ИМИДЖ РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИМИДЖ РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях возрастающей глобализации используются различные способы и средства воздействия на массовое сознание. Одним из инструментов является имидж политических или общественных деятелей, национальных предприятий или страны в целом. Сегодня, имидж человека, организации или целой страны может стать основной причиной побед или поражений во всех сферах жизни современного общества. Поэтому формирование позитивного имиджа страны в международном коммуникативном пространстве является приоритетной задачей для всех стран мира, в том числе и для России.

В процессе построения имиджа страны важную роль играет международный туризм. Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными – деловыми, познавательными, гедонистическими – ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. Туризм как организованное социально-экономическое явление начал развиваться лишь в середине XIX в. [9], т.е. со времени установления капитализма в наиболее развитых странах мира. По мере усиления международного взаимодействия возрастает и роль международного туризма. Сегодня мировой туризм – глобальное социально-экономическое и политическое явление.

Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан [10].

Одним из направлений развития международного туризма является деятельность по формированию имиджа регионов той или иной страны [11]. По данным международного опроса Anholt-GfKRoperNationBrandsIndex (NBI), измеряющего глобальный имидж 50 стран мира, Россия занимает 22 место в 2013 году [24], тогда как в 2009 году РФ занимала 21 место. Становится очевидным, что за последние пять лет имидж России не подвергся качественным изменениям. Имидж страны должен формироваться как совокупность целенаправленных, последовательных и систематических акций. Ему необходимо уделять большее значение в организации как внешнеэкономической, так и внешнеполитической деятельности российского государства.

Имидж страны складывается из таких элементов, как благосостояние граждан, уровень научного развития, военная мощь, национальное и культурное наследие, базовая форма государственного устройства и структура управления. Еще одним немаловажным элементом имиджа России является представление ее граждан о стране, то есть внутренний имидж. На внутренний имидж оказывает большое влияние имидж регионов.

В последние годы увеличился поток желающих посетить достопримечательности регионов России [40]. Немалый потенциал для развития туризма имеет и Нижегородская область, например, Бутурлинский район, выбранный автором работы в качестве объекта исследования. История, природный потенциал и географическое положение Бутурлинского района – все это является предпосылками для возможности развития туризма на территории этого района. В свою очередь, развитие туристической индустрии положительно скажется на экономике и в целом развитии района: увеличится занятость населения, уменьшится уровень трудовой миграции (в том числе молодежной), усилится деловая активность. Все это может оказать значительное влияние и на формирование позитивного отношения ко всему Нижегородскому региону.

Цель данной работы – разработка ряда предложений по созданию туристически привлекательного имиджа Бутурлинского района как одного из регионов РФ.

Для достижения основной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. определить основные понятия, в том числе понятия – «имидж», «бренд», являющиеся базовыми категориями исследования процесса конструирования имиджа;

2. проанализировать имидж России на международной арене;

3. выявить роль регионов в формировании имиджа страны;

4. оценить историко-культурный потенциал развития туризма в Бутурлинском районе;

5. проанализировать состояние инфраструктуры туризма Бутурлинского района;

6. описать сценарий продвижения Бутурлинского района как объекта внутреннего туризма.

Объект работы – исследование возможности региона как начального этапа конструирования международного имиджа страны.

Предмет исследования – исследование возможностей разработанного комплекса мероприятий по конструирования имиджа Бутурлинского района.

Гипотезой исследования является утверждение того, что в условиях современного рынка туристической индустрии необходимо создавать положительный имидж города или района, от которого напрямую зависит имидж страны в целом. Проделанная работа может стать начальным этапом в разработке будущего имиджа Бутурлинского района.

Работа состоит из содержания, введения, трех глав, списка литературы и источников информации и приложений. В первой главе рассматриваются понятия «имидж» и «бренд», а также способы и средства его конструирования. Кроме того эта глава помогает понять роль регионов в конструировании имиджа страны.

Во второй главе Бутурлинский район исследуется как привлекательное туристское направление развития внутреннего туризма в Нижегородской области. Начинается глава с характеристики района и описания историко-культурного потенциала. В этой главе проводится оценка туристской инфраструктуры района.

В третьей главе предлагаются возможные сценарии по созданию туристически привлекательного имиджа Бутурлинского района.

Методологической основой работы является метод моделирования, используемый для продвижения Бутурлинского района, исследование краеведческих источников, системный подход и методология конструирования.

Информационную базу курсового проекта составляют печатные и электронные источники, материалы бесед и опросов представителей местного населения и краеведов. Теоретической основой исследования стали труды М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» и другие источники. Для знакомства с историей края использовались книги и брошюры об истории Бутурлинского района.

1. 1.ИМИДЖ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ

1.1Имидж региона как элемент внутреннего имиджа

Для описания любого объекта или явления важным является выбор дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно исследовать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности [5].

Сохранившееся со времен политического противостояния «холодной войны» настороженное отношение к России со стороны ряда стран отрицательно влияет на объемы и условия инвестиций, объемы экспорта товаров и услуг и развитие въездного туризма. Тем не менее, для многих стран мира Россия представляется привлекательным рынком для сбыта, который набирает обороты.

Для изменения сложившейся ситуации и успешного развития въездного туризма, а также для формирования позитивного имиджа страны необходимо создавать привлекательные бренды регионов. Бренд – это набор качеств, связанных с именем бренда, и символ, который усиливает или ослабевает ценность продукта или услуги, предлагаемых под этим символом [39]. Все большое начинается с малого, так и имидж страны состоит из «подуниверсумов» региональных брендов, которые отражают весь туристско-рекреационный потенциал, а также производственную, научную, историческую и культурную идентичность.

Главной целью маркетинга территорий является привлечение потребителей-туристов, увеличение трудовых и инвестиционных ресурсов. Как следствие, все больше регионов России целенаправленно занимаются продвижением своих территорий, формированием узнаваемого регионального бренда.

Задачу брендинга регионов необходимо решать в комплексе с задачами социально-экономического, культурного, научного и производственного развития территории. Когда в регионе не решены проблемы в социальной сфере, когда население не обеспечено элементарными условиями жизни, а также отсутствует почва для развития предпринимательства, тогда финансовые вложения в брендирование территории будут мало результативными.

Региональные бренды – бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территории с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также же бренды товаров и услуг, идентифицирующихся с определенной географической областью.

В «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы» определены следующие задачи продвижения национального и региональных брендов [3]:

1. обеспечение разработки и реализации эффективной стратегии продвижения брендов на внутреннем и внешнем рынках;

2. формирование эффективной системы поддержания соответствия брендируемых товаров и услуг установленным стандартам качества и месту происхождения;

3. формирование механизмов частно-государственного партнерства в области продвижения национального и региональных брендов, обеспечивающих координацию деятельности государственных и муниципальных органов власти с деятельностью бизнеса.

Бренд территории представляет собой совокупность ценностей, эмоций и ассоциаций потребителей о конкретном географическом месте, его материальных и нематериальных характеристиках, местной культуре, которую формируют представления о привлекательности данного места, об уровне качества и стоимости местных товаров и услуг и отличают его от других территорий [37].

Для каждого региона России должен быть сформирован свой бренд, учитывающий сферу стратегических национальных интересов. Стратегии, направленные на создание благоприятного образа регионов, распадаются на следующий спектр задач [11]:

1. повышение уровня доверия к правительству страны, региона и одобрение их внешней и внутренней политики;

2. рост инвестиционной привлекательности;

3. повышение конкурентоспособности товаров и услуг;

4. развитие туристической сферы;

5. развитие культурных и научных межрегиональных и межгосударственных обменов и т.д.

На основе этих задач формируются уникальные образы, которые влекут за собой ключевые сообщения для передачи определенным целевым аудиториям.

1.2. Имидж региона: сущность и отличительные черты

В предыдущем параграфе говорилось о важности создания привлекательных брендов регионов страны для формирования ее имиджа. В связи с этим, в начале рассмотрения сущности и особенностей понятия «имидж региона» необходимо провести анализ различий этих определений: «имидж» и «бренд».

Имиджи и бренды, с точки зрения автора, – это модельные образы, формируемые путем скрещивания четырех проекций, исходящих от презентируемого субъекта и его адресной аудитории.

Имеются в виду следующие проекции:

•субъектных притязаний  то, каким образом презентируемый субъект выглядит в глазах общественности (образ аттрактива);

•присоединения к модельному образу – желаемая модель лояльного и преданного отношения публики к презентируемому субъекту;

•общественного мнения – то, как презентируемый субъект предстает в глазах общественности;

•общественных предпочтений – запросы, ожидания, ценностные ориентации, статусные притязания и мечты адресной аудитории [41].

