ЦЕННОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАДИГМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦЕННОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАДИГМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных представительниц социальных наук является экономика. Результаты познания экономической жизни общества принято рассматривать в качестве результата познания того или иного ученого, той или иной экономической школы. Но вопрос о том, чем обусловлен интерес ученых-экономистов, почему именно тот или иной объект выбран для познания, – изучен не в полной мере. Исторически конкретный и оценочный характер экономической науки, тенденция к мировоззренческому и методологическому плюрализму, множество научных экономических школ и направлений – вызывает необходимость анализа ценностных аспектов экономического познания [2]. Объект в социальных науках не просто познается, а еще и оценивается. Если объект соответствует цели и отвечает духовным или материальным, этическим или эстетическим потребностям субъекта, то он может стать объектом познания [3].

Для того чтобы разграничить определения «ценность», «ценностная позиция», «ценностная установка», «оценка», «ценностная ориентированность экономического знания», «потребительская ценность», ценностный фактор», дадим пояснения по поводу границ их применимости, их соотношение, связи между собой.

По Менгеру, «ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует» [1]. Исходной точкой рассуждений Менгера является следующая мысль: «материальные блага приносят людям пользу, так как позволяют им удовлетворять свои потребности. Блага обладают значением для человека, а потому ценности субъективны, то есть являются феноменами его психики» [1].

Суть маржиналистского поворота состояла в понимании экономических ценностей как предельных параметров, конституируемых в процессах оптимизации всех сторон экономических процессов [1].

Для маржиналистов экономические понятия были одномоментными и не существенными определениями, которым они затруднялись дать какое-либо запоминающееся название. Экономические ценности интерпретируются неоклассиками в качестве переживаний, может быть реалий, но никак не ожиданий.

Совокупность действующих в обществе институтов составляет его институциональную среду. В свою очередь, институциональная среда создаёт ограничительные общественные рамки для принятия индивидуальных решений, задает систему положительных и отрицательных факторов, направляя деятельность людей по определенному руслу. Таким образом, институциональная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на хозяйственную деятельность. Жесткость сдерживающих рамок связана с плотностью институциональной среды. Плотность институтов в какой-либо социально-экономической системе можно определить как комбинацию показателей, включающих межинституциональную взаимозависимость, общие приоритеты и цели развития общества или его части, наконец, общие культурные нормы и ценности [8].

Если экономический, психоаналитический, волюнтаристский, географический подходы позволяют ответить на вопрос, почему, по какой причине, происходит то или иное явление, то ценностный фактор дает возможность ответить на вопрос, во имя чего оно происходит, и какой смысл в этом содержится. Ценностный фактор относится к разряду логических методов, позволяющих анализировать сущность явлений, исходя из отношения субъектов к реальности в целом и ее отдельным проявлениям в частном, выводя на осевую проблему философского порядка – проблему смыслообразования.

Практическое использование ценностного метода предполагает решить ряд задач:

1) выявление ведущих и вспомогательных ценностей предмета исследования (общества, эпохи, личности и т.д.)

2) анализ ценностей, как таковых (консервативные – прогрессивные, всеобщие – частные, устойчивые – временные);

3) изучение структуры ценностной иерархии (в том числе характера взаимосвязей отдельных ценностей);

4) поиск субъектов ценностей;

5) сравнение изучаемых ценностей с ценностями предшествующего периода, выявление и оценка тенденции их изменения;

6) создание аксиологической картины исторической эпохи;

7) осмысление влияния ценностей на характер экономических, социальных, культурных и иных отношений [9].

Посредством использования ценностного метода достигается более широкое понимание своеобразия типа общества (эпохи), видение его мировоззренческой, духовной атмосферы, понимание смысла и направленности социально-экономических изменений и процессов, осознание роли личности в общественных явлениях, прогнозирование вероятных перспектив общественного развития. Это позволяет более обстоятельно изучить отношения между материальной сферой и духовной жизнью, как индивида, так и общества в целом. Этот подход применим, как для описания макропроцессов построения общих моделей истории, так и при изучении микропроцессов конкретных явлений и процессов [9], что есть маркер его универсальности.

Список литературы

  1. Канке, В.А. Философия экономической науки: учеб. пособие / В.А. Канке. – М.: ИНФРА – М, 2009. – С. 384

  2. Кузнецова, М.В. Проявление ценностного подхода при определении предмета экономической теории /М.В. Кузнецова. – Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление» № 4 (7), 2011. – С.38-41. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media68605/09_kuznezova.pdf

  3. Микешина, Л.А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания / Л.А. Микешина // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 49-66.

  4. Bruhn M. Relationship Marketing/ M. Bruhn. – Prentice Hall, 2003. – с.2.

  5. Сооляттэ, А.Ю. Бизнес-модели на основе многосторонних платформ: инновации, революционно преобразующие бизнес/А.Ю. Сооляттэ // Менеджмент инноваций. – 2011. – № 2. – С. 88–93.

  6. Юлдашева, О.У. Маркетинговые стратегии бизнес-моделирования / О.У. Юлдашева, О.И. Юдин, В.Е. Прокопцов//Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4337

  7. Спешилова, Е.И. Ценностные основания познания в философии Баденской школы неокантианства / Е.И. Спешилова//Вестник ТГПУ, 2013 №5 (133). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-poznaniya-v-filosofii-badenskoy-shkoly-neokantianstva

  8. Шапкин, В.В. Методологические основания институционализма / В.В. Шапкин// Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3573

  9. Баева, Л.В. Ценностный подход в социогуманитарном познании и проблема фальсификации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/KR_3(32)2012/213-221.pdf

Просмотров работы: 808