Современные исследования убедительно доказывают, что формирование и совершенствование двигательных навыков напрямую связано с сознательной мыслительной деятельностью, регулярные занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на психические функции растущего организма, формирование умственной и эмоциональной устойчивости к интеллектуальной деятельности [1].
Изучение параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности показывают прямую зависимость вышеперечисленных показателей от уровня и общей, и специальной физической подготовленности.
Бадминтон как вид спорта помогает решать основную задачу физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движений, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества [4].
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития физических способностей, в особенности скоростных и координационных, предъявляет повышенные требования к выбору методов и средств физического развития. В изучаемом нами возрасте с помощью физических нагрузок можно оказывать значительное влияние на процессы роста и развития детей.
Использование бадминтона как средства физического развития на уроках по физической культуре поможет решению основной задачи физического воспитания в школе: способствовать физическому совершенствованию учащихся, укрепить их здоровье, привить навыки здорового образа жизни (В.Г. Турманидзе, Л.В. Харченко).
Все вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы и цели исследования.
Цель исследования – изучить теоретико-методические основы совершенствования двигательных умений у младших школьников, и экспериментальным путем определить влияние занятий бадминтоном на уроках физической культуры на показатели физической подготовленности и сформированности двигательных умений у младших школьников МОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина города Полярный Мурманской области.
Для определения уровня физической подготовленности и сформированности двигательных умений младших школьников в феврале 2012 года нами был проведен независимый пилотный эксперимент, в котором приняли участие 12 мальчиков младшего школьного возраста, занимающихся в секции бадминтона МОУ ООШ № 1 им. Погодина г. Полярный.
Результаты проведенных исследований позволили утверждать, что физические качества учащихся в целом развиты на среднем уровне, но индивидуальные результаты у части школьников выше среднего: показатели развития скоростных и скоростно-силовых способностей превышали средний уровень у 66,6% группы, координационные способности - выше среднего у 42%, силовые способности превышали средний уровень у 25% занимающихся.
Двигательные умения у подавляющего большинства учеников, принимавших участие в исследовании, имели высокий уровень сформированности - у 25% группы высокий уровень сформированности, у 66,6% группы – выше среднего [2].
Таким образом, результаты нашего пилотного эксперимента подтверждали данные многих авторов (М.А. Игнатьева, О.В. Шиян, Ю.А. Копылова, М.В. Малыхиной, Н.В. Полянской, В.А. Лепешкина, А.В. Туманидзе и др.) об эффективности влияния занятий бадминтоном на развитие физических качеств, формирование двигательных способностей младших школьников, и, следовательно, позволяли предположить, что включение бадминтона в программу третьего урока физической культуры окажет достоверно значимое влияние на совершенствование двигательных умений учащихся младших классов.
Для доказательства данного предположения нами был проведен педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы № 1 им. Погодина г. Полярный Мурманской области.
В качестве испытуемых нами были выбраны учащиеся третьих классов в количестве 41 человека. Контрольная группа – 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек), экспериментальная группа – 21 человек (10 мальчиков, 11 девочек). Возраст учащихся - 9 – 10 лет.
Для определения физической подготовленности испытуемых нами использовались общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре, контрольные упражнения: бег на 30 метров, прыжок в длину с места, челночный бег (3х10 метров), прыжки на скакалке (за минуту времени), поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (за минуту).
С целью определения показателей сформированности основных двигательных умений (ходьбы, бега, прыжков, метания) нами были использованы следующие тесты: ходьба, бег, прыжок в длину с места, метание малого мяча вдаль [3].
Тестирование учащихся в начале эксперимента (октябрь 2014 года) не выявило достоверных различий по t-критерию Стьюдента в показателях физической подготовленности (р>0,05) и сформированности двигательных умений (р>0,05) у младших школьников экспериментальной и контрольной групп, что свидетельствовало об однородности выборок испытуемых.
В течение октября - декабря 2014 года с учащимися проводились занятия по физической культуре. В контрольной группе – по традиционной программе физической культуры, в экспериментальной группе – два урока проводились по традиционной программе, а третий урок - по разработанным нами конспектам уроков на основе бадминтона.
В декабре 2014 года нами было проведено повторное тестирование по определению показателей физической подготовленности и сформированности двигательных умений у учащихся младшего школьного возраста МОУ ООШ № 1 им. Погодина г. Полярный.
Результаты тестирования физической подготовленности учащихся представлены в таблицах 1-2.
У мальчиков в контрольной группе прирост скоростных способностей составил 1,9%, скоростно-силовых – 1%, координационных – 1,8%, прирост показателей скоростной выносливости составил 3,3%, силовых – 3% (таблица 1).
Прирост показателей физических качеств, по нашему мнению, связан с естественными процессами возрастного развития и эффективностью влияния занятий физической культурой на физическую подготовленность детей.
Таблица 1
Показатели развития физических качеств мальчиков в контрольной группе
до и после эксперимента (n=11)
№ п/п |
группы |
Бег, 30м, с |
Прыжок в длину, см |
Челн.бег, с |
Прыжки со скакалкой, за 1 мин. |
Подъем туловища из полож. лежа, за 1 мин. |
|||||
Х |
Y |
X |
Y |
X |
Y |
X |
Y |
X |
Y |
||
1. |
КГ |
6,25 |
6,13 |
140 |
141,1 |
9,97 |
9,79 |
51 |
52,7 |
36,6 |
37,7 |
разница |
0,12 |
1,4 |
0,18 |
1,7 |
1,1 |
||||||
% |
1,9 |
1 |
1,8 |
3 |
5,6 |
||||||
Р |
3,9 |
3 |
5,2 |
3,5 |
2,2 |
||||||
t |
t |