Имидж и бренд – это специально сконструированные аттрактивные символические модели презентируемых субъектов, предназначенные для управления системой предпочтений и ценностных ориентаций публики с целью формирования социетальной коммуникации [41].

«Характер понятия «имидж» делает его дискурс похожим на дискурс шоу, спектакля. Другими словами, имидж «создает перед публикой шоу, согласно заданному стратегическому амплуа». Поэтому можно сказать, что дискурс имиджа – это дискурс амплуа или роли» [41]. Дискурс имиджа – это послания, которые маркируют (означивают) поверхностный слой образа [41].

Бренд же символизирует субъект в целом. Можно сказать, что самым принципиальным отличием бренда от имиджа является его частнособственнический характер. Он проявляется во всем: бренд стремится получить в свою безраздельную собственность не только всю символическую атрибутику – логотипы, дизайн, лицо фирмы, анимационные персонажи и т.д., но также и душу публики. Он ориентирован на абсолютную власть над душой потребителей, на превращение душ в свою собственность путем создания культа своего имени.

Имидж также не прочь завладеть душой публики. Для этого у него есть такой психологический инструмент как харизма, который, однако, применим только в отношениях между отдельными личностями и общественностью (у фирм и институтов харизмы не бывает) [41].

Слово имидж в переводе с английского image означает «образ», с латинского imago (связанного с латинским же словом imitari), «имитировать» [42]. Имидж  «образ» товара, услуги, предприятия, человека, сумма впечатлений, которые складываются в сознании людей и определяют отношение к ним [42].

Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др. В самом широком смысле образ города можно определить как совокупность характеристик города, отраженных в сознании людей. Целенаправленно формируемый образ территории называется имиджем региона.

Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, возникающих по поводу особенностей региона и складывающихся на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Имидж региона – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.

Бренд региона – совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона и является высшим проявлением эмоциональных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных преимуществ региона, активом региональной экономики.

Имидж региона обладает следующими свойствами:

1. Изменчивость. Из выше приведенного следует, что имидж, в том числе, имидж региона не статичен и изменяется во времени. Он может складываться и изменяться стихийно или целенаправленно (способы формирования имиджа региона на примере Бутурлинского района будут рассмотрены ниже). Изменение имиджа региона зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации. Данный фактор негативно влияет на сохранение образов.

2. Историчность. Имидж региона всегда связан с определенным историческим контекстом и социальной ситуацией. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Имидж региона имеет свою судьбу.

3. Относительная устойчивость. Устойчивость имиджа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов.

4. Комплексность. Все составляющие части имиджа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.

5. Плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить регион как единое целое. Данное свойство, относится, прежде всего, к крупному региону.

1.3. Средства конструирования имиджа региона

На начальном этапе создания имиджа региона, необходимо учитывать первостепенные задачи и цели, достижение которых необходимо для объекта имиджмейкинга:

 позиционирование объекта;

 формирование благоприятного имиджа объекта;

 поддержание и возвышение этого имиджа;

 корректировка и изменение имиджа;

 ориентировка на конкурента, отстройка от него.

Имидж региона неразрывно связан с маркетингом территории. Маркетинг территории предусматривает регулярные публикации о регионе, подготовку специальных информационных и презентационных документов; распространение информации о территории по официальным каналам; проведение семинаров, презентаций городов, участие (проведение) в ярмарках и выставках и т.д. Большой эффект дают публикации в СМИ, правдиво рассказывающих о возможностях и рисках городов, региона в целом.

Существуют разные подходы к формированию образа региона, но каждый из них не будет результативен без информационных месседжей. Средства массовой информации и на поле региональных войн (или союзов) останутся четвертой властью.

Имидж региона включает в себя следующее:

 статус региона. Статус региона – это место данного региона в структуре и иерархии других регионов страны по различным основаниям: степени развития, роли в экономической, политической, культурной жизни страны. Статус региона определяется потенциалом и ресурсами города (информационными, финансовыми, кадровыми и т.д.), в том числе и внешними связями с другими регионами и странами;

 облик региона. Под обликом понимается его внешний вид (архитектура, достопримечательности, природные особенности, местоположение, чистота улиц, освещенность дорог и т.п.);

 душа региона;

 региональный фольклор;

 стереотипы о регионе;

 мифология;

 эмоциональные связи с регионом (эмоции, чувства, ожидания, надежды, связанные с городом и отношение к нему);

 региональная символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн).

Образы различных регионов в разной степени насыщены каждой из этих составляющих, и от этого зависит яркость образа.

Успех в формировании имиджа региона напрямую зависит от того, насколько образ территории будет соответствовать ее объективным качествам, подкрепленными географическими, историческими и культурными особенностями. Но еще одной важной составляющей в оценке успешности имиджа региона является степень соразмерности ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, переселенца).

Конкурентоспособность региона определяется степенью его «брендированности», бренд региона является важной категорией рыночной экономики в целом. Бренд ориентирован, преимущественно, на внешние по отношению к нему, субъекты. Он должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. Наряду с «внешним эффектом» бренда, правомерно говорить о «внутреннем влиянии» бренда, направленном на развитие цивилизованных социально-экономических отношений среди жителей региона, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».

Этапы создания бренда региона.

Следует выделить два основных этапа создания бренда:

 поиск и выделение отличий. Отличие – это сочетание множества деталей, каждая из которых может быть очень индивидуальной и, как правило, весьма незначительной. Главное в успешном брендинге – это создание своей собственной темы, идеи – миссии, цели.

 усиление отличий. Состоит в возвеличивании мельчайших отличительных особенностей до тех пор, пока они не станут достаточно важными, чтобы произвести впечатление на умы других людей.

На формирование позитивной репутации любого субъекта федерации и на становление того или иного имиджа оказывают влияние две наиболее фундаментальные группы факторов: абсолютные и относительные.

1.Абсолютные факторы  это возможности самого региона, его внутренние характеристики такие, как географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, трудовой и образовательный потенциал, развитость инфраструктуры и коммуникаций. Абсолютные факторы, на наш взгляд, можно дифференцировать на географические, культурные, этнические, исторические факторы.

При формировании имиджа Бутурлинского района следует уделять особое внимание проблемам, которые могут повлиять на его успешность. Во второй главе была проведен подробный анализ преимуществ района и выделен ряд проблем, которые необходимо решить.

2.Относительные факторы  имиджевая кампания, целью которой является привлечение дополнительного внимания к региону и закрепление позитивного интереса к нему со стороны общественности. Сюда относятся:

 освещение успехов развития региональной экономики и социальной сферы в федеральных, региональных, отраслевых СМИ;

 проведение специальных мероприятий (тематических форумов, конгрессов, конференций);

 организация специальных PR-акций (выступления экспертов федерального уровня и лидеров общественного мнения по поводу ситуации в регионе и т.п.).

Бутурлинский район можно представить как регион в регионе. Этот район входит в состав Нижегородской области и является одним из элементов формирования ее имиджа. На данный момент степень участия образа Бутурлинского района в имидже области не достаточно велика. Реализация вышеописанных факторов поможет изменить данную ситуацию.

1.4. Современное состояние и тенденции развития международного туризма

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с растущим влиянием туризма на экономику каждой отдельной страны.

Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем [25]:

• Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы.

• Международный туризм – эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экс­порта», т.е. продажи туристам местных товаров.

В экономике государства международный туризм выполняет ряд важных функций [13]:

1. Международный туризм является источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости.

2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

Специалисты относят туризм к непроизводственной сфере, сфере услуг. Рынок услуг охватывает большой сектор мировой торговли – от строительства до заработной платы иностранным рабочим. Все эти виды деятельности объединяет тот факт, что их можно отнести к нетоварным коммерческим сделкам (и платежам по ним), заключаемым между лицами двух или более независимых стран и отражаемым в платежных балансах [30].

Международный туризм в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туризм в мировой экономике  один из ведущих создателей рабочих мест, так как создает свыше 75 млн. рабочих мест во всем мире. Каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма. Международный туризм обеспечивает занятость, прежде всего, молодежи и женщин, как в городах, так и в сельской местности [31].

Важной особенностью мирового туризма является создание первичных рабочих мест. Для молодого поколения легче и проще войти на рынок труда в этой сфере. Впоследствии не все продолжают свою трудовую карьеру в туризме, но, тем не менее, в туристической структуре молодое поколение играет все более важную роль.

