, и специфические нормы. Групповые нормы, принятые человеком как лично значимые, становятся внутренними регуляторами поведения.
В военной психологии П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым и В.Г. Михайловским дается следующее определение МЛО: «Межличностные отношения - это различные виды и формы взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности». Важнейшей особенностью МЛО является их эмоциональный компонент.
Общение есть способ выражения и актуализации отношений. Основными характеристиками положения человека в системе МЛО является социометрический статус, в котором проявляется обобщенное эмоционально оценочное отношение людей друг к другу и взаимность, определяемая количеством взаимных выборов. Показатели социометрического статуса и взаимности объединяются показателем удовлетворенности отношениями. Иначе говоря, то, как данный человек относится и ведет себя с другими, будет определять поведение и отношение к нему других. Конкретные характеристики общения в коллективе связаны с нравственным и общекультурным обликом членов коллектива.
Для обеспечения успешного протекания процесса межличностного общения необходимо наличие у человека чувства эмпатии, соответствующий уровень воспитанности, а также умение выбирать нужные эталоны поведения в сложившейся ситуации общения. Этого можно достигнуть через собственный опыт, постоянное обогащение своих теоретических сведений из различных областей человекознания, формированием способности сопереживать другим людям и научением выбирать необходимые в данной ситуации способы поведения. При этом могут возникать специфические коммуникативные барьеры: эстетические, интеллектуальные, моральные, эмоциональные.
Подводя итог, можно сказать, что общение и внешние особенности личности являются важным фактором, влияющим на развитие МЛО в группах. Невозможно построить культуру МЛО в воинских подразделениях без воспитания культуры общения и без знания основ психологии развития отношений, факторов, влияющих на них.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1999.- 376с.
Варваров В.П., Мерзляк Л.Е. Командир и подчиненные. - М.: Воениздат, 1986. - 168 с.
Корчемный П. А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. Военная психология и педагогика. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.