АСПЕКТЫ ЯЗЫКА И КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АСПЕКТЫ ЯЗЫКА И КОММУНИКАЦИИ

Дряпина В.А. 1, Замараева Г.Н. 2
1ФГБОУ "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (ВлГУ)
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование языка как в теоретическом, так и в прикладном плане, в аспекте общих и частных проблем неизбежно связано с выяснением сущностных характеристик языка, определяющих соответственно подход к анализу всех звеньев структуры языка.

Определение функций языка как средства общения во всех разнообразных его проявлениях (в письменной и устной речи) относится к фундаментальным проблемам языкознания. Актуальность этой проблемы в современной лингвистике связана с тем, что в различных направлениях язык интерпретируется полифункционально или монофункционально, что в значительной степени затрагивает исходные позиции той или иной теории.

Признание языка как средства общения дает основание рассматривать язык в его единственной функции, а именно в функции коммуникации, представляющей собой сложное явление, в котором интегрированы все свойства языка, обнаруживаемые в процессе обслуживания им жизни человеческого общества на всех этапах его развития.

Коммуникативная функция языка исследовалась в лингвистике на протяжении всей ее истории и получила множество интерпретаций и обоснований как аспектов единой функции, так и различных функций языка в обществе.

Как бы ни были разнообразны сферы проявления языка, язык остается единым по своей природе, имеющим одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации.

Рассмотрение языка в его коммуникативном предназначении, в его единой, интегрированной функции представляет в настоящее время значительный интерес, поскольку может способствовать освещению ряда важных свойств механизма языка. [1]

Лингвистика, ориентирующаяся на теорию языка, прежде всего в коммуникативном аспекте – коммуникативная лингвистика –имеет то преимущество, что она ставит перед собой цель описать язык во всех его звеньях, однозначно выполняющих свои функции в процессе речевого общения.

Единство содержательной и формальной сторон языка, служащее основой коммуникативной лингвистики, монистическое представление о единстве коммуникативной функции языка, признание многоаспектности свойств и качеств языка в рамках его единой коммуникативно-содержательной сущности могут принести в дальнейшем определенные позитивные результаты не только в общетеоретическом, но и в конкретном плане – в исследовании различных уровней и единиц конкретных языков. [1]

Коммуникативная лингвистика содержит в себе перспективы, прежде всего, собственно функционального подхода к языку, вытекающего из определения сущности языка как средства общения. Адекватность теории коммуникативной лингвистики предопределяется уже исходным ее началом, а именно описанием языка во всех его звеньях, в системе и структуре, в плане выполнения им общественной функции.

Коммуникативная лингвистика по своему существу – интегральная наука. Прежде всего, потому, что в коммуникативной лингвистике органически сочетаются два аспекта – собственно коммуникативный и познавательный. В языке находит отражение как объективная картина мира, формируемая человеком на определенном историческом этапе своего развития и определяемая как степень познания этого мира, так и функционирование этих знаний в обществе.

Функциональное рассмотрение языка по существу снимает расчленение языка на две относительные субстанции: язык и речь, опровергает практически дихотомическую структуру средства общения (язык и речь) и дает простор изучению языка в его индивидуально-общественной сфере. [1]

Индивидуально-общественный характер языка есть необходимая предпосылка его функционирования, так как само его функционирование неизбежно предполагает постоянную речевую связь между индивидуумами в определенном обществе. Диалектика конкретного и общего, индивидуального и социального реализуется в полной мере в коммуникативной лингвистике, раскрывающей личностный и общественный характер языка в любом коммуникативном вербальном акте. Больше того, коммуникативная лингвистика органически включает в себя не только индивидуальный и общий аспект языкового общения, его личностную и социальную природу, его коммуникативную и познавательную сущность, но одновременно каждый отдельный речевой акт как звено теоретически бесконечного процесса речевого общения, складывающегося из бесконечного количества единичных актов относительно законченных сегментов коммуникативной ситуации.

Лингвистика текста, ориентированная на изучение закономерностей коммуникации, вскрывает именно те внутренние механизмы построения текстов, а, следовательно, и общения, которые затрагивают область как смыслового информационного содержания, так и формального, структурного порядка. Законы развертывания диалога, тематическая организованность общения, успешность самой коммуникации – эти проблемы стоят в центре внимания коммуникативной лингвистики.

Лингвистика текста включает в себя изучение речевых актов как составной элемент, как молекулярную единицу, которая функционирует в преобразованном виде в объеме цельного текста, так как только в нем реализуется полностью какая-либо коммуникативная цель.

Лингвистика текста поэтому причастна к общей теории коммуникации, которая в значительной степени способна не только описать и не только регламентировать, но и совершенствовать все формы вербальной коммуникации в обществе.