Другая особенность международного туризма заключается в том, что меняются возрастные характеристики путешествующих туристов. Раньше основной контингент потребителей услуг индустрии туризма представлял собой людей, в основном, в диапазоне между 30 и 50 годами. В настоящее время в развитых странах мира люди, которые могут себе позволить путешествовать, живут дольше, выходят на пенсию более здоровыми. Постепенно увеличивается количество путешественников, которым больше 60 и 70 лет. Вместе с тем отмечается и другая тенденция: впервые за последнее десятилетие огромный сегмент молодежи в возрасте 16-18 лет также становятся активными туристами. Мировая практика свидетельствует о том, что создаются туристические компании, которые специализируются на молодежном туризме. Появляются они и в России [31].

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4 %. По данным Минспорттуризма России, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции  15,5 %, Испании  15,3%, Австрии  12,5 %, а в России всего 6,5 % (см. рис.). По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира [31] (Приложение 1).

Одной из тенденций развития рынка международного туризма являются интернет-технологии. Их развитие, в конечном итоге, может привести к возникновению самостоятельного туризма. Уже сейчас существует онлайн-экскурсии по музеям, галереям и выставочным комплексам, а вскоре можно будет посетить любой город земного шара, не выезжая за пределы собственного.

Еще одним направлением развития международного туризма может стать создание особой инфраструктуры туризма, которая будет учитывать национальные особенности туристов (размещение, питание, культурное наполнение программы и т.д.).

Таким образом, главной особенностью развития современного туризма является потребность в создании индивидуализированного туристского продукта, который бы соответствовал постоянно меняющемуся комплексному характеру потребностей туристов и мог бы быть гибко и быстро трансформирован с учетом воздействия политических, экономических и прочих факторов мирового развития [32].

1.5. Имидж России в коммуникативном пространстве международного туризма

«Согласно определению Всемирной организации по туризму, имидж страны – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений. Он определяется не только объективными характеристиками страны, её реальными достоинствами или недостатками, формальными показателями ее состояния и основными тенденциями развития, но и спецификой субъективного восприятия аудиторией данной страны» [6].

В настоящее время в России ведется работа над созданием положительного имиджа страны. Государство финансирует крупные информационные проекты, направленные на улучшение международного имиджа страны. По оценкам разных специалистов, этот процесс может занять до 20 лет с бюджетом до 1,5 миллиарда долларов в год. По данным Всемирной туристской организации при ООН, Россия вошла в 10 самых популярных туристических маршрутов за 2013 год. За этот год Россию посетило 28,4 миллиона иностранных туристов.

Туристический потенциал России весьма велик: уникальные историко-культурные достопримечательности, природные ресурсы и неповторимое своеобразие. Большая протяженность с запада на восток и от арктических широт до южных субтропических оказала влияние не только на особенности расселения, но и на формирование большого количества культур, каждая из которых не похожа на другую. Это в свою очередь привело к созданию абсолютно разных культурных артефактов. Южные регионы обладают богатым рекреационным потенциалом, а Крайний Север предоставляет уникальную возможность поучаствовать в сафари на оленях по тундре, увидеть северное сияние и отправиться в этнические туры.

Усредненный показатель туристского потенциала России составляет 55,%. Из этого следует вывод, что более половины территории страны со всем многообразием природно-географических и климатических ресурсов может быть использовано для развития различных туристических направлений [35].

Имидж страны, как и любого другого объекта, в значительной мере обусловлен ценностными установками воспринимающей его аудитории. Он формируется под влиянием вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта аудитории имиджа и слухов, влияющих на создание определенного образа. Имидж страны зависит от исторически сформировавшихся стереотипов мышления, инерции социально-культурных предубеждений, свойственных воспринимающей аудитории и отражает штампы ее исторической памяти. Сложившийся имидж страны позволяет при упоминании её названия сразу же строить целую цепь ассоциаций по отношению к данной стране и ее регионам. Поэтому качество имиджа страны, и в частности России, играет очень важную роль в развитии ее международного, экономического и социально-культурного статуса [34].

Но подобные стереотипы могут оказать и негативное влияние на имидж страны. Например, у Запада применительно к России сложился ряд констант, которые описал в своей книге «История Российской империи» М.Я. Геллер. По его мнению, российской политике свойственны «антизападничество», авторитаризм и экспансия. Безусловно, все эти константы имеют свои исторические предпосылки. Так авторитаризм воспринимался на Западе еще со времен Московского царства. При этом негативное отношение западных наблюдателей вызывало отсутствие в стране каких-либо противовесов абсолютной центральной власти [36]. Западноевропейская и русская цивилизация противоположны друг другу по менталитету, стилю и уровню жизни людей, но между тем имеют схожие черты (христианские корни). Фактор экспансии также исторически обусловлен. В XVII-XIX экспансия была свойственна всем империям, и Россия скорее следовала общему принципу, а не была одиозным исключением. В отличие от Британии и Франции, проводивших колониальную политику в Азии и Африке, она выдвигала на первый план понятные и близкие западноевропейцу «цивилизаторской миссии». В свою очередь Россия расширяла сферу своего влияние не только на Восток и Юг, но и на Запад, что в свою очередь отрицательно воспринималось западноевропейским обществом.

Нестабильное политическое положение Украины и степень участия России в этом конфликте актуализировали многие негативные стереотипы в отношении последней. Такие архетипы, как «Россия-империя» и «Россия-захватчик» вновь приобрели актуальность во взглядах жителей Западноевропейских стран. В 2014 году Евросоюз и США поэтапно ввели санкции в отношении российских политиков, бизнесменов и компаний. Подобные меры привели к снижению и туристической активности, как на «въезд», так и на «выезд» из страны.

Поэтапное внедрение демократических и рыночных принципов с учетом национальных особенностей и грамотной подачей соответствующих изменений на мировой арене в состоянии изменить имидж России в мире в лучшую сторону. Необходимо проводить работу по продвижению позитивных сторон российской жизни, в том числе и регулярную систематическую деятельность с западноевропейской аудиторией. Эта работа должна вестись не только в периоды кризисов в межгосударственных отношениях, когда происходит мобилизация информационных ресурсов, зачастую носящей характер «запоздавшей». Все это приводит к тому, что России проигрывает так называемые «информационные войны» и до жителей Европы и США зачастую доходит информация либо мало соответствующая действительности, либо не имеющая с ней ничего общего. Российским политикам, бизнесменам и общественным деятелям следует активнее участвовать на международных дискуссионных площадках с целью обозначения и донесения своей позиции по вопросам межгосударственных взаимоотношений.

«Мы не только живем в одном и том же мире, мы участвуем в бытии друг друга», – отмечали П. Бергер и Т.Лукман [14]. В книге «Социальное конструирование реальности» язык рассматривается как средство разделения «своей» реальности с «другими». Человеческий опыт объективируется и становится доступным не только своему создателю, но и другим людям в качестве элементов общего всем мира. Подобные объективации служат более или менее устойчивыми показателями субъективных процессов, происходящих с определенным человеком, с отдельной группой или целым государством. Это позволяет вывести эти процессы за пределы границы той или иной общности, в которых их можно было бы наблюдать. Язык – наиболее важная знаковая система человеческого общества, которая делает возможным непрерывное и одновременное понимание партнера по коммуникации.

Преодоление стереотипов, связанных с политической, культурной и/или социальной сферами является острой необходимость на данном этапе, поскольку это культивирует формирование негативного отношения к России. Для этого не нужно пытаться «догнать и перегнать», необходимо использовать весь комплекс информационных, творческих, культурных и исторических ресурсов, присущих именно России.

Одним из инструментов по формированию позитивного имиджа России и преодолению укоренившихся в сознании европейцев стереотипов может стать формирование имиджа отдельных регионов страны, что является целью написания данной курсового проекта.

2 .АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

2.1 Бутурлинский район как центр культурно-познавательного туризма: прошлое, настоящее, будущее

Бутурлинский район находится в 120 км от Нижнего Новгорода. Район относится к возвышенному правобережью юго-востока Нижегородской области. Общий рельеф холмисто-увалистый, сильно расчленен балками.

В дохристианские времена коренным населением Бутурлинского района была мордва. На территории данного района сохранилось более 50 названий мордовского происхождения: села, деревеньки, леса. Также встречаются названия, связанные с марийским и татарским присутствием.

Самое первое упоминание о Бутурлино (Приложение 2) относится к 1599 году в Арзамасских поместных актах. Но Л.М. Каптерев в книге «Нижегородское Поволжье X-XVI веков» говорить: «Интенсивная колонизация нижегородских земель началась после взятия Казани. Боярам и воеводам, участникам последнего Казанского похода (1552 год), царем Иваном Грозным жаловались за «разные великие службы» обширные поместья… Воевода Федор Иванович Бутурлин на пожалованной по реке Пьяне земле основал Бутурлино».

