ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОТОТИПА МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТОВ ДЛЯ ИП ЗУЕВОЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОТОТИПА МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТОВ ДЛЯ ИП ЗУЕВОЙ

Зуева Д.П. 1, Охапкина Е.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко изложено проектирование прототипа мультиагентной системы оптимального построения маршрутов для ИП Зуевой, выполненное в рамках выпускной квалификационной работы на тему «Разработка прототипа мультиагентной системы оптимального построения маршрутов для ИП Зуевой» (РГГУ, ФИСБ, 4 курс).

1. Актуальность

В настоящее время задача осуществления грузоперевозок являются неотъемлемой частью деятельности практически любого предприятия. Грузы можно перевозить в любое место, независимо от их объёма и габаритов.

Автоматизация построения оптимальных маршрутов грузоперевозок является жизненной необходимостью, как для крупных, так и для малых предприятий. Внедрение системы, позволяющей оптимальное построение маршрутов грузоперевозок, является экономически выгодным решением, так как это ускоряет процесс работы предприятия, минимизирует влияние человеческого фактора, позволяет эффективно использовать имеющийся автопарк. Как следствие повышается качество планирования, сокращаются затраты на обеспечения процесса грузоперевозок.

2. Описание объекта автоматизации

ИП Зуева Н.А. была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель в 2007 году. Данный индивидуальный предприниматель ведет деятельности в области торговли женской одежды. Товары приобретаются в таких городах как: (Уфа, Красноярск, Казань, Екатеринбург, Хабаровск).

В штате состоят: 1 продавец, 3 водителя, бухгалтер (в лице самого индивидуального предпринимателя).

Автопарк состоит из 3 машин: Fiat Ducato (двигатель – дизель, расход солярки на 100 км – 10 литров, загрузка – 1,5 тонны (10 м куб.))

В связи с увеличением количества заказов и увеличением количества поставщиков возникла необходимость оптимизации маршрутов при доставке товара. В этой связи было принято решение разработать программное средство оптимизации составления маршрутов.

3. Проектирование логистической системы

После проведения анализа предметной области выполнен переход к проектированию прототипа мультиагентной системы оптимального построения маршрутов для ИП Зуевой. В качестве способа проектирования было выбрано объектно-ориентированное проектирование. В качестве средства проектирования выбрано CASE-средство Rational Rose.

CASE-средство Rational Rose предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования ПО, а также, для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации [1]. ПринципиальноеотличиеRational Rose от других средств заключается в объектно-ориентированном подходе. Графические модели, создаваемые с помощью этого средства, основаны на объектно-ориентированных принципах и языке UML (Unified Modeling Language). UML является языком графического описания для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью [2]. Инструменты моделирования Rational Rose позволяют разработчикам создавать целостную архитектуру процессов предприятия, сохраняя все взаимосвязи и управляющие воздействия между различными уровнями иерархии.

Проектирование системы выполнялось в несколько этапов. Был разработан следующий комплекс диаграмм:

  1. Представление разработанной системы в целом отражено на диаграмме Use Case. Диаграмма Use Case позволяет создать список операций, которые выполняет система. Каждая такая диаграмма – это описание сценария поведения, которому следуют действующие лица (Actors) [3].

Рис. 1 Диаграмма вариантов использования

На данной диаграмме существует два актера с именами «Пользователь» и «Логистическая система», а также варианты использования с названиями: «Получение справки о предстоящем маршруте», «Поиск рейса по дате», «Построение оптимального пути». Между ними существуют отношения, которые выглядят следующим образом: «Пользователь» -> «Получение справки о предстоящем маршруте», «Пользователь» -> «Построение оптимального пути», «Получение справки о предстоящем маршруте» -> «Поиск рейса по дате», «Построение оптимального пути» -> «Поиск рейса по дате», «Построение оптимального пути» -> «Логистическая система», «Получение справки о предстоящем маршруте» -> Логистическая система».

2. Диаграмма классов позволяет создавать логическое представление системы, на основе которого создается исходный код описанных классов [3]. Чтобы закончить спецификацию класса «Выбор оптимального пути» следует добавить 4 атрибута и 2 операции. Атрибуты: дата, стоимость товара, параметры товара, продолжительность пути. Операции: рассчитать оптимальный путь, завершить операцию.

Фрагмент диаграммы классов после добавления атрибутов и операций для класса Выбор оптимального пути представлен на рис.2

Рис. 2 Фрагмент диаграммы классов

3. Диаграмма кооперации позволяет описать взаимодействия объектов, абстрагируясь от последовательности передачи сообщений [3].

На диаграмме видны объекты классов с именами: Пользователь, Клавиатура, Выбор оптимального пути, Экран, Контроллер системы, Принтер и Контроллер маршрута, а также связи, соединяющие объекты классов с именами: Пользователь с Клавиатурой, Контроллер системы с Выбором оптимального пути, Контроллер системы с Экраном, Контроллер системы с Принтером, Контроллер системы с Контроллером маршрута.

Рис. 3Диаграмма кооперации

4. Диаграмма последовательности позволяет отразить последовательность передачи сообщений между объектами [3].

Рис. 4 Диаграмма последовательности

5. Диаграмма состояний предназначена для отображения состояний объектов системы, имеющих сложную модель поведения [3].

Для построения данной диаграммы необходимо добавить состояния с именами: Ожидание ввода данных, Проверка корректности данных, Ожидание выбора пользователя, Выбор оптимального пути, Завершение операции выбора оптимального пути, Печать, Выдача результатов. А также необходимо добавить переходы от состояния к состоянию, которые Вы видите на ниже приведенной диаграмме.

Рис. 5 Диаграмма состояний

6. Этот тип диаграмм предназначен для распределения классов и объектов по компонентам при физическом проектировании системы.

Для построения данной диаграммы добавляем компонент с именем: Система, для которого задается стереотип Task Specification, а также компоненты с именами: Клавиатура, Экран, Принтер, для которых задается стереотип Task Body. И в итоге создаем зависимости между компонентами, которые представлены ниже на диаграмме.

Рис. 6 Диаграмма компонентов

Таким образом, было выполнено проектирование модели системы оптимального построения маршрутов для ИП Зуевой, которая в дальнейшем позволит приступить к разработке этой системы.

Список источников литературы:

  1. Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. М., 1996.

  2. UML – Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/UML (дата обращения 20.01.2015)

  3. UML диаграммы в Rational Rose. URL: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/rational/diag_uml.htm (дата обращения 25.01.2015)

Просмотров работы: 995