Проблема этнической социализации и этнических взаимодействий среди представителей молодого поколения пока еще остается слабоизученной [1]. На данный момент молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.
В настоящее время данных и, соответственно, теоретических обобщений, касающихся становления этнической идентичности особенно у студенчества, недостаточно. Между тем для средне- и долгосрочного прогнозирования, разработки направлений и мер государственной национальной политики России в этой сфере важно понять, как формируется и каким становится этническое самосознание молодого поколения россиян, которое придет на смену нынешним взрослым поколениям.
Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудности решения подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные.
Огромное количество этнических конфликтов продолжает волновать общество в странах Африки и Латинской Америки [3]. Для Российской
Федерации данная проблема также является серьезной – например, на территории Российской Федерации зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск и около 20 кратковременных столкновений. Специалисты насчитывают свыше 100 возможных межэтнических противоречий, которые могут актуализироваться в вооруженные столкновения [4].
Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
В отечественной социологии исследованием этнических конфликтов занимались такие ученые как Ожиганов Э.Н., Дробижева Л.М., Здравомыслов А.Г., Веренко И.С., Фролов С.С. и др. Вместе с тем даже совокупный вклад всех этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, а создает только лишь методологические основы ее изучения.
Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить этнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении этническими конфликтами в многоэтничном обществе.
В мировой истории, особенно последних лет, накоплен разнообразный опыт урегулирования этноконфликтов [5]. Механизм, обеспечивающий это урегулирование, представляет собой сложную систему, компонентами которой являются:
1) организационные структуры (институты власти и другие государственные учреждения, политические партии и движения, общественные организации, религиозные объединения и самодеятельные образования населения, и т.п.);
2) установления, регулирующие поведение индивидов, социальных групп и их институтов (международное право, национальное законодательство, общественная мораль, религиозные заповеди, профессиональная этика, идеологические установки, обычаи, традиции, и др.);
3) характер и способы действия (побуждение, сдерживание, принуждение конфликтующих сторон, или – по другому основанию классификации – предупреждение, локализация, прекращение);
4) принимаемые практические меры (декларации и заявления, санкции к одной или обеим противоборствующим силам, миротворчество, налаживание переговорного процесса, подавление, и т.д.).
В зависимости от характера и степени напряженности конфликта его урегулирование может осуществляться на четырех уровнях – глобальном, региональном, национальном (страновом), местном (локальном).
Среди известных и используемых техник, стратегий по урегулированию межэтнических конфликтов в последнее время занимает преимущественную позицию интеграционный подход [6].
Методы урегулирования этнических конфликтов могут быть, по мнению А. А. Садохина, дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:
• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;
• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например, прекращение поставок оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;
• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает консолидированность групп в конфликте.
В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте. Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач.
Итак, подводя итог, следует отметить, что при возникновении конфликта, прежде всего, необходимо его локализовать, т.е. не допустить введения в него этнического и религиозного факторов, которые могут послужить катализатором для его эскалации. Кроме того, необходимо избегать упрощения проблем, жесткого противопоставления интересов, целей конфликтующих сторон: как бы ни развивала каждая из них свою аргументацию, в равной мере будут развиваться аргументы и другой стороны. Поэтому важно выйти за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмотреть ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон, например, гуманизма, демократии, свободы индивида, равенства и т.п. Очень важно исключить всякие бюрократические проволочки в решении возникших проблем. И, наконец, важноеусловие управления конфликтами – недопущение промедления в принятии мер; время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов, ибо промедление в признании конфликта и в управлении им приводит к эскалации действий и к усугублению последствий.
При этом не исключено применение государственного насилия по отношению к тем, кто нарушает законы, ущемляет права и свободы других членов общества. Оно правомерно как насилие над насилием, т.е. как отрицание насилия, которые чаще всего сопровождают этнополитический конфликт.
Список литературы:
1. Кутявина Е.Е. - Причины этнических конфликтов[Текст]/Е.Е. Кутявина-Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 241-248.
2. Иркутскстат - население [Электронный ресурс] Режим доступа: http://irkutskstat.gks.ru/Свободный
3. Павленко П.Д. - Основы социальной работы. [Текст] П.Д. Павленко Инфра-М 2008
4. Терешкович П.В. - Нация Философский справочник.[Электронный ресурс]/ http://www.filosofiya.su/word/naciia.htm/ Свободный
5. Гуриева С.Д. - Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов [Текст]/С.Д. Гуриева - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12:Психология. Социология. Педагогика. 2009 г. 76 с.
6. Сикевич З.В. - Социология и психология межэтнических отношений. Текст]/СПб.: Издательство Михайлова В.А. 203 с.
7. Ушева Т.Ф., О.А. Молокова - Основы конфликтологии: предметный словарь/ отв. ред. Т.Ф. Ушева, О.А. Молокова. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»,2013. 254 с.