В связи с этим, официальным годом основания Бутурлинского района считается 1552.

С XVIII века основным населением края становятся русские. Их занятия: производство поташа – вещества, широко используемого в то время в мыловаренном, стекольном производстве, применявшегося также для выделки кож и при изготовлении сукна. После отмены крепостного права получили развитие ткачество, кузнечный, бондарный и гончарный промыслы. В конце XIX – начале XX веков волостное село Бутурлино становится заметным торговым центром. Известность получают проводимые здесь ярмарки.

Говоря о районе в целом, принято называть точную дату рождения. Она утверждена постановлением ВЦИК от 14 января 1929 года, которое гласило, что все губернии, уезды и волости реформировались в краевые, областные и районные административные системы.

С 1921 года, после введения НЭП, начала развиваться частная торговля и мелкое производство: мельницы, маслобойки, пекарни, шкорни, изготовление кирпича.

Сегодня Бутурлинский район славится своей Борнуковской камнерезной фабрикой. Село Борнуково расположилось в 40 км от Бутурлино. На территории этого села находится одна из четырех карстовых пещер России. «А какое незабываемое зрелище дает Борнуковская пещера! Солнечные блики ползут и играют на белых гипсовых стенах» (С.С. Станков, 1936 год).

В 1930 году в Борнукове было открыто художественное камнерезное производство. В 1937 году изделия борнуковских камнерезов экспонировались на художественной выставке в Париже. В годы перестройки камнерезный промысел стал постепенно угасать. Но в 2006 году научно-производственное объединение «Синь России» заинтересовалось пещерой и поделочным камнем ангидритом. Это дало новую жизнь камнерезному делу на территории села Борнуково.

В настоящее время при Борнуковской камнерезной фабрике открыт музей «Сказы древнего камня». В его экспозиции представлена история камнерезного промысла, которая неразрывно связана с «мраморной пещерой», расположенной на берегу реки Пьяна. Экспозиция музея состоит из изделий 50-90-х годов XX века (рис. 1 и 2), авторами которых являются мастера фабрики «Борнуковская пещера». Также среди экспонатов представлена галерея «Поэма в камне», представленная работами известных скульпторов, уроженцев села Борнукова – народного художника РСФСР Павла Ивановича Гусева и заслуженного художника России Виктора Ивановича Пурихова.

Рисунок 1. Борнуковская игрушка. Село Борнуково

Рисунок 2. Борнуковская игрушка. Село Борнуково

На территории Бутурлинского района находится Музей вишни, который считается единственным в мире. Открыт музей в 2007 году в селе Большие Бакалды. Начиная с XVII века земли вокруг этого села принадлежали боярину Борису Ивановичу Морозову. В это время Бутурлинский край уже славился своими обширными вишневыми садами. В XVIII веке в Бакалдах развернулось первое в крае промышленное производство – так называемая варочная, где из урожая вишни готовились маринады, наливки и соки. Производство сохранилось, и сегодня в Больших Бакалдах успешно функционирует консервный завод.

В экспозиции музея несколько разделов (рис. 3). Один из них посвящен истории села Бакалд и носит название «Напев прадедовской России». Центральный раздел рассказывает о родословной вишневого дерева, его появления и жизни на бакалдской территории. Третий раздел рассказывает об истории традиционного для здешних мест производства и Большебакалдском консервном заводе.

Рисунок 3. Экспозиция Музея вишни. Село Большие Бакалды

Еще в одном селе Бутурлинского района сохранился старинный парк, по которому прогуливался великий русский художник Илья Ефимович Репин. «Живя в Тарталее, я так был очарован и необыкновенной любезностью хозяев, и спокойствием и роскошью природы, и великодушием ко мне царицы Тарталея Елизаветы Николаевны…» – именно так он отзывался об этих краях.

Елизавета Николаевна Званцева – одна из последних владелиц Тарталейской усадьбы, правнучка Петра Павловича Званцева, сына турецкого паши, погибшего при взятии крепости Жванец в 1769 году. Попечение о турецком мальчике взял на себя Павел I, крестил его именем Петр, а отчество дал Павлович. Фамилия была образована от названия крепости Жванец – Жванцев, которая впоследствии трансформировалась и стала звучать как Званцев [22].

В 1796 году Павел I пожаловал своему крестнику Тарталей. Дети и внуки царского вельможи старались всячески благоустроить усадьбу. Они расширяли и ремонтировали старый барский дом, разбили роскошный парк, построили летний театр и небольшую школу для крестьянских детей. На сцене летнего тарталейского театра ставились пьесы Гоголя, Островского, Чехова, сцены из произведений Пушкина. К сожалению, усадьба не сохранилась и лишь старинный парк напоминает об известных людях, часто прогуливавшихся по нему.

В селе Уварово Бутурлинского района сохранилась Никольская церковь (рис. 4) 1857 года постройки. Она является памятников архитектуры федерального значения. Крестово-купольная архитектура, пятиглавие представляют традиции восточного и древнерусского зодчества. Наружные украшения и высокие узкие окна привносят элемент эклектики, характерный для архитектуры середины XIX века. Отдельной колокольни не было, звонницы расположены в правой передней башенке, к которой ведет узкая винтовая лестница.

Рисунок 4. Никольская церковь. Село Уварово

В поселке городского типа Бутурлино – административного центра Бутурлинского района работает Бутурлинский историко-краеведческий музей. Здание, в котором расположен этот музей, построено в 1884 году в стиле провинциального классицизма. Его украшает декоративный пояс из лекального кирпича, пилястрами и орнаментным карнизом. До революции дом принадлежал купеческой семье Силантьевых, об истории которых рассказывает экспозиция «Силантьевская горница».

Другая экспозиция музея посвящена людям, прославившим свою малую Родину далеко за пределами Нижегородской области. Особое место в ней отведено Герою Советского Союза маршалу артиллерии В.И. Казакову, уроженца села Филиппово Бутурлинского района. Часть экспозиции «Знаменитые земляки» посвящена Званцевым – владельцам Тарталейской усадьбы, где на рубеже XIX и XX веков была сосредоточена культурная жизнь Бутурлинского края.

Таким образом, Бутурлинский район обладает потенциалом, чтобы стать центром культурно-познавательного туризма. Самобытность сохранившихся промыслов и уникальность музеев может привлечь заинтересованных туристов.

2.2. Оценка инфраструктуры туризма Бутурлинского района

Для успешного развития туризма в современных условиях недостаточно наличия привлекательных туристских ресурсов. Количество посещений того или иного туристического объекта в значительной мере зависит от возможности свободного доступа потребителя – туриста. Если, например, к природному ресурсу нет дороги, то массовое посещение объекта становится затруднительным и зачастую невозможным. Поэтому второй необходимой составляющей индустрии туризма после самих туристских ресурсов является развитая инфраструктура (Приложение 3). Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма [26]. Складывается она, как уже говорилось выше, из транспортной системы, имеющихся в районе средств размещения туристов, инфраструктуры общественного питания и развлечений, а также организация, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов. Благодаря развитию инфраструктуры туризма происходит популяризация туристических ресурсов, повышение их привлекательности, доступность для туристов и, соответственно, увеличивается туристический поток.

Рассмотрим инфраструктуру размещения

Развитие массового туризма требует достаточно комфортных условий пребывания на месте посещение. Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, является ведущим фактором и базой туризма. Зачастую гостиничные фонды периферийных районов, к числу которых можно отнести и Бутурлинский район, не соответствуют установленным нормам.

В Бутурлинском районе на данный момент действуют лишь одна небольшая гостиница. В гостинице «На кольце» всего два четырехместных номера со всеми удобствами.

Полноценное развитие туризма невозможно при таком состоянии инфраструктуры размещения. Наличие сформировавшейся и соответствующей всем нормативным требованиям системы размещения – это непреложное требование экономики любого туристического центра, который ставит своей целью получение больших доходов от приема туристов и эксплуатации туристских ресурсов: природных, исторических и социально-культурных объектов, которые включают в себя объекты показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов.

Не менее важных фактором инфраструктуры размещения является уровень квалификации работников гостиниц. Для этого весь обслуживающий персонал должен пройти профессиональную подготовку. Степень подготовки должна соответствовать предоставляемым гостиницей услугам. Персонал всех категорий гостиниц должен уметь создавать на территории гостиницы атмосферу гостеприимства, должен быть готовым доброжелательно выполнить просьбу проживающего; в отношении гостей должен проявлять терпение и сдержанность. Кроме этого, все работники гостиниц должны проходить периодическое медицинское освидетельствование для получения соответствующего сертификата. Следует обратить внимание на внешний вид персонала: форменная одежда, в ряде случаев включающая значок с указанием имени и фамилии.

