ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУТСОРСИНГА КАК ОСНОВА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУТСОРСИНГА КАК ОСНОВА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аникеева Н.В. 1, Титаренко С.Е. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трансформация плановой экономики в рыночную, предполагает модернизацию сложившейся системы норм и правил, регулирующих общественную и хозяйственную деятельность людей, смену принципов, мировоззрений, парадигм и т.д. Основывается она на глубинных институциональных изменениях в общественно-экономическом устройстве как естественном процессе, характерном для всех подвергающихся реформированию социально-экономических систем стран с переходной экономикой. Выбор оптимального пути формирования механизмов обеспечения национальной конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, поддержания процессов саморегулирования в экономике и обществе, а также возможность управления этими изменениями требуют выявления закономерностей функционирования социально-экономических систем в периоды кризисного, посткризисного и устойчивого развития. [6]

В условиях развитии межхозяйственных отношений, глобализации и трансформации экономических процессов современная система управления предприятием нуждается в постоянном развитии и усовершенствовании. Как следствие возникает потребность в использовании новых методов организации бизнеса, применении инновационных видов деятельности и оптимизации процессов производства.

Плановый переход на инновационный путь развития приведет общество к эффекту повышения степени его открытости, способствующей становлению постиндустриального общества в России с максимальной эффективностью деятельности предприятий.

Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность». Эффект – это следствие, итоговый результат тех или иных действий и мероприятий. Он может выражаться в натуральной или денежной форме, в виде экономии ресурсов, в виде определенного социального результата. Однако сам по себе он не дает полного представления о производственной деятельности, поскольку не отражает ресурсные затраты. Вот почему можно говорить, что экономическая эффективность – это отношение полученного эффекта к затратам ресурсов на него. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства, и наоборот. Эту проблему еще больше актуализирует становление в экономике рыночных отношений.

Как показывает практика, на производственную эффективность в странах с развитой рыночной экономикой активно воздействуют такие факторы, как ужесточение конкуренции на внешних и внутренних рынках, усложнение хозяйственных связей, рост темпов и масштабов НТР, резкое ухудшение демографической ситуации, острые экологические проблемы. Поэтому государство обязано методам прямого и косвенного регулирования воздействовать на экономические процессы: устранять, по возможности, вредные внешние эффекты рыночной деятельности и увеличивать масштабы полезных побочных эффектов рынка. [5]

Хозяйственная деятельность предприятий различных сфер деятельности является основой общественного воспроизводства валового внутреннего продукта. Хозяйственная деятельность предприятий, как и другие явления общественной жизни, требует систематического изучения для успешного и эффективного управления ею. Проблема заключается в выборе эффективной модели функционирования хозяйственного предприятия. Автор представил на рисунке примерную схему факторов, источников и конечных результатов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Таблица 1. Факторы, показатели и конечные результаты повышения эффективности хозяйственной деятельности

1.Факторы и пути повышения эффективности хозяйственной деятельности в условиях инновационной экономики

Научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства продукции

Структура хозяйственной системы и уровень организации производства и труда

Хозяйственный механизм и уровень организации управления

Социальные условия и уровень использования человеческого фактора

Природные условия и уровень рационального природопользования

Внешнеэкономические связи и уровень их развития

2.Источники и показатели динамики эффективности

Производственные

ресурсы

Производительность труда и трудоемкость

Потребление

Ресурсов

Материалоотдача предметов труда или материалоемкость

Амортизация средств труда

Оборачиваемость основных производственных средств

Применение ресурсов

Оборачиваемость оборотных средств

3. Конечные результаты повышения эффективности хозяйственной деятельности

Объем хозяйственной деятельности

Эффективность хозяйственной деятельности

Финансовое состояние и платежность

Источник: сост. автором

Управление эффективностью затрагивает факторы, отраженные в таблице. Эти группы факторов повышения эффективности деятельности предприятия называют технико – организационным уровнем производства.

Анализ факторов повышения этого уровня имеет огромное значение в повышении показателей эффективности хозяйственной деятельности. Вместе с факторами эффективности выделяют источники эффективности – производственные ресурсы. Использование этих ресурсов может иметь как экстенсивный, так и интенсивный характер. Соотношение экстенсивности и интенсивности производства анализируется сравнением качественных и количественных показателей использования ресурсов.

Конечный результат эффективности хозяйственной деятельности складывается под воздействием как интенсивных, так и экстенсивных факторов, как качественных, так и количественных показателей использования ресурсов.

Одним из ключевых элементов инновационной экономики выступает национальная инновационная система (НИС). В экономико-институциональном аспекте НИС представляет собой комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании новых знаний (фирмы, научно-исследовательская система, элементы технологической и экономической инфраструктуры), а также элементы, непосредственно и опосредованно влияющие на инновационный процесс (государственная экономическая политика, рынок труда, система образования и переподготовки, конкурентные рынки, финансовая и информационно-телекоммуникационная системы и т.д.). [4]

Во многих научных исследованиях, посвященных анализу национальных инновационных систем, обращается внимание на то, что ключевую роль в инновационном процессе играют взаимосвязи между институтами. Научное и технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками инновационной системы — предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями.