Лингвистика, изучающая речевую коммуникацию в обществе, становится не только наукой, имеющей свой внутренний смысл, а именно изучение языка, но и наукой, решающей задачи, связанные с повседневной деятельностью человека во всех сферах жизни, т.е. практические задачи, нацеленные на обеспечение взаимопонимания между людьми. В этом плане коммуникативная лингвистика является одной из важных социальных дисциплин, которая содействует совершенствованию жизни общества.

Как вся языковая система является внутренне упорядоченной, так и функционирование ее в процессе речевого общения опирается на всеобщие закономерности, обеспечивающие ее логический строй и адекватное восприятие. Если допустить такое состояние, когда тексты подчинялись бы только произволу автора (даже при соблюдении всех лексико-грамматических правил), то образовался бы барьер во взаимопонимании людей.

Язык в этом плане представляет собой одновременно и средство общения, и средство материализации добытых человеком знаний на определенном историческом отрезке развития самого человека, его производительных сил, производственных отношений, а также развития самого языка.

Коммуникативные средства лингвистического уровня – словесные знаки имеют вербальную природу. Слово является основной единицей языка, поскольку соотносится с его тремя основными функциями: репрезентативной – представляет реалии окружающего мира, экспрессивной – выражает эмоционально-оценочное отношение к реалиям – субъектам и объектам и коммуникативной – сообщает информацию. Именно в коммуникативной функции слово выступает как коммуникативное средство.

Коммуникация реализуется в конкретных коммуникативных ситуациях согласно нормам речевой деятельности, которая состоит из мотивированных речевых действий коммуникантов. Эти действия получили название "речевых актов".

В процессе коммуникации речевые акты реализуются не только в единичных высказываниях, но и в целой серии высказываний, объединенных темой и ситуацией общения. Последовательность речевых актов составляет связную речь – так называемый дискурс. Дискурс – это, фактически, "творимый" в речи связный текст, но рассматриваемый в событийном плане, это – текст, в котором актуализируются не только собственно языковые факторы – правила сочетаемости слов и последовательности высказываний, их интонационное оформление, формы переспроса, перебивания партнера, виды реакции на вопрос и т.п., но и неязыковые (экстралингвистические факторы) -– познавательные, этнографические, социокулътурологические, психологические и др. [2]

В социокоммуникативном плане больший интерес представляют функциональные характеристики дискурса, основанные различии коммуникативных сфер. По этому основанию такие виды дискурса, как обиходно-бытовой, научно-деловой, ораторский, газетно-публицистический и др. Кроме того, в литературно-художественном дискурсе выделяются жанровые разновидности, например: баллада, сказка, басня, сонет, поэма. Но использование вербальных средств в этих дискурсах тесно связано, с одной стороны, с семиотическими категориями культуры, с другой стороны – со специфическими категориями литературоведения, и выходит за рамки собственно лингвистического уровня коммуникации.

Особенность коммуникативной системы, а также ее стратификационная и ситуативная вариативность, кумулятивность, динамичность в отражении социальных инноваций, взаимодействие с невербальными средствами – все это объясняет ее центральное место среди других типов коммуникации и статус ее единиц – высказывания и дискурса – как социологических доминант коммуникации. [3]

Определяющими считаются следующие идеи коммуникативной лингвистики:

a) в качестве единицы коммуникации (и обучения) рассматриваются речевые акты;

б) в качестве единицы отбора речевых актов выступает речевая интенция говорящего, которая содержательно организует и регулирует речевое поведение;

в) овладение языком предполагает формирование у обучающегося коммуникативной компетенции, означающей способность правильно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

г) формирование коммуникативной компетенции организуется в рамках тщательно отбираемых ситуаций общения, которые служат стимулом для возникновения речевого намерения и совершения речевых актов.

В современной лингвистике коммуникация понимается не только как использование языковой системы, но, прежде всего, как социальная деятельность, выступающая наравне с другими видами человеческой деятельности. Коммуникация необходима не только для того, чтобы люди могли понять друг друга или объединить свои усилия для достижения одной цели. Своеобразие коммуникативной деятельности по сравнению с другими видами человеческой деятельности состоит в том, что содержание мысли одного индивида становится коллективным достоянием, необходимым для краткосрочного и долгосрочного обоснования, планирования и организации любых видов совместной деятельности. Если отнять у человека способность коммуницировать, никакая другая деятельность не сможет ее заменить и совместная работа станет невозможной.

Список литературы

  1. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. Серия: Лингвистическое наследие XX века. Издательство: ЛКИ, 2007. 176 стр. ISBN: 978-5-382-00091-62.

  2. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

  3. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

Просмотров работы: 2161