Строительство новых гостиниц, особенно среднего класса, требует значительных затрат и длительных сроков окупаемости. На данный момент у Бутурлинского района нет инвестора, который мог бы вложить средства в устранении проблем с размещением туристов. В такой ситуации слабого развития принимающей базы заслуживает внимания идея привлечения частного сектора для размещения туристов. Это может быть привлекательно для иногородних туристов, которым, помимо осмотра исторических и социально-культурных объектов, возможно, будет интересно отдохнуть и восстановить силы на территории района. Поиском желающих сдать квартиру или комнату могут заняться сами туристы или фирмы, занимающиеся организацией поездки. Также, подобную информацию могут предоставлять сотрудники МБУК «Центр досуга, ремесел и туризма», расположенный по адресу улица Ленина, дом 105.

Еще одним вариантом размещения небольших туристических групп может стать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДООЦ «Надежда».

Перейдем к рассмотрению инфраструктуры общественного питания

Еще одной важной составляющей туриндустрии является сфера общественного питания. Туристическая программа может быть спланирована на один день и вопрос необходимости размещения туристов не стоит в таком случае, но питание – это неотъемлемая часть любого турпродукта.

Система общественного питания включает в себя рестораны различной классности, бары, кафе и столовых, пунктов быстрого питания и самообслуживания, удовлетворяющими потребности посетителей в пище туристского центра или региона. Все они составляют важнейшую составную часть инфраструктуры туризма.

В настоящее время в Бутурлинском районе достаточно предприятий питания, способных удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе и баров, а также улучшение качества обслуживания в них.

Перечислим организации системы общественного питания: кафе «На кольце», расположенное в здании гостиницы на развилке дорог около села Валгусы Бутурлинского района, закусочная «Трактир» (около села Валгусы Бутурлинского района), кафе «Бест Хауз» (ул. Ленина, дом 101), кафе «Светлые зори» (ул. Ленина, дом 101, 2 этаж), магазин-кулинария «Отличный вкус» (ул. Ленина, дом 101), закусочная «Ива» (ул. Ленина, дом156), кафе-бар «Виктория» (ул. Ленина, дом 280), кафе «Чайная» (ул. Ленина, дом 141а).

Преимущество данных предприятий заключается в том, что они способны удовлетворить самые разные потребности туристов – от быстрого перекуса до полноценного обеда. Привлекательными их делают хорошее качество пищи, большое разнообразие блюд, как русской, так и других национальных кухонь и соответствующий установленным требованиям уровень обслуживания. Кроме того, практически все вышеперечисленные заведения расположены непосредственно в центре административного центра Бутурлинского района – поселке городского типа Бутурлино или недалеко от главных туристических объектов района.

В непосредственной близости от достопримечательностей района необходимо организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных летних кафе позволит сократить дефицит предприятий питания в тех субъектах района, где он особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения и осмотра объектов туризма. Важно отметить, что это не является непосредственной задачей администрации музеев или сел, в которых они расположены. Подобную функцию могут взять на себя уже существующие предприятия питания и организовать выездные кафе. Сотрудничество с крупными фирмами района позволит добиться минимальных инвестиционных расходов и быстрого возврата капитала.

Известно, что инфраструктура развлечений – это элемент мировой индустрии

Одной из целей путешествия людей является развлечения. Древнеримский тезис «Хлеба и зрелищ» был и остается актуальным до сих пор. Развлечения – это не только забавы и удовольствия, но и мировая индустрия. Развлечения относятся к числу главных мотивов туризма, без них не обходится ни одна поездка. Отправляясь в путешествие, люди хотят получить новые знания и впечатления, положительные эмоции и острыми ощущения.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях) также сопровождается развлечением [33].

Туристам в Бутурлинском районе предлагаются развлечения на любой вкус от посещения музеев и выставок до участия в праздниках и фестивалях, проводимых только на территории данного района.

Например, в мае, во время цветения вишневых садов, в селе Большие Бакалды проводится Праздник вишни. У туристов и гостей праздника есть возможность принять участие в обряде прославления вишни, познакомиться с историей разведения этого древнего плодового дерева, узнать о полезных свойствах вишни и рецептах лакомств из нее. Участники праздника – лучшие творческие коллективы Нижегородской области.

На территории района проводится областной хоровой фестиваль-конкурс патриотической песни «Наша слава, наша память» (единственный подобный фестиваль в Нижегородской области), в котором принимают участие хоровые коллективы, вокальные ансамбли и солисты Детских школ искусств и музыкальных школ Нижегородской области.

В августе жители Бутурлинского района празднуют День основания посёлка Бутурлино. Неотъемлемой частью этого праздника является театрализованное действо, повествующее о событиях истории, выступление лучших творческих коллективов района, среди которых лауреаты и дипломанты международных, всероссийских, областных конкурсов и фестивалей народный фольклорный ансамбль «Переливница» и народный ансамбль ложкарей «Скоморошина» Бутурлинской Детской школы искусств. На улицах поселка туристы могут встретить самого Ивана Грозного, Бутурлина, прогуливающихся барышень Званцевых и других исторических личностей Бутурлинского края.

В сентябре туристы могут стать участникам праздника «Борнуковская слобода» в селе Борнуково. В празднике принимают участие профессиональные и самодеятельные коллективы, мастера народных промыслов и ремесел.

В ноябре проводят Бутурлинские чтения имени маршала артиллерии, Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова с участием представителей семьи именитого полководца, а также именитого художника России скульптора В.И. Пурихова. Центральной частью проекта является конкурс творческих работ людей, неравнодушных к истории родного края.

Туристы могут посетить выставки работ профессиональных и самодеятельных художников, мастеров народных промыслов и ремесел в выставочном зале районного Дворца культуры. Проводятся выставки хохломы, золотого шитья, фотографии, живописи, дамского рукоделия, который демонстрируют калейдоскоп талантов Нижегородской области [22].

Такие мероприятия формируют с течением времени особую известность региона и действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных представлениях.

Индустрия развлечений играет значительную роль в индустрии туризма, поскольку ставит своей целью создание условий в получении удовольствий и развлечения туристов для удовлетворения их потребностей в отдыхе.

Кроме того, индустрия развлечений решает задачи по воспитанию, формированию оптимистического настроения, образования, развития культуры человека, формируя и развивая личность.

Отметим особенности информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура включает в себя бронирование и резервирование мест, информационные и рекламные службы. Информационные услуги необходимы как организаторам туристической программы, так и самим туристам.

«Большую роль играют современные электронные средства информации, прежде всего, сеть Интернет, где на своих сайтах регионы могут предложить пользователям детальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей, создать своеобразные виртуальные путешествия, в том числе по музейным экспозициям. Новая форма развития регионального туризма – создание информационных туристских центров, которые предоставляют различную путевую информацию приезжающим туристам и формируют обратную связь с туристским рынком» [27].

Готовясь к путешествию, да и во время него, туристу необходимо получать наиболее полную информацию о месте пребывания, нормах, правилах и обычаях данной местности, схемах транспортной магистралей и так далее. Для этого в индустрии туризма существуют различные информационные службы, которые осуществляют деятельность по предоставлению необходимых сведений о путешествии туристу.

Зачастую описание путешествий и туристических маршрутов в виде специальной и популярной литературы, побуждающей потенциальных потребителей туристских услуг отправляться в путешествия. Например, в современной туриндустрии особое внимание уделяется изданию красочных брошюр, путеводителей и буклетов, которые бесплатно раздаются туристам.

Сотрудниками МБУК «Центр досуга, ремесел и туризма» Бутурлинского района выпущено уже несколько брошюр, содержащих необходимую для туристов информацию. Например, туристическая карта-путеводитель «Бутурлинский район» содержит историко-географическую справку, информацию о музеях и достопримечательностях Бутурлинского края. Также в брошюре перечислены мероприятия, проводимые на территории района. Кроме того есть полезная для туристов информация об организации экскурсий, гостиницах, кафе, больнице и банках. (Приложение 4)

Буклет «У камня в сокровенной глубине» содержит сведения об ангидрите, добываемом в Борнуковской пещере, об истории развития камнерезного промысла на территории села и о прославившихся в этом ремесле мастерах. (Приложение 5)

«Древнее дерево счастья»  буклет, посвященный музею вишни, раскрывает особенности сортов вишни, историю создания вишневых садов в селе Большие Бакалды и о самом музее. (Приложение 6)

Кроме того Отделом культуры Бутурлинского района выпущены несколько брошюр, посвященных истории Бутурлинского края. В них, помимо исторических фактов о районе, содержится информация о знаменитых бутурлинцах. (Приложения 7 и8) Есть и издания для совсем юных туристов. Две книги со сказками выпущены в рамках программы «Развитие культуры Бутурлинского района на 2011-2013 гг.». (Приложения 9 и 10).

