ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Заячникова А.Ю. 1, Макеев В.А. 2
1Воронежский государственный архитектурно-строительный университет в городе борисоглебске
2Воронежский государственный архитектурно- строительный университет в городе Борисоглебске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление представляет собой процесс человеческой деятельности, направленный на реализацию задач, настроенных на достижение вполне определенной цели – преобразование в нужном направлении сознательно выбранного объекта. Управление организацией представляет собой определенную последовательность действий: осознание необходимости обновления (действие первое); создание нового видения организаций (действие второе); проведение изменений в организации (действие третье). Техника управления организацией представляет собой комбинацию ресурсов посредством планирования и организационного проектирования по критерию прибыльности; политика управления – распределение и комбинацию власти, вознаграждение доходов по критерию стимулирования; культура управления – создание системы ценностей управляющих и исполнителей по критерию соответствия целям организации.

Социологами управление рассматривается как функция различных систем, обеспечивающая сохранность базовой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, целей деятельности. Социальное управлениев расширительном понимании – это управление общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах. Социальное управление рассматривается в качестве сложного механизма регулирования взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов. При более узком толковании социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

«Социальное управление в широком смысле слова рассматривается как целеустремленная организующая деятельность людей, обеспечивающая согласование их действий, направленных на решение определенных задач»1

. Социальное управление является необходимым условием целенаправленной деятельности человека. Участие в коллективном труде и умение абстрактно мыслить (понятийное мышление) требуют установления коммуникаций. Необходимой предпосылкой такого регулирования деятельности людей в процессе их коллективной жизнедеятельности является наличие специальной системы накопления, хранения и передачи из поколения в поколения социально важной информации, определяющей действия людей, составляющих сообщество. В то же время, сознательное социальное управление детерминировано развитием идеального фактора, т.е. прямо зависит от уровня развития общественного сознания, которое непосредственно влияет на формирование и характер функционирования социальных институтов управления.

Социальное управлениев широком смысле слова – это управление общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах. Социальное управление рассматривается в качестве сложного механизма регулирования взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов. В узком смысле социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Эффективность форм и методов социального управления можно повысить за счет оказания своевременного управленческого регулирующего воздействия на объект с целью приведения его в желательное для управленца состояние. Саму же эффективность можно определить на основе проведенных социологических исследований. При этом необходимо определить, насколько обеспечен оптимальный состав и содержание приемов, операций и процедур в ходе управленческой деятельности. Кроме того, нужно выявить реально действующий порядок взаимодействия людей, которые максимально удовлетворяют интересы сторон управленческих отношений и соответствуют цели и задачам социального управления.

Любая деятельность, направленная на достижение поставленных целей, требует принятия конкретных решений, а результат этих решений зависит от информированности об объекте управления, как функционирующей целостности, знания характеристик, определяющих особенное поведение объекта. Наиболее распространенной ошибкой лиц, которые должны принимать решения, является неспособность к своевременному распознавания ситуации из за недостаточности необходимой информации. В условиях недостатка такой информации многие решения принимаются интуитивно. Сознательное управленческое решение возникает на уровне «второй сигнальной системы». «Второй этаж преобразует речевые знаки в направляющую цель и осуществляющую ее волю. Тем самым, социальное проникает внутрь индивида, а знаки, адресуемые человеческой средой, становятся внутренним законом его деятельности»1. Такой уровень управленческого воздействия, представляющего форму взаимодействия людей, отнюдь не является чисто информационным уровнем. С точки зрения социального управления в данном случае важно не количество передаваемой информации, и даже не её семантика, а прежде всего функция управления, прагматический эффект самого управленческого воздействия2.

В процессе функционирования системы не во все протекающие процессы необходимо вмешиваться. Лишь часть протекающих в системе процессов подвергается управленческому действию. От того, насколько правильно выбран объект управляющего воздействия, зависит эффективность процесса управления. Соответственно, не вся социальная информация вовлекается в процессы управления. «Социальная информация выступает как аспект и результат любого социального отражения, не обязательно «озаренного» светом сознания»3. Исходя из этого, условием эффективного управления является контроль над выбором цели и средств для её достижения. Такой социальный контроль осуществляется на сознательном

и бессознательном уровнях, которые взаимно проникают и дополняют друг друга. Отсюда, даже та информация, которая не осознается субъектом управления, используется в процессах саморегуляции .

