В России, по данным профильного департамента Министерства труда и социальной защиты в 2013 года насчитывалось12,8 миллионов инвалидов, среди них инвалидов первой группы 2,2 миллиона, второй группы – 6,6 миллионов человек и третьей – 4 миллиона. Детей-инвалидов в Российской Федерации около 570 тысяч. 9,2 миллионов инвалидов Российской Федерации находятся в пенсионном возрасте, в трудоспособном возрасте – 2,5 миллионов человек1. Инвалиды относятся к наименее защищенным слоям населения. Они входят в группы особого риска, потому что именно инвалиды особенно остро чувствуют проявления социального, экономического и других аспектов неравенства в сравнении с остальными членами российского общества.
Ученые указывают, что необходимо создавать систему эффективной социальной поддержки инвалидов, включающей социальную, медицинскую, педагогическую, психологическую сторону реабилитации инвалидов, что позволит им равноправно и безболезненно входить в общество здоровых людей2.
В любом обществе здоровые люди составляют большинство, а люди с физическими особенностями находятся в меньшинстве. Поэтому в обществе преобладают нормы и ценности, которые отражают интересы большинства. И именно на эти нормы и ценности опираются, вырабатывая модель инвалидности и формулируя само понятия инвалидность. Инвалидность считается одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом. Проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но они касаются и их семей. Проблемы зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов. Решение проблем инвалидов лежит в общенациональной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.
В ранних обществах инвалиды занимали положение ущербных, неполноценных, убогих людей: их считали обузой, людьми, не способными приносить пользу. Уделом инвалидов были бедность и ранний уход из жизни. В эпоху раннего Средневековья представление о физических дефектах понималось как наказание за грехи или как знак овладения злыми духами.3 Поэтому таких людей сторонились, опасались и считали изгоями общества. В результате образ жизни людей с физическими и психическими отклонениями превращался в ограничение и изоляцию. Они были исключены их из нормальной жизни, трудовых отношений, творческих сфер.
Постепенно отношение к инвалидам менялось в положительную сторону, инвалид становился социально значимым.
Первые киевские князья поучали любить ближних, делать им дарения. Люди с умственными отклонениями почитались как юродивые. А если посмотреть на архитектуру древней Руси, то можно увидеть, что о ступеньках тогда и речи не было в любой дом или храм убогий мог даже вползти.
В допетровской Руси болезни рассматривались как божье наказание, но при этом продолжали строить богадельни для убогих. В 1682 году в Москве уже существовало две богадельни, к 1700 году их стало уже десять, при Петре Первом – 90. В это время была предпринята попытка создать государственную систему социального обеспечения. В этой системе было место и инвалидам.
При Екатерине Великой на Руси появились приказы общественного призрения. Царица поощряла тех людей, которые устраивали благотворительные заведения. Александр I основал Императорское человеколюбивое общество, граф Шереметьев построил Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих. При Александре I француз доктор Гаюи основал первый в России институт для слепых. В 1813 году издатель П. Пезаровиус основал газету «Русский инвалид», которая уделяла внимание ветеранам и просуществовала до 1917 года. Во время крымской, русско-турецкой, русско-японской войн возникли общины сестер милосердия. В 1885 году была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке, появился журнал «Слепец».