Сегодня все большей популярностью пользуется возможность получения сведений о существующих туристических направлениях с использованием современных электронных средств информации. В частности, сеть Интернет предлагает пользователям детальное описание туристических центров, туристических услуг и даже виртуальные путешествия. На данный момент, наиболее полно сведения о достопримечательностях Бутурлинского района представлены на сайте Отдела культуры района [32]. Для каждого туристического объекта на сайте есть краткие сведения и фотографии.

Инфраструктура транспорта.

Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает значительное влияние на туристическую привлекательность района. Транспортную инфраструктуру туризма составляют транспортные организации, занимающиеся перевозкой пассажиров.

На сегодняшний день добраться до Бутурлинского района можно двумя способами: пригородными поездами (по маршруту Нижний Новгород – станция Смагино) и с автостанции города Нижний Новгород (по маршрутам:Нижний Новгород – Бутурлино, Нижний Новгород – Гагино, Нижний Новгород – Большое Болдино).

Более 15 лет пассажироперевозки в пределах района и до Н. Новгорода осуществляет муниципальное предприятие «Бутурлинопассажиравтотранс»

За 2011 год коллектив предприятия оказал услуги по перевозке пассажиров на сумму более чем 12мл. рублей, причем, себестоимость оказанных услуг снизилась на 1,2%.

Перевезено 300 тыс. человек.

Пассажирооборот составил 8,1 тыс. пассажиро-километра, выполнено 12,3 тыс. рейсов.

Администрация района постоянно оказывает помощь и участвует в стабилизации работы автопредприятия.

Благодаря покрытию убытков предприятия за работу на невыгодных социальных маршрутах сохранены все плановые 15 маршрутов, как по городским, пригородным, так и междугородним перевозкам [2].

Между тем в районе плохо развит пригородный пассажирский транспорт. Недостаточно маршрутов для обеспечения доставки пассажиров в отдаленные от административного центра села. Кроме того, к некоторым селам ведут дороги в плохом состоянии. Все это является неблагоприятными факторами и отрицательно влияет на туристскую привлекательность района.

2.3.Определение целевых аудиторий

Практически каждый город Российской Федерации имеет свои достопримечательности, которые могут быть интересны с точки зрения изучения истории и искусства. Тем труднее в такой ситуации приходится «малым» городам, которые не в силах тягаться с такими «гигантами» в туристическом бизнесе как Москва, Санкт-Петербург и Сочи, которые признаны самыми популярными городами России в 2013 году для путешествий россиян [29]. А между тем, эти «малые» города могут быть не менее интересными. Ярким примером этого служит город Мышкин, который известен своим единственным в мире Музеем мыши.

Но для успешного развития туристического направления уже не достаточно обладать теми или иными туристическими ресурсами, пусть даже уникальными. Важно составить правильную программу продвижения.

Продвижение любого туристического объекта направлено в первую очередь на увеличение посещаемость и, как следствие, получение прибыли. Для наиболее успешного продвижения важно определить целевую группу потребителей. Целевой аудиторией могут быть потенциальные и уже имеющиеся потребители туристических услуг, те, кто принимает решение о путешествии в определенном направлении с соответствующей мотивацией. Для разных целевых аудиторий формируется разный набор услуг.

Целевая аудитория характеризуется не только половозрастными характеристиками, но и социальным уровнем, финансовыми возможностями и т.д. Поэтому важнейшим этапом в работе с целевой аудиторией является составление ее портрета. Для определения портрета целевой аудитории необходимо определить ее характеристики:

1. географические – характеристики места проживания представителей целевой аудитории, мест проведения досуга и т.д.;

2. демографические – возраст, пол, семейное положение;

3. экономические – уровень покупательской активности, зависящей от уровня дохода и уровня занятости;

4. психологические (психографические) – поведенческие факторы, стиль жизни, привычки, темперамент, жизненная позиция;

5. поведенческие – основные мотивы путешествия.

На основании вышеизложенных фактов для Бутурлинского района как потенциального туристического направления можно выделить две целевые группы.

1. Пенсионеры  мужчины и женщины, проживающие в Нижегородской области. Возраст от 55 до 70 лет. Уровень дохода – средний. Семейное положение – обычно женаты/ замужем, есть взрослые дети, которые живут отдельно. Работа – как правило, это люди, закончившие трудовую деятельность. Жизненный стиль – энергичные люди, с активной жизненной позицией, патриоты. Зачастую много работавшие до выхода на пенсию – раньше не хватало времени на путешествия. Восприимчивы к рекламе. Мотив путешествия – желание посетить и получить новые знания о субъектах Нижегородской области; желание отдохнуть и культурно обогатиться.

2. Студенты, например, обучающиеся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В Нижнем Новгороде на данный момент действует восемь вузов, ведущих подготовку по данному направлению: Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, Нижегородский государственный университет имени Н.Н. Лобачевского, Российский новый университет, Нижегородский коммерческий институт. Возраст от 17 до 23 лет. Уровень дохода – средний. Образование – среднее, неполное высшее. Семейное положение – в основном не замужем/ неженаты. Работа – чаще всего не работают или заняты неполный рабочий день. Жизненный стиль – энергичные, активные люди, занятые получением высшего образования. Восприимчивы ко всему новому, интересному и необычному. Мотив путешествия – желание отдохнуть, узнать о новых объектах туризма в Нижегородской области.

Учитывая тот факт, что на территории Бутурлинского края находится памятники культуры и истории, посещение района представителям целевых групп будет интересно не только с точки зрения путешествия и возможности увидеть что-то новое, но и с профессиональной точки зрения. У студентов будет возможность не только узнать факты истории Бутурлинского района и страны в целом не по учебнику, а на месте событий, увидеть предметы старины. Посещая один из музеев района – Музей камня, студенты смогут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению лоскутных изделий и увидеть своими глазами, как мастера камнерезной фабрики превращают камень в произведение искусства. Все это, может быть интересно любому человеку и тем, более будущим специалистам по туризму.

Подводя итоги второй главы, можно сделать вывод, что Бутурлинский район обладает привлекательными возможностями для развития на своей территории культурно-познавательного туризма.

Развитие этого вида туризма на базе исследуемого района обуславливается наличием сохранившего и продолжающего активно развиваться камнерезного промысла. Свою роль играет и тот факт, что на территории Бутурлинского района находится единственный в стране Музей вишни.

Между тем, существует ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на развитие Бутурлинского района, как объекта туриндустрии:

– отсутствие средств размещения, соответствующих установленным требованиям;

– плохое состояние транспортной инфраструктуры;

– отсутствие инвесторов.

3. ИМИДЖ И РЕПУТАЦИЯ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА КАК ОСНОВА ПРОДВИЖЕНИЯ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

3.1Анализ туристического маршрута по Бутурлинскому району по системе SOSTAC

SWOT-анализ

 

Возможности:

1. поддержка со стороны Администрации Бутурлинского района;

2. санкции;

3. растущий спрос на туры по регионам России;

4. поиск инвесторов;

5. повышение уровня занятости населения;

Угрозы:

1. негативное влияние санкций на финансирование маршрута;

2. растущая конкуренция среди регионов РФ;

3. низкий спрос из-за отсутствия информации о маршруте;

4. высокая зависимость от уровня спроса покупателей;

5. ужесточение контроля со стороны государства.

Сильные стороны:

1. наличие необходимых ресурсов для развития разных видов туризма: событийного, исторического, познавательного, сельского и спортивного;

2.событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области;

3.непосредственная близость к центру Приволжского федерального округа (Нижний Новгород);

4. уникальные природные ресурсы;

5. наличие специалистов по массовой анимации, досугу и развлечениям;

6. развитая инфраструктура питания.