Социология управления в большей мере акцентирует свое внимание не столько как на общие процессы управления, сколько на ее разновидности – на социальном управлении, поскольку объектом социального управления в отличие от практического менеджмента является не конкретный человек или индивиды, а сформировавшиеся в процессе их жизнедеятельности социальные системы более высокого уровня, чем сам индивид,

Главной функцией управления как социальной технологии является конструирование социальных организаций и организационных отношений. Сущность социологического подхода к управлению заключается в следующем:

а) социология управления изучает органы управления как социальные системы;

б) социальные цели управления определяются и реализуются с точки зрения социальных критериев (например, с точки зрения социальных последствий принимаемых решений);

в) воздействие на управляемые объекты рассматривается как выражение социальных отношений, возникающих в процессе управления;

г) социология управления изучает механизм социальной самоорганизации — внутриорганизационного или внутригруппового регулирования;

д) в целом сама социология управления может рассматриваться как средство макросоциальных изменений.

В социологии «управление»рассматривается как функция различных систем, обеспечивающая сохранность базовой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, целей деятельности.

С помощью социологических методов определяется также эффективность социально-управленческих решений, профессиональная и организационно-управленческая обоснованность принимаемых решений и максимальный учет интересов субъекта (ов) и объекта (ов) управления, а также общественных интересов. Углубление демократической природы социального управления, осуществляемого на федеральном уровне (уровне всего общества) требует применения соответствующих форм и методов социального управления.

В ходе подготовки социологических исследований форм и методов социального управления необходимо провести их классификацию. В соответствии с этапами управленческого процесса можно выделить циклы подготовки, принятия решения, организации и контроля выполнения управленческих решений, в зависимости от характера управленческого воздействия – по влиянию на сознание, волю и интересы людей. Формы и методы управленческого воздействия можно разделить на прямые и косвенные, а по масштабу применения – на общие (методы тестов, интервью и др.) и специальные (организации и оплаты труда и т.д.). Общие формы и методы должны уточняться применительно к специфическим характеристикам области применения, а специальные формы строятся в зависимости от особенностей деятельности людей, на которых они направлены, и используют содержание, отдельные элементы той или иной сферы деятельности. В каждом конкретном случае характер воздействия форм и методов должен отвечать целям и задачам, этапу и характеру управленческого процесса. В процессе управленческой деятельности используется соответствующая комбинация форм и методов, обеспечивающая комплексность воздействия.

Формы и методы, применяемые в процессе социального управления должны соответствовать содержанию каждого из этапов. При исследовании управленческого процесса на каком-либо из этапов (например, этапах предварительного анализа, подготовки решений, их выполнения) применяются один социологический метод или сочетание нескольких. Например, при изучении этапа выработки управленческого решения, независимо от содержания целей и задач, важно обратить внимание на проведение глубокого и всестороннего анализа существующих проблем, поиск различных путей их разработки. С профессиональной социологической точки зрения подготовка решения требует глубоких специальных знаний, выявление и согласование интересов различных социальных групп и личностей, всестороннего охвата проблем, определение оптимальных способов их решения.

Основой для применения форм и методов социального управления служат законы и принципы социальной деятельности человека, включенного в систему общественных отношений. По существу – это законы и принципы взаимодействия интересов людей в процессе совместной деятельности, проявления их социальных качеств в ходе реализации управленческих решений. Формы и методы социального управления призваны обеспечить такой состав и содержание приемов, операций и процедур в ходе осуществления управленческой деятельности, такой порядок взаимодействия людей, которые позволяют полнее выявить, выразить и согласовать их интересы, придать этим интересам общественно необходимую направленность, создать условия для реализации и развития социальных качеств человека.

Кроме целевого (организованного) субъекта на объект управления оказывает воздействие внешняя среда – от резко негативного до позитивного. Внешняя стихийная среда по отношению к объекту управления может быть инертной (индифферентной), позитивной и агрессивной. Нецелевыми субъектами такого воздействия на объект управления, в частности могут быть социальные нормы, ценности, традиции, общественное мнение и др. Активный субъект социального управления (актор) не может не учитывать в социально-управленческом взаимодействии состояние внешней среды и ее отношение в целом к объекту управления, и к принимаемым социально-управленческим воздействиям со стороны субъекта – в частности.

Базовую модель социального управления можно представить в виде конкретной схемы взаимосвязей объекта и субъекта управления, одновременно взаимодействующих с внешней общественной и природной средой и охваченных прямой и обратной связью. Механизмом приведения в действие такой модели является социальное нормирование, социальное планирование, социальное проектирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем в той или иной корпоративной системе.

Объектом формирования корпоративной культуры является сама организация. Управляющее воздействие со стороны субъекта оказывается как на организационные структуры, так и на целевую аудиторию, воспринимающую корпоративные ценности.

