ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В период дошкольного детства у ребенка, как правило, формируются представления об окружающем мире. В этой связи важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа [2]. Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений взрослых людей, который присваивается в период дошкольного детства.

Ученые Божович Л.И., Буре Р.С., Виноградова Н.Ф. [3], отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше.

В систему воспитания у детей заботливого отношения к природе необходимо учить их наблюдать за природой, общаться с ней как с живым организмом, ухаживать за растениями, животными и т.п. Всему этому можно учить при помощи игры, творчества, музыки, потому что именно тогда происходит наибольшее закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Взрослым следует помнить – детям не все может быть понятно при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется у них правильное отношение к растениям и животным. Иногда дети наносят вред живым организмам непроизвольно, даже из добрых побуждений: приносят выпавшего из гнезда птенчика домой, в детский сад, кормят животных излишней или неподходящей пищей, при поливке комнатных растений заливают их и т.д. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только тогда, когда дети будут располагать даже элементарными знаниями об этом вопросе.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания об ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи для родителей и педагогов. Основная задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в понимании необходимости в учении или мотивацию учения[1].

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания отмечено, что именно в дошкольном возрасте следует закладывать этические принципы отношения к природе.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Заботливое отношение к природе рассматривается учеными как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности.

Формируется заботливое отношение на базе таких нравственных качеств как: сочувствие, сопереживание, настойчивость, терпение, трудолюбие, отзывчивость.

У дошкольников умение быть заботливым формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а так же в совместной с ними деятельности. Поэтому, необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребёнку не только в виде готовых знаний, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением (Б.Т. Лихачёв) [2].

Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у них и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать своё отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние объектов живой природы. Например, видя потребность живого объекта в чём-либо, ребёнок стремится удовлетворить её, т.е. проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить ему воды или насыпать корма). Кроме того, обращаясь к животному, ребёнок ласково разговаривает с ним: «Какой ты хороший, добрый, весёлый попугайчик!».

Сложность формирования у ребёнка такого нравственного качества как заботливое отношение к живому заключается в том, что оно является интегративным, т.е. зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.

В настоящее время поведенческая проблема состоит в том, что процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами сознания ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Природа имеет глубокое нравственное содержание, свидетельствующее о важности и необходимости проявления бережного, заботливого отношения ко всему живому. Общение с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за всё, что в ней происходит. Они должны понять: следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действенную помощь [3].

Заботясь о живых существах, ребёнок может руководствоваться разными мотивами: пониманием, что это хороший поступок, желанием получить похвалу, одобрение со стороны взрослого. Организуя педагогический процесс и понимая это, педагог должен добиваться того, чтобы ведущим мотивом поведения дошкольника стало заботливое отношение к природе. Только тогда у ребёнка начинают формироваться социальные мотивы поведения, которые проявляются в том, что он стремиться удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение и объекту природы, и себе. Осознание важности и необходимости совершения заботливых поступков приносит ребёнку особое удовлетворение и радость от совершённого [3].

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают [3].

Взрослые не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто не знают, где ребёнок может проявить эти качества в семье, и не создают соответствующих для этого условий. Ухаживание и забота о животных, имеющихся дома, ухаживание за растениями, растущими на подоконнике, на грядке и др. приводит ребенка к пониманию собственной ответственности за всё живое, что его окружает[5].

В возрасте 5 – 6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов: он смотрит в большой мир широко открытыми глазами – всё вызывает у него интерес, ребенок задаёт массу вопросов, это свидетельствует о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. В этот момент у ребенка формируется отношение ко всему окружающему миру.

В условиях современного мира точное экологическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая необходимость.

Одним из основных условий такого воспитания является формирование у детей элементарной системы знаний о живом организме. Программа этих знаний (исследование И.А.Хайдуровой , Е.Ф.Терентьевой, П.Г.Саморуковой [6] включает знания об основных признаках живых организмов и особенностях их взаимодействия со средой. Исследователи считают, что следует научить детей видеть индивидуальную неповторимость живого существа: они должны понимать – каждое растение и животное живет только раз, восстановить живой организм нельзя.

В этой связи детей следует знакомить со способами охраны животных и растений, с правилами поведения человека в природе с учетом требований её сохранения. Поэтому, важным условием экологического воспитания дошкольника является обучение детей навыкам ухода за растениями и животными и организация их систематического труда в природе. Здесь стоит подчеркнуть, что формирование трудовых навыков и умения ухода за живыми существами должно основываться на понимании ребенком того, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных – заботиться о растениях и животных – значит создавать и улучшать условия их существования. Такая забота о живом должна стать привычкой ребенка. Только в этом случае труд станет средством формирования бережного и заботливого отношения детей к растениям и животным (подкормка птиц, уход за декоративными насаждениями вокруг памятников и др.).

Одним из мотивов бережного и заботливого отношения к природе является сохранение её красоты. Красота природы, представленная и бесконечным разнообразием её свойств, форм, цвета, запаха, звуков и т.д., в гармоническом сочетании самых разнообразных ей объектов, в их неповторимости, в бесконечном изменении и развитии близка детям в силу возрастной эмоциональной отзывчивости, сензетивности к развитию сенсорики.

Все это станет возможным, если взрослыми будет соблюдено важное условие – непрерывное общение детей с природой, близость к ней. Такое общение должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями: непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.

Непрерывность общения с природой реализуется, прежде всего, в правильно организованном уголке природы, который необходимо использовать как место постоянного и систематического труда и наблюдений.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. В этой связи воспитателям следует уделять внимание работе с родителями, которая должна достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен обстоятельствами того, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые ценности. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети чрезвычайно восприимчивы к тому, что видят вокруг себя: они ведут себя так, как ведут окружающие их взрослые.

Итак, понимание воспитателями основных условий воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе должно делать эту работу более целенаправленной и результативной.

Содержание работы по данному направлению определено в ряде авторских программ: «Мы» Н.Н.Кондратьевой[6].,; «Юный эколог» С.Н.Николаевой[8], «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой[7], и др. Экологизированы разделы по ознакомлению с природой в новых вариативных программах развития дошкольников: «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой и др.) [4], «Истоки» (науч. ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук и др. [7]), «Радуга» (сост. Т.Н.Доронова) [7] и др.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1992. - 103 с.

  2. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.

  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой - М.: Просвещение, 1980. – 288с.

  4. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

  5. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 6 (55). . - С. 54-57.

  6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

  7. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей./ Дошкольное воспитание. – 2002. - №7. – С. 52-64

  8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 123 с.

Просмотров работы: 2455