1. проведение фестивалей и конкурсов различных уровней;

2. финансирование со стороны негосударственных фондов;

3. создание туристического маршрута, который будет включать в себя элементы нескольких видов туризма;

4. создание экскурсионного маршрута, который будет включать в себя посещение близлежащих районов Нижегородской области;

1. разработка качественного туристического продукта;

2. создание новых экскурсионных маршрутов по району;

3. разработка льготных цен на услугу;

4. разработка и проведение PR-компании;

Слабые стороны:

1. плохо развитая инфраструктура размещения туристов;

2. отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров по созданию и продвижению туристического продукта;

3. низкий уровень услуг;

4. плохое состояние автодорог, ведущих к Бутурлинскому району;

5. низкий уровень развития информационной инфрастурктуры;

1. создание туристско-рекреационного комплекса;

2. обучение и повышение квалификации кадров, занятых в туристической сфере;

3. повышение качества услуг;

4. создание бренда района;

1. Привлечение для проведения экскурсий историков среди числа местных жителей;

2. разработка мер, предотвращающих негативное влияние внешних факторов;

3. отслеживание рыночной ситуации;

4. активное наблюдение за развитием туристической привлекательности других регионов.

Цель

Создание нового конкурентоспособного и привлекательного для туристов экскурсионного маршрута по Бутурлинскому району, который позволит познакомиться им с культурными и историческими особенностями региона.

Задачи

1. Ориентация на различные группы потенциальных клиентов.

2. Знакомство туристов с историей района, выдающимися людьми, которые родились, жили и творили здесь.

3. Развитие инфраструктуры района.

4. Проведение экскурсий и других развлекательных мероприятий в праздничные дни.

5. Организация и проведение новых культурных мероприятий, способствующих увеличению событийной привлекательности района.

6. Активное наблюдение за развитием туристической привлекательности других регионов.

7. Привлечение квалифицированных кадров для разработки и проведения экскурсионного обслуживания, для создания бренда района.

Тактика

1. Ориентация на различные группы потенциальных клиентов:

•проведение исследования, с целью поиска новых клиентов (исследование потребностей и возможностей людей);

•внедрение новых маршрутов и услуг, которые будут доступны для более широкого круга населения.

2. Знакомство туристов с историей района, выдающимися людьми, которые родились, жили и (или) творили в Бутурлинском районе:

•изучение истории района, выявление его отличительных черт;

•работа с известными людьми, имеющими отношение к Бутурлинскому району или с их потомками.

3. Развитие инфраструктуры района:

•поиск инвесторов;

•строительство гостиниц, отелей и баз отдыха;

•повышение качества транспортного обслуживания;

•строительство новых объектов инфраструктуры питания.

4. Проведение экскурсий и других развлекательных мероприятий в праздничные дни:

•создание сценариев праздников, учитывающих исторические и культурные особенности района.

5. Организация и проведение новых культурных мероприятий, которые будут способствовать увеличению событийной привлекательности района:

•работа по повышению узнаваемости уже существующих конкурсов;

•создание новых проектов культурной направленности, имеющих отношение к истории района.

6. Активное наблюдение за развитием туристической привлекательности других регионов:

•выявление конкурентов среди регионов РФ со сходными историко-культурными, природно-географическими и/или экономическими параметрами;

•анализ мероприятий, которые проводятся в данных регионах с целью повышения их туристической привлекательности;

•составление собственного плана действий по развитию туризма на территории Бутурлинского района.

7. Привлечение квалифицированных кадров для разработки и проведения экскурсионного обслуживания, для создания бренда района:

•работа с историками, проживающими в районе;

•организация обучения имеющего кадрового состава на курсах экскурсоводов;

•привлечение специалистов по брендированию территории.

Диаграмма Ганта

 

01.2015

02.2015

03.2015

04.2015

05.2015

06.2015

07.2015

1. Ориентация на различные группы потенциальных клиентов.

             

2. Знакомство туристов с историей района, выдающимися людьми, которые родились, жили и (или) творили в Бутурлинском районе.

             

3. Развитие инфраструктуры района.

             

4. Проведение экскурсий и других развлекательных мероприятий в праздничные дни.

             

5. Организация и проведение новых культурных мероприятий, которые будут способствовать увеличению событийной привлекательности района.

             

6. Активное наблюдение за развитием туристической привлекательности других регионов.

             

7. Привлечение квалифицированных кадров для разработки и проведения экскурсионного обслуживания, для создания бренда района.

             

Контроль

Для выполнения поставленных задач будет подключен комплекс специалистов, как уже работающих в сфере туризма Бутурлинского района, так и новых. Кроме того к участию в проекте будут привлечены заинтересованные бюджетные организации района: МБУК «Центр досуга, ремесел и туризма», финансовый отдел Администрации Бутурлинского района и др. Их работа будет разделена на несколько направлений и каждый из них будет ответственен за свое:

1. работа с историческими и архивными данными о Бутурлинском районе, написание текста экскурсий.

2. Проведение маркетинговых исследований, анализ полученных данных и предложения по развитию туристической привлекательности.

Показателем эффективности здесь будет увеличение числа туристов.

3. Проведение культурных и развлекательных мероприятий.

4. Поиск квалифицированных кадров и работа с ними.

5. Поиск инвесторов для развития инфраструктуры района.

Эффективность будет замеряться два раза в месяц с составлением письменного отчета.

3.2. Возможности продвижения Бутурлинского района как центра событийного туризма

Из анализа Бутурлинского района по системе SOSTAC следует, что развитие событийного вида туризма может стать наиболее привлекательным и продуктивным способом продвижения территории. Процессы глобализации и повсеместной информатизации стирают границы не только между людьми, но и позволяют познакомиться с историей и культурой разных народов, с их традициями и обычаями. В этом контексте туристы проявляют все больший интерес к турпродуктам, благодаря которым они могут получить не только новые знания, но и поучаствовать в чем-то новом, «потрогать» и «прикоснуться» к чужой, новой для себя культуре, а как следствие получить уникальный опыт.

Событие, праздник сегодня стали одними из главных мотивов для путешествий. Карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Ноттинг Хилл (Лондон, Великобритания), Венецианский карнавал (Италия), Зимний карнавал в Квейне (Канада) – ежегодно приезжают посмотреть тысячи, сотни тысяч, миллионы людей со всего мира. Для многих эти события являются главными поводами посещения той или иной страны.

«Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы даже в зачатной ее форме. Рампа разрушила бы карнавал (как и обратно: уничтожение рампы разрушило бы театральное зрелище). Карнавал не созерцают – в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной» (М.М. Бахтин) [15].

На территории Бутурлинского района уже ведется работа по организации событийного туризма. Ярким примером является Всероссийский фестиваль-конкурс «Вишневая метель памяти Л.Г. Зыкиной». История этого районного события началась с открытия в 2007 году в с. Большие Бакалды Музея вишни. В 2008 году в целях продвижения этого музея была организована ярмарка «Вишневый базар». Программа этой ярмарки включает в себя:

1.Выставку-распродажу декоративно-прикладного творчества народных мастеров-умельцев;

2.Выставку-конкурс детских художественных работ;

3.Работу фольклорных коллективов области.

В 2012 году был организован сам фестиваль-конкурс. Сегодня этот конкурс имеет статус Всероссийского.

Исходя из названия и его символической составляющей проведение фестиваля, с точки зрения автора данного курсового проекта, наиболее обоснованно в селе Большие Бакалды. Вишневые сады Бутурлинского районы расположены именно в этом селе. Но для проведения конкурсной программы необходимы особые технические условия, которые на территории района могут быть обеспечены лишь в Районном Дворце культуры, который находится в р.п. Бутурлино.

Тем не менее, объявление результатов и гала-концерт технически возможно провести в окружении вишневых садов. Опыт проведения подобных мероприятий уже имеется в Нижегородской области. Например, международный фестиваль «Хрустальный ключ». Этот фестиваль проводится в селе Сартаково Богородского района Нижегородской области. В 2014 г. прошел десятый по счету фестиваль. Участие в нем приняли более 300 исполнителей из 30 коллективов из Марий Эл, Республики Коми, Мордовии, Башкортостана, Чувашии, Татарстана, Москвы, Архангельска, Можайска, Ростова, Тулы, Калуги, Владимира, Воронежа, Самары и Нижегородской области [38].

Еще одним направлением развития фестиваля «вишневая свадьба», ее можно провести в рамках открытия конкурсной программы. Время проведения «вишневой свадьбы» середина – конец июля. Заранее, например за два – три необходимо дать объявление в газете «Бутурлинская жизнь», на сайте Администрации Бутурлинского района, на сайте отдела культуры Бутурлинского района, на доске объявлений перед Районным Дворцом Культуры и так далее.

От участников требуется рассказать о своей паре, приложить совместную фотографию и копию заявления в ЗАГС. Через месяц будут подведены итоги, и пара-победительница начнет готовиться к свадьбе.