Объект, представленный при этом в виде организации, одновременно является и ее субъектом, поэтому также оказывает прямое воздействие на корпоративную культуру и трансформирует ее. Постоянное воспроизведение объектами корпоративной культуры корпоративных ценностей дает ей возможность устойчиво развиваться. В то же время внешняя и внутренняя среда корпоративной культуры постоянно меняется, что приводит к непостоянству норм поведения и циклов поступков. Члены корпорации вынуждены постоянно сверять свои действия с большинством или с руководящим большинством. Большинство членов корпорации могут, таким образом, превратиться в чересчур самокритичных и сомневающихся работников, то есть, по выражению Питера Вейлла, профессора Школы бизнеса и государственных административных систем при Университете им. Дж. Вашингтона, прийти в состояние приверженности делу4. Получается, что члены корпорации, всецело поддерживая своими действиями и поведением идеи корпоративной культуры, сверяют свои действия с наиболее привычными для данной организационной системы моделями управления.

Разработка и реализация конкретных мер, осуществляемых в рамках программы социального управления, включает: ядро механизма управления, социальная самоорганизация, организационный порядок. Ядро такой модели – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Орган управления организацией в такой модели может находиться как за ее рамками (внешнее управление), так и внутри самой организации (самоуправление). Социальная самоорганизация может быть выделена как самостоятельный элемент модели, включающий в себя такие компоненты как лидерство, шкалу престижа, механизмы неформального группообразования, социальные нормы. Третий элемент модели образуется из первых двух и включает в себя должностные решения, административный распорядок и др.

Поскольку в качестве субъектов управленческих отношений выступают люди и общности, законы и закономерности управленческих отношений представляют собой выражение связей между характером взаимодействия людей, включенных в совместную управленческую деятельность. Закономерности функционирования и развития управленческих отношений проявляют себя в виде устойчивой взаимосвязи общих и частных интересов участников управленческой деятельности. Носителем этих, обусловленных многообразием состояния и положения участников управленческого процесса интересов, являются субъекты управления. Взаимодействие особых интересов субъектов управленческой деятельности формирует закономерности функционирования и развития управленческих отношений. К таким закономерностям относятся: взаимное воздействие особых интересов субъектов управления; единство и независимость этих интересов; социальная направленность ответственности субъекта(ов) управления. Главные связи, лежащие в основе проявления закономерностей социального управления, формируются исходя из характера воздействия субъекта на объект управления.

Закономерности социального управления Шарков Ф.И. и Иванов А.В. делят на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта управления; 2) существенные связи между объектом и субъектом управления. Определение системы закономерностей функционирования и развития социальных объектов, формирование оптимальных управленческих отношений является предметом теории социального управления. Закономерности первого типа формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, систему взаимосвязей между ними, а также их способность в решении задач для достижения поставленных целей.

Возникающие противоречия при определенных условиях способны снизить эффективность управления, или даже разрушить целостный механизм социального управления. К открытому или латентному противоречию, или даже к негативным последствиям может привести отклонение интересов хотя бы одного из субъектов управленческой деятельности от общих принципов. Разрешение таких противоречий в системе социального управления осуществляется на основе реализации закономерностей единства и одновременной независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Оно служит источником развития механизмов социального управления5.

Субъекты управления могут быть связаны общей деятельностью и совместными действиями, осуществляемыми на основе единых целей. Это единство проявляется также и в закономерностях совместной деятельности, социальных процессов, в рамках которых они функционируют как субъекты, так и объекты управленческих отношений. В то же время реализация собственного интереса каждого из субъектов управления зависит от достижения общей цели, управляющее воздействие на организацию и процесс формирования корпоративной культуры могут также вмешиваться совершенно независимые внешние субъекты, о существовании которых управленцы возможно и не предполагали. Например, если большинство членов организации являются членами конкретного национально-этнического сообщества, их традиции, обычаи могут настолько изменить некоторые элементы корпоративной культуры, что традиционная модель управления для такой организации может оказаться неприемлемой. В данном случае национально-этнические обычаи берут на себя роль независимого субъекта управления, воздействующие на управленческий объект – корпоративную культуру – вне зависимости от желания руководства организации.

Тенденции развития управленческих отношений в системе социального управления должны учитываться как в рамках общих интересов (включая интересы всего общества), так и в рамках интересов отдельной личности, вовлеченной в этот процесс.

Таким образом, учет закономерности функционирования и развития отношений составляют объективную основу для осуществления социального управления.

Список литературы:

  1. Мысин Н.В. Теория социального управления. – СПб, 1998.

  2. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

  3. Мысин Н.В. Теория социального управления. – СПб, 1998.

  4. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. – М.: Наука, 2003.

  5. Вейлл Питер. Искусство менеджмента. – М., 1993.

  6. Шарков Ф.И, Иванов А.В. Механизмы и модели социального управления. –М.:Прометей, 2007.

1

2

3

4

5

Просмотров работы: 4889