ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.

Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей .

Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.

Следует отметить также, что многие субъекты РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан . Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах.

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур.

Понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации является - одном из основных в таможенном законодательстве. В соответствии с положе¬ниями ст. 1 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК), таможенное дело в РФ составляют, в частности, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

«Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач . К указанным действиям относятся:

         при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

         при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства».

Для правильного понимания приведенного определения необходимо учитывать, что в соответствии с положениями ст. 3 ТК таможенную территорию РФ составляют: сухопутная территория РФ, террито¬риальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.

В сфере привлечения лиц к ответственности за таможенные правонарушения, а также при взыскании таможенными органами РФ таможенных платежей в случаях незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ч. 8 ст. 124 ТК) ситуация не может быть признана нормальной .

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, выражается в совершении следующих  противоправных действий:

       - нарушение порядка прибытия товаров  и транспортных средств на  таможенную территорию Российской  Федерации путем их ввоза помимо  пунктов пропуска через Государственную  границу либо иных установленных мест прибытия или вне времени  работы таможенных органов;

         -совершение действий, непосредственно  направленных на фактическое  пересечение таможенной границы  Российской Федерации при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа .

 Субъектами  данного правонарушения могут быть любые лица (физические, юридические  либо должностные), осуществляющие перевозку  товаров через таможенную границу  Российской Федерации с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают  как товары, так и транспортные средства.

С субъективной стороны совершение правонарушения возможно как умышленно, так и  по неосторожности.

Так, при привлечении лиц к уголовной ответственности за контрабанду (ст. 188 УК РФ) необходимым признаком объективной стороны состава преступления должно быть действие по перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу РФ. При выявлении случаев перемещения товаров (предметов) с сокрытием от таможенного контроля либо помимо таможенного контроля при фактическом пересечении лицом сухопутной таможенной границы РФ , как правило, не возникает сложностей с квалификацией действий такого лица по ст. 188 УК РФ. Однако в случаях сокрытия лицом ввозимых товаров (предметов) уже после пересечения таможенной границы РФ (далеко не все товары досматриваются в пунктах пропуска через таможенную границу РФ), но до прохождения (и в целях беспрепятственного прохождения) «внутренней» таможни, действия такого лица, при понимании под перемещением только фактического пересечения таможенной границы РФ, не могут быть квалифи¬цированы как контрабанда, поскольку товары (предметы) ввозятся (пересекают границу) с соблюдением закона и лишь затем скрываются от таможенного контроля.

Еще большие сложности возникают при квалификации по ст. 188 УК РФ действий лиц, перемещающих в РФ товары (предметы) с обманным использованием документов либо с недостоверным декларированием таких товаров (предметов) .

В тех случаях, когда представление таможенному органу РФ на ввозимые товары или транспортные средства поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам (ст. 278 ТК РФ), либо недостоверное декларирование таких товаров происходит во «внутреннем» таможенном органе РФ или, тем более, при изменении таможенного режима таких товаров и транспортных средств, привлечение лиц к ответственности за контрабанду невозможно, поскольку действия этих лиц не являются действиями по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Статья 188 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит,что контрабанда есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

В соответствии с содержанием диспозиций статьи 188 УК РФ 1996 года предметом контрабанды признаются любые материализованные продукты человеческой деятельности, удовлетворяющие физические, культурные, нравственные и другие потребности личности, общества или государства, подразделяющиеся на две группы:

1.         Товары потребительского характера: промышленные изделия, продукция сельского хозяйства, сырьевые ресурсы, валютные, художественные и другие культурные ценности и т.п., находящиеся в свободном торговом обороте на внутреннем и внешнем рынках, незаконное перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации считается преступлением, если такое перемещение совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 188).

2. Товары, строго оговоренные в той же норме закона, обладающие специфическими общественно опасными свойствами, в связи с которыми их торговый оборот вообще запрещен либо возможен лишь по особым разрешениям соответствующих государственных органов, в силу чего их неразрешенный тайный или обманный ввоз или вывоз через таможенную границу квалифицируется как преступление, независимо от стоимости (размера) в денежном выражении (ч. 2 ст. 188).

Незаконное перемещение культурных ценностей в крупных размерах, подпадающих под признаки третьей группы, должно влечь ответственность по части 1 статьи 188 УК РФ.

Из анализа диспозиции статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации вытекает, что обязательными признаками объективной стороны контрабанды являются такие способы перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, которые отдельно или в совокупности и делают это перемещение незаконным. К таким способам относятся:

1)         обход (помимо) таможенных учреждений или сокрытие от таможенного контроля;

2)         обманное использование документов или средств таможенной идентификации;

3)         не декларирование или недостоверное декларирование .

В связи с различным пониманием сущности названных способов совершения контрабанды в теории и в практике отдельные из них нашли официальное толкование законодательных и судебных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

- представления недействительных документов;

- использования поддельного средства идентификации, подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом отличным от исходного и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;

д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

 Проводимая  в стране административная реформа  самым непосредственным и радикальным  образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях  таможенных органов. Действующее законодательство включает таможенные органы в систему  правоохранительных и военизированных  органов, а их деятельность направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  на соблюдение ими обязанностей в  области таможенного дела.

Одно  из наиболее важных стратегических направлений  совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в  настоящее время заключается  в выявлении и пресечении преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Это обусловлено тем, что развитие таможенного законодательства в  части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское  сообщество.

Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:

вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;

ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления .

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся:

преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;

неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

  • унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
  • вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
  • высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
  • несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
  • криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

Совершенствование таможенного законодательства и правовых актов иных сфер жизни общества касаемо перемещения товаров через таможенную границу является необходимостью в силу все возрастающих потребностей и количества перемещаемых товаров.

На мой взгляд, одно из важных условий, порождающих необоснованную правоприменительную практику, - недостаточность положений КоАП РФ, являющихся основанием для квалификации указанного правонарушения. В этих целях необходимо установить достаточные квалифицирующие признаки такого правонарушения, находящиеся в корреспондирующей связи с таможенными правилами, подлежащими административно-правовой охране. Для этого необходимо установить в диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ перечень точных признаков, квалифицирующих данное правонарушение, для чего в тексте статьи: а) указать в качестве дополнительного непосредственного объекта противоправного посягательства - «вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации»; б) установить взаимосвязь обстоятельств убытия с действиями по вывозу объектов с таможенной территории; в) в качестве основного способа совершения НТП при вывозе указать незаконное пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами.

 

 

Просмотров работы: 4055