1 ноября 1917 года в России было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании инвалидов. Это постановление послужило началом формирования системы социальной защиты инвалидов в Советской России. Но особенностью социальной политики того времени было то, что развитие социальной политики в отношении инвалидов протекало в обстановке военных действий. Поэтому право на пенсионное обеспечение по инвалидности имели военнослужащие Красной армии, которые получили увечья на военной службе и при этом полностью или частично потеряли трудоспособность. Второй особенностью социальной политики того времени стало идеологический и политический характер социальной помощи инвалидам. В 1920 году были введены персональные пенсии лицам, которые имели заслуги в борьбе с контрреволюцией4. Это стало началом процесса дифференциации пенсий по инвалидности, который в дальнейшем привел к формированию сложной категоризированной и разветвленной системы. В декабре 1920 года постановлением СНК РСФСР было основано Всероссийское производственно – потребительское объединение инвалидов. Главной задачей ВИКО было трудоустройство инвалидов. В результате этого произошло расширение сети артелей и цехов для надомников, стали строиться детские сады, санатории, профессиональные школы. Именно структура ВИКО предшествовала современной структуре Всесоюзного общества инвалидов. В 1925 и 1926 годах возникли Всероссийское общество слепых (ВОС) и Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). ВОС и ВОГ стали заниматься вопросами трудоустройства инвалидов и решениями различных проблем их социального обеспечения. В период индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства круг обеспечиваемых пенсиями был расширен за счет граждан, ставших инвалидами в результате кулацкого насилия. Преференции приобрели и не работавшие граждане.
Большая помощь со стороны государства оказывалась инвалидам в годы Великой Отечественной войны. Инвалидов освобождали от налогов на строение, оказывалась помощь в трудоустройстве, они в первую очередь получали жильё, топливо. Ответственными за работу с инвалидами были собесы, в функции которых входили регистрация инвалидов, выдача пенсии, оказание социальной помощи, выдача одежды и продуктов. На руководителей возлагалась персональная ответственность за трудоустройство инвалидов войны и организацию обучения новым профессиям. В годы войны возросла роль в трудоустройстве инвалидов врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Эти комиссии стали определять доступные инвалидам виды и условия труда. Итак, «военная» и «послевоенная» государственная политика в отношении инвалидов стала носить компенсационный характер. Постепенно государством был сформирован устойчивый стереотип «общества без инвалидов» с его психологическим барьером между инвалидами и здоровыми людьми. В этот период были созданы специализированные интернаты, учебные заведения, производства для инвалидов. Таким образом, инвалидов изолировали от всех остальных граждан, можно сказать «изъяли» из общества. Вынужденная изоляция инвалидов привела к тому, что инвалиды стали бояться общаться со здоровыми людьми и эта боязнь людей стала характерной их чертой.
Именно представления общества об инвалидах как о больных людях, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и которым нужно сочувствовать, которым «чего-то не хватает» стало главным препятствием к полноценной независимой жизни людей с ограниченными возможностями.
Е.А. Тарасенко представила отражение специфического образа инвалида в общественном сознании в виде таких стереотипов5:
1. «Персональная трагедия» – инвалиды воспринимаются как бессильные, нуждающиеся в помощи, глубоко несчастные, одинокие, жалкие, терпящие лишения или как жертвы насилия. Успешные жизненные события рассматриваются как «особые достижения».
2. «Повреждённая телесность», где «неудачный» жизненный опыт лиц с ограниченными возможностями видится, прежде всего, следствием «несовершенства» их тел. Телесные отличия лиц с ограниченными возможностями интерпретируются как негативные, нежелательные.
3. «Другие» – социальный стереотип, в соответствии с которым лица с ограниченными возможностями воспринимаются как «другие», «чужие». Образ молодого инвалида как «другого» равноценен понятиям «плохой» или «аутсайдер».
Поэтому целью современной государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ»6
В начале 60-х годов были приняты документы, которые существенно повлияли на улучшение пенсионного обеспечения инвалидов. На территории СССР, начал развиваться принцип социальной защиты больных и инвалидов на основе врачебно-трудовой экспертизы. Это направление социальной медицины основывалось на основе комиссионной врачебной оценки состояния больного. Выраженный административный подход сформировал ряд особенностей этой части социальной медицины, которые отличали подход в СССР от подходов в ряде стран Западной Европы.
1. Информация об инвалидности была ограничена для служебного пользования. Например, ежегодные сборники по инвалидности до распада СССР издавались с грифом «для служебного пользования». Это закрыло систему от широкого взаимодействия с наукой и практикой основных сил здравоохранения, науки, образования, культуры, информации.
