Рынок является сферой обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, предприятий досуга, организаторов путешествий и др.) по удовлетворению путешественников в различного рода услугах. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, он тесно переплетается с культурой и здравоохранением, международными отношениями и безопасностью, экологией и экономикой, образовательным уровнем и занятостью населения. Развитие туристского рынка происходит в России во всех его сегментах: выездном туризме, въездном туризме и внутреннем туризме. Анализируя рынок туристских услуг, мы ограничиваем сферу нашего исследования лишь в одном, но очень важном сегменте туристской индустрии – туроператорской деятельности.
Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом [5].
Объектом нашего исследования является выездной туроператорский рынок России.
Предметом исследования – существующие состояние выездного туроператорского рынка и его дальнейшие перспективы в России.
Наиболее прибыльным сегментом выездного туризма в России: по итогам 2013 года количество россиян, выехавших за рубеж, с туристскими целями составило 18,3 млн. человек, что на 19,3% выше, чем в 2012 году. В стоимостном выражении объем выездного туризма по сравнению с 2012 годом увеличился на 14%, до $25 млрд. [6]. В качестве популярных направлений отдыха россияне выбирают Турцию, Египет и Грецию.
На сегодняшний день согласно данным единого федерального реестра, на туристском рынке России действует порядка 4,5 тыс. туроператоров, среди которых «Pegas Touristik», «Tez Tour», «Библио Глобус», «Coral Travel», «Mouzenidis Travel» и «Natalie Tours» являются наиболее популярными и надежными с точки зрения российских граждан.
В начале 2014 года российскому рынку путешествий по Европе прогнозировали рост на 4 млн туристов в 2014-2016 годах, но в результате нынешних событий прогноз роста был снижен до 2,5 млн. туристов [2]. В этом году ожидалось, что российский туристский поток вырастет на 10%, но прогноз был пересмотрен с понижением до 3%. Наибольшее снижение отмечается по таким странам, как Германия, Италия, Польша и Испания. При этом Кипр, Греция и Турция, напротив, демонстрируют рост въездного российского туристского потока.
Например, 60% жителей города Екатеринбурга предпочитают отдыхать за рубежом, 30% туристов посещают российские курорты, а лишь 10% екатеринбуржцев любят отдыхать на Урале (познавательные экскурсии, дома отдыха и санатории Урала).
По данным социологического опроса, проведенного среди потребителей туристских услуг города Екатеринбурга, были получены следующие данные. В анкетном опросе приняло участие 100 туристов. По результатам исследования целевая аудитория, которая живет в городе Екатеринбурге характеризуется следующими признаками:
средний возраст – от 25 до 45 лет;
имеет высшее образование;
имеет одного-двух детей;
собственное жилье;
стабильный заработок;
менеджер среднего звена;
ведет активный образ жизни [7].
Таким образом, туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. А так же, в настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, связь, торговля, транспорт, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли. Эксперты прогнозируют, что в будущем рынок туристских услуг продолжит демонстрировать рост, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране. При этом возможно постепенное увеличение доли внутреннего и въездного туризма.
Литература
1. Деминг Э. Выход из кризиса / Э. Деминг. - Тверь: Альба, 1994. - 497 с.
2. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом / Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. - М, Дело, 1993.
3. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций / Т.А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 19 с.
5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2012-2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/9032907. (Дата обращения: 03.02.2015).
4. Анализ рынка туристских услуг в России: [Электронный ресурс]. Рязань, 2005-2015. URL: http://b2blogger.com/pressroom/182549.html. (Дата обращения: 01.02.2015).
6. Туризм: [Электронный ресурс]. М., 1998-2015. URL: http://news.turizm.ru/belgium/45201.html. (Дата обращения: 01.02.2015).
7. Pro-знание: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2012-2015. URL:
http://pro-znanie.ru/ready-works/work/1448/contents/13315/. (Дата обращения: 01.02.2015).