По многочисленным социологическим опросам специалисты выявили основные причины развода в нашей стране [2]:
Алкоголизм и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 41% браков;
Отсутствие собственного жилья. По этой причине разводятся около 26% супружеских пар;
Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 14% разводов;
Невозможность завести ребенка – 8% разводов;
Длительное раздельное проживание – 6% разводов;
Тюремное заключение – 2%;
Длительная болезнь супруга – 1%.
Данные статистики наглядно демонстрируют факт – развод становится почти «нормальным», обыденным явлением. Сегодня все больше распространятся гражданский брак. Однако, большинство приверженцев этого «брака» не принимают во внимание, что он не наделяет «супругов» правами и обязанностями по отношению друг к другу. По мнению других представителей целевой аудитории, эта форма брака не отвечает нормам нравственности и морали, а потому может стать фактором психологической травматичности для вступающих в такой брак. Особенно это касается женщин, для которых стабильность во всех отношениях, является основой миропонимания.
Перечисленные проблемы говорят о кризисной ситуации в важнейшем социальном институте, о существовании целого спектра проблем взаимодействия супругов. Сегодня становится очевидным, чтобы снизить уровень разводов в будущем, необходимо на стадии развития и формирования личности будущего семьянина закладывать основы культуры семейных отношений. Современная молодежь должна осознать, что значит «семейная жизнь» и каких усилий требует ее благополучие и развитие.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества [3], поэтому проблемы семьи достойны пристального внимания. Это касается каждого и является одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Семья – это сложное социокультурное явление. Специфика ее состоит в следующем: она содержит практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе [4]. Существует множество взглядов на функции семьи, от репродуктивной, экономической, воспитательной, коммуникативной, до функции организации производства и потребления, отдыха и досуга, заботы о здоровье и благополучии членов семьи, создания микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению. Одним словом, во многом взгляды исследователей на функции семьи перекликаются, однако можно заметить, что каждая последующая теория дополняет предыдущую в той или иной степени.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, и, как следствие, изменение ее социальных функций [8]. Одни утрачиваются, другие изменяются под действием социальных условий, трансформаций в обществе. Можно обратить внимание на следующие перемены:
Тенденция к снижению числа заключенных браков;
Увеличение числа разводов;
Рост числа разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей;
Увеличение числа детей, воспитывающихся без одного из родителей;
Уменьшение числа людей, у которых есть детей.
В большинстве своем, утеряно некоторое число нравственных традиций семьи, обострились «детско-родительские» отношения, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослабла её воспитательная функция. Ребёнок часто испытывает недостаток эмоциональной поддержки, семья не обеспечивает ему защиту. Безусловно, имеет влияние на характер взаимоотношений супругов их равноправие в деловой сфере. Вследствие этого, ребенок быстрее растет и перестает, в большей степени, зависеть от родителей. Значительной проблемой современности является малодетность. Это также стало следствием исторически ослабленного института семьи, разрушения семейного воспроизводства, где у супругов, в силу занятости и загруженности, нет стимулов к рождению детей.
По мнению Э.Г.Эйдемиллера, для России характерна следующая ситуация [9]:
Во многих семьях отсутствуют мужчины;
Поколения зависят друг от друга не столько духовно, сколько материально;
Границы между подсистемами семьи часто нарушены;
Тяжелое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей часто приводит к распаду семей.
В период с 08.09.2014 по 18.11.2014 нами проводилось исследование отношения учащейся молодежи к брачным отношениям. В исследовании приняли участие студенты 2 курса института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета (15 девушек и 15 юношей), студенты 3 курса нефтегазового колледжа (15 девушек и 15 юношей), а так же учающиеся 11 класса общеобразовательного лицея (15 девушек и 15 юношей). Всего в исследовании приняло участие 90 человек, из них 45 девушек и 45 юношей.
На вопрос «Хотели бы Вы вступить в брачные отношения?» 60 человек (66,7%) из общей выборки ответили «да». Причем 36 девушек (80% от общего их количества) уверенно заявили об этом. У юношей была доля сомнения – лишь 24 человека дали свое согласие (53,3%).
Что касается возраста, 76,7% респондентов от общей выборки считают, что нужно вступать в брак в возрасте от 20 до 25 лет. И вновь большая часть девушек – 38 человек (84,4% от их общего числа) согласны с этим утверждением. Однако юноши не столь категоричны в выборе оптимального возраста брачевания: от общей выборки молодых людей 31 человек (68,9%) считают таковым возраст 20-25 лет, но 14 человек (31,1%) склонны считать, что необходимо жениться после 26 лет.