2. Еще одно важное отличие ростков социальной медицины, которые закладывались в СССР, в том, что она взяла курс на изоляцию больного и инвалида от общества. Не создавалась общественная инфраструктура городов, рассчитанная на инвалидов. Их проще было закрывать в квартирах или домах-интернатах. Это позволило создавать огромные дома-интернаты по 300-400 мест, спецшколы. Но они не решали медико-социальных задач человека. В результате этого в СССР создавалась инвалидная среда. Инвалид не подтягивался к здоровому человеку.
И только в1990 году Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон «Об основных началах социальной защищённости инвалидов СССР», который, несмотря на свою декларативность, содержал прогрессивные идеи7. Главная из них – это перенос центра тяжести с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. В случае реализации эти идеи могли бы существенно изменить положение инвалидов. Однако закон не был ратифицирован, а дальнейшие события 1991г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России.
В 1993г. была предпринята еще одна попытка принять российский закон о социальной защите инвалидов, однако вновь этот проект закона был рассмотрен только во втором чтении Верховным Советом РСФСР и окончательно принят не был. В это же время велась разработка федеральной программы о социальной поддержке инвалидов, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. № 59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов».
В 1995 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»8. В федеральном законе была представлена принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, были сформированы новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов. До принятия этого закона основной целью государственной политики в нашей стране считалась помощь инвалиду. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» заявил о необходимости «обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации»9.
В современной России социальная дистанция между здоровыми людьми и инвалидами ещё довольно большая. Но наряду с этим инвалиды говорят и о некоторых изменениях к лучшему за последние десятилетия. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что необходимо что-то предпринимать, чтобы улучшить жизнь инвалидов» положительно ответили 95% опрошенных из числа не инвалидов10. Весьма позитивным является тот факт, что респонденты из всех групп согласны с необходимостью формирования безбарьерной среды для инвалидов и готовы внести свой вклад в соответствующие (гипотетические) расходы. Результаты исследования позволяют с уверенностью говорить о том, что население одобряет усилия по созданию доступной среды жизнедеятельности и содействию социальной инклюзии инвалидов. Общественное мнение формируется во многом благодаря деятельности средств массовой информации, профессионализма журналистов, их умения видеть и объяснять структурные причины социального неравенства вместо привычных стереотипов об инвалидах, вызывающих жалость или удивление. Инвалиды и население страны полагают, что информация в СМИ об инвалидах представлена недостаточно. При этом 57% считают, что СМИ уделяют незначительное внимание проблемам инвалидов. Население высказывается в адрес СМИ критично: 35,6% полагают, что СМИ неправильно описывают инвалидов, 21,7% - СМИ создают негативный образ инвалидов. В то же время 70% среди инвалидов 74,4% здорового населения согласны с тем, что телевидение показывает и положительные материалы.11
Социальная политика, направленная на улучшение социальной защиты инвалидов, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, которые основаны на оказании инвалидам необходимого комплекса социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания.
В настоящее время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них – федеральные законы: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»12. Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения.
Социальное обслуживание инвалидов определяется как вид социальной деятельности, которая осуществляется посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления инвалидам социальных услуг.
Внутри службы социальной защиты инвалидов множество подсистем и элементов, которые несут разнообразную функциональную нагрузку. Эти подсистемы находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем результативность работы с инвалидами. С одной стороны, функционируют службы социально-медицинской, психологической помощи, социального обеспечения, правовой помощи, службы занятости. А с другой стороны – территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т. п. Итак, социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации инвалидов. Система социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания инвалидов.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами13.
Государственное социальное обслуживание инвалидов включает:
1) социальное обслуживание на дому (и социально-медицинское обслуживание) направленно на максимальное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде включает услуги на организацию питания, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; приобретение медикаментов, содействие в получении медицинской и юридической помощи и другие.
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни, организацию их питания, отдыха.
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Включает меры: обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.
4) срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Включает разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи.