Актуальность перехода к современной парадигме управления предопределена динамическими изменениями во внешней среде, что характерно для стран с рыночной экономикой. Функциональная структура управления вытесняется приспособленным к изменениям процессным подходом, содержанием которого является снижение стоимости конечного продукта за счет оптимизации процессов производства на каждой стадии жизненного цикла товара. Одним из методов повышения эффективности хозяйственной деятельности, снижения расходов предприятия и рационализации процесса производства является применение аутсорсинга как ключевого элемента сотрудничества между различными организациями.

На протяжении последних 20 лет аутсорсинг сформировался в одну из важных составляющих менеджмента. В настоящее время этим инструментом максимально активно пользуются как крупные предприятия, так и относительно не большие компании.

Концепция аутсорсинга сводится к трем основным принципам: первый – каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем. Второй – решение сопутствующих задач нужно поручить тому, кто справится с ними лучше. Третий – такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю [3].

Развития предприятий на основе аутсорсинга достаточно широко освещены в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как — Пол Страссман, Р. Морган, Л.М. Мишкин, Б.А. Аникин, и др. [1]

Вместе с тем теория аутсорсинга и практика его применения на предприятиях нуждается в дальнейшем развитии. В частности, требуется разработка методов оптимизации и оценки эффективности процессов аутсорсинга.

В большинстве передовых компаний существует специализированная инновационная структура - научно-исследовательский центр, являющийся структурным подразделением компании и осуществляющий лидирующую стратегию.Эта структура является эффективным инструментом развития компании. Проблема заключается в том, что содержание данного центра является достаточно затратным для предприятия.

Перевод данной структуры на аутсорсинг, будет способствовать снижению затрат, а также внедрить передовые технологии управления.

Аутсорсинг включает передачу посторонним организациям некоторых бизнес-процессов, не являющихся для предприятия основными. Перевод некоторых функций и процессов в разряд непрофильных позволяет предприятию снизить объем затрат на их осуществление. [2]

Необходимо отметить, что многие отечественные и зарубежные компании, испытавшие на своем опыте эффективность аутсорсинга, пришли к выводу, что за счет применения данной модели можно снизить издержки более чем на 20%. [1]

Эффективность аутсорсинга можно рассчитать по следующей формуле:

∑ Зс

Эа = ; (1)

∑ За

Обозначим: Эа – эффективность аутсорсинга, показатель относительный; Зс – затраты на содержание; За – затраты на приобретение.

Очевидно, что при эффективном использовании данного сотрудничества, будет сохраняться неравенство: За ˂ Зс ;

Причин данного утверждения несколько:

  1. Стоимость услуг аутсорсинга как правило, гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры. С зарплаты собственных работников компания обязана отчислять налоги и взносы в фонды.

  2. Подбор кадров непростая задача, требующая определенного промежутка времени. Инфраструктура, технологии и специалисты у аутсорсера уже присутствуют.

  3. Создание собственной структуры требует дополнительные офисные площади, оргтехнику, канцтовары, справочно-правовые системы, лицензионное ПО. [1]

В условиях инновационной экономики с целью формирования эффективной системы управления хозяйственной деятельностью предприятия, необходимо использовать современные методы долгосрочного сотрудничества с различными партнерами. Переход к аутсорсинговой модели организации деятельности предложенной автором связан с тем, что динамическая и неопределенная рыночная среда выдвигает новые задачи, решение которых нуждается в рыночной реконструкции всех структурных элементов и подсистем предприятия. Предложенная модель управления хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов позволит:

  • уменьшить расходы предприятия;

  • обеспечить принятие оптимальных управленческих решений;

  • сформировать эффективное использование ресурсов;

  • усилить конкурентные позиции предприятия.

Следует отметить, что модель по переходу на аутсторсинг и оценке ее эффективности предложенная автором применима и позволит фирме-заказчику полнее реализовать преимущества от сотрудничества с внешним оператором.

Список использованных источников:

  1. Аникеева, Н.В. Оценка эффективности деятельности предприятия в процессе использования аутсорсинга / Аникеева Н.В., Титаренко С.Е. // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 18 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 4 (131). - C. 81-85.

  2. Ивлев, А. Г. Аутсорсинг организационного развития / А. Г. Ивлев – М.: Агентство профессионального сервиса, 2010. – 126 с.

  3. Молоткова, Н. В. Качество услуг ИТ-аутсорсинга: организационно-технологические решения / Н. В. Молоткова, И. С. Сахаров: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. - 92 с.

  4. Рудометкина, А.Н. Совершенствование управления цепями поставок продукции предприятий пищевой промышленности на основе аутсорсинга логистических функций / А. Н. Рудометкина : автореф. дис. канд. экон. наук. — М.: Гос. ун-т управления, 2011. – 54 с.

  5. Железко, О. Е. Формирование механизма экономической оценки аутсорсинговых услуг / О. Е. Железко: автореф. дис. канд. экон.наук. — Красноярск : Красноярский гос. торгово - эконом. институт, 2010. – 34 с.

  6. Хугаева, Л.Т. Эффективность аутсорсинга на предприятии / Л. Т. Хугаева // Terra Economicus. — 2011. — Т. 9. — № 2. — Ч. 2. — С. 96 — 98.

Просмотров работы: 2723