Как показывает опрос, часть респондентов не готова вступать в брак в студенчестве, особенно это касается юношей. В качестве аргументов были высказаны разные причины. В анкете был затронут и экономический аспект, достаточно часто влияющий на принятие решений о вступлении в брак учащейся молодежи. Респонденты отмечали следующие причины:
Нахождение на иждивении у родителей, отсутствие собственного заработка;
Высокие требования для участников программы «Молодая семья»;
Отсутствие возможности взять ипотечный кредит, имеют место высокие проценты;
Необходимость наработки стажа во время учебы в силу того, что без опыта работы не принимают на желаемые должности;
Необходимость сначала «встать на ноги», потому что большинство услуг в стране являются платными (квалифицированная медицинская помощь, качественное образование, коммунальные услуги, не говоря уже о необходимости ежедневного приобретения продуктов питания, а также желании приобретать современную модную одежду);
Высокий уровень притязаний к юношам. Девушки хотят связать свою жизнь с перспективными молодыми людьми.
Для всех групп опрошенных самой объективной причиной вступления в брак является любовь, такой ответ дали 86 из 90 человек, что составляет 95,5%. Следует отметить, что 11 человек (12,2%) из общего количества респондентов считают, что немаловажной причиной является беременность. Для 10 человек (11,1%) имеет место физическое влечение. По результатам опроса установлено, что по 4 из 15 юношей (26,6%) из колледжа и обучающихся на программах высшего образования считают, что необходимо жениться при беременности избранницы, а это на 13,3% больше, чем подтвердили 2 юноши из лицея (13,4%). На этой причине заострили внимание не только молодые люди: 1 девушка из лицея (6,7%) разделяет свою точку зрения с ними по данному вопросу. Некоторые респонденты утверждают, что могут вступить в брак по расчету. Так, 4 юноши (26,6%) и 3 девушки (20%) из колледжа могут связать себя узами брака из-за корыстных побуждений. По 3 из 15 девушек лицея и юношей колледжа (20%) продемонстрировали, что для них важно физическое влечение к избраннику. Трое из 15 юношей, обучающихся на программах высшего образования (20%), считают основательной причиной женитьбы – выбор родителей. 2 девушки из лицея (13,4%) считают, что на формирование брака влияют любые внешние обстоятельства, такие как: возраст, давление окружающих, благословения духовника.
На вопрос «Для Вас имеет значение социальное положение избранника(цы)?», 43 из 90 респондентов (47,8%) ответили «скорее нет, чем да». В частности, по 6 из 15 девушек колледжа и лицея (40%) отметили данный пункт. А вот для 6 из 15 юношей (40%) колледжа вообще не имеет значение этот фактор. Так же, по 1 из 15 человек (6,7%) как из колледжа, так и лицея, как девушек, так и юношей, имеет значение социальное положение избранника(цы). Таким образом, они подчеркивают, что им важен статус человека, с которым хотят связать свою жизнь, т.е. его происхождение, должность, уровень дохода.
В ходе проведения опроса нас интересовало отношение различных групп учащейся молодёжи к гражданскому браку. Как показывает опрос, 20 юношей (44,4%) из их общего количества респондентов положительно относятся к гражданскому браку. Так, 8 из 15 молодых людей колледжа (53,3%) – приверженцы мнения о том, что гражданский брак – идеальный выход, чтобы проверить свои отношения путем совместного ведения хозяйства. Однако, 7 из 15 девушек обучающихся на программах высшего образования (46,6%), не придерживаются такого мнения. Они, по всей вероятности, считают, что гражданский брак юридически не защищен, это «фальшивая» семья, где сожители не несут никакой ответственности. Но выявилась еще третья категория респондентов – те, кто не совсем благосклонно относится к этой разновидности брака, но в то же время и не противостоит этой сомнительной современной тенденции в развитии брачных отношений. В частности, к этой категории были отнесены 11 из 15 девушек лицея (73,3%), что на 20% больше, чем результат девушек колледжа – 8 человек (53,3%) и на 33,3% больше, чем результат девушек, обучающихся на программах высшего профессионального образования – 6 человек, что составило 40%.
Таким образом,семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.
Список литературы
Статистика разводов в Тюмени
http://www.womanadvice.ru/statistika-razvodov-v-rossii
Там же
Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в РФ. Семья в России / В.Н. Архангельский. – Москва: 2000. – 12 с.
Дивицына Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицына. – Москва: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, – 2006. –7 с.
Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Москва: Просвещение, 2001. – 17 с.
Андреева Т.В. Семейная психология
http://www.centernlp.ru/library/s55/nlp/andreeva.html?current_book_page=7.
Там же.
Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – Москва: 2006. – 32 с.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 87с.
Сатир В. Стрессовые влияния на современную семью http://www.isfarinka.ru/news.php?item.451.18
Суоми И.П. Основы воспитания в семье Учебное пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007. http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2008/intpsy220208.html
8