Вишня с древних времен воспринималось людьми как живое воплощение надежды, защиты и поддержки в жизни. Вокруг вишни складывались легенды, предания и обычаи. На вишневом деревце гадали, приманивали добрую судьбу. У древних славян особо почитался бог Кирнис, покровитель вишни. Чтобы его умилостивить, на деревьях зажигали свечи, а девушки украшали дерево лентами, водили вокруг него хороводы и просили исполнить свои желания.

Главным украшением будут ягоды вишни. Они будут использованы и как детали одежды невесты и жениха, и в украшении праздничного стола, и в угощениях.

Поэтому вишневый сад как нельзя лучше подходит для проведения такого события, как свадьба. Время проведения – с середины июля – также выбрано неслучайно. Именно в этот период в Бакалдских садах начинает плодоносить вишня, как бы благословляя молодых на долгую и плодотворную семейную жизнь.

В последствии данное мероприятие может обрести характер ежегодного. В конкурсе смогут принимать участие пары из других районов Нижегородской области. Для этого требуется привлечение местных и региональных СМИ.

Для грамотного проведения данных мероприятий в районе есть квалифицированные специалисты по организации массовой анимации, досуга и развлечений. Кроме того достаточен ресурс и административного персонала, на которого можно возложить ответственность за проведение конкретного этапа проекта. Но для проведения подобного комплекса мероприятий необходимо финансовое обеспечение. Вся организация и финансирование этого мероприятия будет возложена на отдел культуры и Администрацию Бутурлинского района соответственно. Непосредственно на проведение фестиваля-конкурса выделяются средства Министерства культуры Нижегородской области. Кроме того необходимо проводить поиск возможных инвесторов.

В случае успешного проведения конкурса, возможно, можно будет говорить о повышении узнаваемость территории, как туристического объекта.

Однако пока событийный маркетинг в России считается скорее нововведением, чем привычным явлением. К сожалению, для того чтобы конкурировать с мировыми рынками, эта отрасль еще чрезвычайна слаба. Но, с другой стороны, российский рекламный рынок является растущим, что дает нововведениям прекрасные возможности занять свою нишу в рекламном бизнесе. На данный момент event-маркетинг набирает обороты и является весьма прибыльным занятием [39].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена роль регионов страны в формировании имиджа России и способы их продвижения на примере Бутурлинского района. Кроме того в рамках курсового проекта, проанализирован туристический потенциал Бутурлинского района. Были описаны его культурно-исторические особенности, инфраструктура и промыслы.

Цель данной работы – разработка ряда предложений по созданию туристически привлекательного имиджа Бутурлинского района, как одного из регионов РФ.

Для достижения основной цели этого курсового проекта в ходе работы авторы были осуществлены следующие задачи:

1.даны определения основных понятий, как инструментов исследования;

2. дана общая характеристика имиджа России на международной арене;

3. описана роль регионов в формировании имиджа страны;

4. приведена оценка историко-культурного потенциал развития туризма в Бутурлинском районе;

5. проведен анализ состояния инфраструктуры туризма Бутурлинского района;

6. описан сценарий продвижения Бутурлинского района как объекта внутреннего туризма.

Работа состоит из содержания, введения, трех глав, списка литературы и источников информации и приложений. В первой главе был проведен категориальный анализ, в частности, даны определения понятий: «имидж» и «бренд», а также рассмотрены способы и средства его конструирования. Данная глава помогает понять роль регионов в формировании имиджа России в целом, хотя во многом эта глава носит постановочный характер, опираясь на работы российских специалистов, причем, акцент делается на отработке методологии.

Во второй главе Бутурлинский район оценивается как привлекательное туристское направление развития внутреннего туризма в Нижегородской области. Начинается глава с характеристики района и описания его историко-культурного потенциала. В этой главе проводится оценка туристской инфраструктуры района.

В третьей главе предложены возможные сценарии мероприятий по созданию туристически привлекательного имиджа Бутурлинского района, хотя они даны схематично в порядке некоего наброска, который планируется расписать в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные задачи были реализованы.

Экономический и социальный эффект от удачной реализации плана по развитию Бутурлинского края трудно переоценить, так как исторический, культурный и природный потенциал района достаточно велики. В направлении развития туризма на территории района уже ведется работа. Успешность реализации данного проекта положительно скажется на экономике района, его имидже, что станет вкладом в процесс формирования положительного имиджа страны.

Создание положительного образа России – сложный многоступенчатый процесс, имманентно включающий в себя продвижение регионов в том числе. В данном процессе должны участвовать как все уровни власти, так и общественность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (в редакции от 10 января 2003 г.).

2.Отчет главы администрации Бутурлинского муниципального района за 2011 г.

3.Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы.

4.Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт. – сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. М.:2005– 410 с.

5. Биржаков, М.Б. Специальные виды туризма/М.Б. Биржаков. – СПб: СГбГИЭУ, 2011.

6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное/ М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.

7.. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма/А.В. Бабкин.  Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8. Квартальнов, В.А. Туризм как объект деятельности/ В.А. Квартальнов, И.В. Зорин.  М., Финансы и статистика, 2004.

9.. Сапрунова, В.Б / Туризм: эволюция, структура, маркетинг/ В.Б. Сапрунова.– М.: Ось-89, 1997.

10. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие/ Е.В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2005.

11. Минаева, Л.В. Формирование позитивного имиджа страны через продвижение ее регионов/ Л.В. Минаева, Д.К. Сабирова// Имидж страны/региона как стратегия интеграции России и АТР в XXI веке: сб. статей. – ВСГТУ,2010. – С. 23-27.

12. Важенина, И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде/ И.С. Важенина// Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. -№6.

13.Грядов, С. Мониторинг развития фермерских хозяйств/С. Грядов, Т. Дозорова// Международный с/х журнал, 2001. – № 2.

14.П. Бергер, Т. Социальное конструирование реальности/ Т. Бергер, Н. Лукман. – М.: Медиум, 1995.

15. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. – М.,1990.

16.Грахам, Дж. Маркетинг/ Грахам, Дж. Хулей. – СПб.: Питер, 2002.

17.Д. Траут, С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции/ С. Траут, П. Ривкин. – СПб: Питер, 2010.

18.. Порякова, Н.Н. Бутурлинский край. Дорогами истории: к 70-летию Бутурлинского района/Н.Н. Порякова. – Н. Новгород: «Литера».

19.Порякова, Н.Н./ Путеводитель по Бутурлинскому району «Мгновения, спрессованные в столетия»/ Н.Н. Порякова. – Н. Новгород, 2012.

20.. Порякова, Н.Н. Путеводитель по Бутурлинскому району Бутурлинские меридианы»/ Н.Н. Порякова, Н.В. Кашина. – Н. Новгород, 2012.

21. Сватковский, Д.В. Альбом изделий камнерезной фабрики «Борнуковская пещера»/ Д.В. Сватковский и другие . – Н. Новгород: Красивые люди, 2011.

22.Туристическая карта-путеводитель «Бутурлинский район». – Н. Новгород: Нижегородская Радиолаборатория, 2011.

23.«Бутурлино. Сердце российской глубинки», 2012.

24.http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx

25.http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/81.htm

26.http://katalog.turkompot.ru/turizm/C/1.6.2.2..php

27.http://www.scienceforum.ru/2013/104/106

28 http://kultura.buturlino.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=7&Itemid=11

29.http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=333025&sec=1466

30.http://abc.vvsu.ru/Books/p_marketing_v_ind_tur/page0011.asp

31.http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=977&type=news

32.http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30390/1/poleshchuk_2012_Trudy.pdf

33.http://ref.rushkolnik.ru/v3144/?page=5

34.http://www.deims.ru/tour-image.html

35.www.creativeconomy.ru/articles/12428/

36.www.politcom.ru/88033.html

37.www.pr-club.com/2010_05/prlib/a_t.doc

38.www.aif-nn.ru/culture/details/21216010

39.http://www.advlab.ru/articles/article601.htm

40.http://touristika.org/news.aspx?id=92&sid=14&back-url=%2Fall-news.aspx%3Fsid%3D14%26category%3DNews%26news%3D5%26sponsors%3D1%26loginHint%3D%25d0%259b%25d0%25be%25d0%25b3%25d0%25b8%25d0%25bd

41.http://www.madipi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27%3Apr-&catid=59%3Apr----&limitstart=12

42.http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/13606

Приложение 1

Доходы от туризма в ВВП страны, с учетом мультипликативного эффекта

Приложение 2

Приложение 3

Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Просмотров работы: 11265