СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАДМИНТОНУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАДМИНТОНУ

Львова О.С. 1, Чайников С.А. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Двигательные навыки, являясь высшей ступенью владения двигательными действиями, имеют большое значение в любой деятельности человека. Особое значение овладение двигательными навыками приобретает в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте закладываются основы двигательного потенциала ребенка.

Современные исследования убедительно доказывают, что формирование и совершенствование двигательных навыков напрямую связано с сознательной мыслительной деятельностью, регулярные занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на психические функции растущего организма, формирование умственной и эмоциональной устойчивости к интеллектуальной деятельности [1].

Изучение параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности показывают прямую зависимость вышеперечисленных показателей от уровня и общей, и специальной физической подготовленности.

Бадминтон как вид спорта помогает решать основную задачу физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движений, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества [4].

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития физических способностей, в особенности скоростных и координационных, предъявляет повышенные требования к выбору методов и средств физического развития. В изучаемом нами возрасте с помощью физических нагрузок можно оказывать значительное влияние на процессы роста и развития детей.

Использование бадминтона как средства физического развития на уроках по физической культуре поможет решению основной задачи физического воспитания в школе: способствовать физическому совершенствованию учащихся, укрепить их здоровье, привить навыки здорового образа жизни (В.Г. Турманидзе, Л.В. Харченко).

Все вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы и цели исследования.

Цель исследования – изучить теоретико-методические основы совершенствования двигательных умений у младших школьников, и экспериментальным путем определить влияние занятий бадминтоном на уроках физической культуры на показатели физической подготовленности и сформированности двигательных умений у младших школьников МОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина города Полярный Мурманской области.

Для определения уровня физической подготовленности и сформированности двигательных умений младших школьников в феврале 2012 года нами был проведен независимый пилотный эксперимент, в котором приняли участие 12 мальчиков младшего школьного возраста, занимающихся в секции бадминтона МОУ ООШ № 1 им. Погодина г. Полярный.

Результаты проведенных исследований позволили утверждать, что физические качества учащихся в целом развиты на среднем уровне, но индивидуальные результаты у части школьников выше среднего: показатели развития скоростных и скоростно-силовых способностей превышали средний уровень у 66,6% группы, координационные способности - выше среднего у 42%, силовые способности превышали средний уровень у 25% занимающихся.

Двигательные умения у подавляющего большинства учеников, принимавших участие в исследовании, имели высокий уровень сформированности - у 25% группы высокий уровень сформированности, у 66,6% группы – выше среднего [2].

Таким образом, результаты нашего пилотного эксперимента подтверждали данные многих авторов (М.А. Игнатьева, О.В. Шиян, Ю.А. Копылова, М.В. Малыхиной, Н.В. Полянской, В.А. Лепешкина, А.В. Туманидзе и др.) об эффективности влияния занятий бадминтоном на развитие физических качеств, формирование двигательных способностей младших школьников, и, следовательно, позволяли предположить, что включение бадминтона в программу третьего урока физической культуры окажет достоверно значимое влияние на совершенствование двигательных умений учащихся младших классов.

Для доказательства данного предположения нами был проведен педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы № 1 им. Погодина г. Полярный Мурманской области.

В качестве испытуемых нами были выбраны учащиеся третьих классов в количестве 41 человека. Контрольная группа – 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек), экспериментальная группа – 21 человек (10 мальчиков, 11 девочек). Возраст учащихся - 9 – 10 лет.

Для определения физической подготовленности испытуемых нами использовались общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре, контрольные упражнения: бег на 30 метров, прыжок в длину с места, челночный бег (3х10 метров), прыжки на скакалке (за минуту времени), поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (за минуту).

С целью определения показателей сформированности основных двигательных умений (ходьбы, бега, прыжков, метания) нами были использованы следующие тесты: ходьба, бег, прыжок в длину с места, метание малого мяча вдаль [3].

Тестирование учащихся в начале эксперимента (октябрь 2014 года) не выявило достоверных различий по t-критерию Стьюдента в показателях физической подготовленности (р>0,05) и сформированности двигательных умений (р>0,05) у младших школьников экспериментальной и контрольной групп, что свидетельствовало об однородности выборок испытуемых.

В течение октября - декабря 2014 года с учащимися проводились занятия по физической культуре. В контрольной группе – по традиционной программе физической культуры, в экспериментальной группе – два урока проводились по традиционной программе, а третий урок - по разработанным нами конспектам уроков на основе бадминтона.

В декабре 2014 года нами было проведено повторное тестирование по определению показателей физической подготовленности и сформированности двигательных умений у учащихся младшего школьного возраста МОУ ООШ № 1 им. Погодина г. Полярный.

Результаты тестирования физической подготовленности учащихся представлены в таблицах 1-2.

У мальчиков в контрольной группе прирост скоростных способностей составил 1,9%, скоростно-силовых – 1%, координационных – 1,8%, прирост показателей скоростной выносливости составил 3,3%, силовых – 3% (таблица 1).

Прирост показателей физических качеств, по нашему мнению, связан с естественными процессами возрастного развития и эффективностью влияния занятий физической культурой на физическую подготовленность детей.

Таблица 1

Показатели развития физических качеств мальчиков в контрольной группе

до и после эксперимента (n=11)

п/п

группы

Бег, 30м, с

Прыжок в длину, см

Челн.бег, с

Прыжки со скакалкой, за 1 мин.

Подъем туловища из полож. лежа, за 1 мин.

Х

Y

X

Y

X

Y

X

Y

X

Y

1.

КГ

6,25

6,13

140

141,1

9,97

9,79

51

52,7

36,6

37,7

разница

0,12

1,4

0,18

1,7

1,1

%

1,9

1

1,8

3

5,6

Р

3,9

3

5,2

3,5

2,2

t

t

Просмотров работы: 1446