5) социально-консультативная помощь направлена на адаптацию, создание благоприятных отношений в семье, ослабление социальной напряженности, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Подводя итог, можно сказать, что история развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь, начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, создания для них безбарьерной среды. Инвалиды теперь рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
За последние годы в России был принят целый ряд решений на государственном уровне, в т. ч. несколько федеральных программ. Главным из них является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»14является нормативно – правовым актом, в котором прописаны меры по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для них.
Институт инвалидности возник в результате общественной потребности в создании специфических условий для жизнедеятельности лиц с нарушением здоровья. Институционализация инвалидности в российском обществе прошла длительный путь от отдельных родовых форм помощи увечным людям у славянских племен к социальному институту, нашедшему свое оформление в специфических организациях и учреждениях, системе статусов и ролей индивидов, нормативно – правовой базе, регулирующих и обеспечивающих социальную жизнедеятельность инвалидов. В ходе этого процесса изменились критерии восприятия инвалидов, оценки состояния инвалидности, подходы к оказанию социальной помощи и поддержки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3 декабря - Международный день инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// dislife.ru/news / view /27550
2.Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 240 с.
3.Баглай В.С. Отношение общества к инвалидам: история и современность [Электронный ресурс] / В.С.Баглай.– Режим доступа: www.scienceforum.ru/2014/521/3136
4.Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России [Электронный ресурс] / Е.А. Тарасенко. – Режим доступа: http: // cheloveknauka.com/kachestvo-zhizni-invalidov-v-kontekste-sotsialnoy-politiki#ixzz3MKIWUfNX
5.Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон (от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) [принят Государственной Думой 20.07.1995 г., одобрен Советом Федерации 15.11.1995 г.] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6.Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/bea/ report/1999 / bea 031999analysis/bea031999analysis000.htm
7.Российская Федерация, Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: фед закон. [принят Гос. Думой 20.06. 1995:одобр. Советом Федерации15. 11. 1995(ред. от 23.02.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - Ст. 4563
8.Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования.- 2010.- № 9. – с. 57.
1 3 декабря - Международный день инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// dislife.ru/news / view /27550
2 Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 240 с.
3 Баглай В.С. Отношение общества к инвалидам: история и современность [Электронный ресурс] / В.С.Баглай.– Режим доступа: www.scienceforum.ru/2014/521/3136
4 Баглай В.С. Отношение общества к инвалидам: история и современность [Электронный ресурс] / В.С Баглай. – Режим доступа: www.scienceforum.ru/2014/521/3136
5 Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России [Электронный ресурс] / Е.А. Тарасенко. – Режим доступа: http: // cheloveknauka.com/kachestvo-zhizni-invalidov-v-kontekste-sotsialnoy-politiki#ixzz3MKIWUfNX
6 Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон (от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) [принят Государственной Думой 20.07.1995 г., одобрен Советом Федерации 15.11.1995 г.] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/bea/ report/1999 / bea 031999analysis/bea031999analysis000.htm
8Российская Федерация, Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: фед закон. [принят Гос. Думой 20.06. 1995:одобр. Советом Федерации15. 11. 1995(ред. от 23.02.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - Ст. 4563
9Российская Федерация, Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: фед закон: [ принят Гос. Думой 20.06. 1995:одобр. Советом Федерации15. 11. 1995(ред. от 23.02.2013)[Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - Ст. 4563
10 Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования.- 2010.- № 9. – с. 57.
11Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования.- 2010.- № 9. – с. 57.
12Российская Федерация, Закон, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: [Электронный ресурс] федер. закон (№ 122-ФЗ от 21.11.2011), [принят Гос. Думой 17 мая 1995 года.одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года]. – Режим доступа::http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html
13Российская Федерация, Законы, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, 02.08.95 г. 122-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html
14Российская Федерация, Закон, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: [Электронный ресурс] федер. закон (№ 122-ФЗ от 21.11.2011), [принят Гос. Думой 17 мая 1995 года.одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html
15