СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Максимова Н.А. 1
1Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы социализации детей находятся в центре внимания многих научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Это связано с возрастающей потребностью общества в формировании социально- ответственной, активной личности во все более усложняющихся формах общественной жизни, со стремлением обеспечить управляемость влияния факторов социализации на личность. Личность формируется в процессе социализации и воспитания. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. В условиях, когда общество оказалось неподготовленным к воспитанию в изменившихся условиях, процесс социализации, изучение ее факторов и условий приобретают первостепенное значение.

Изменения, происходящие в нашей стране, несомненно, влияют на процесс социализации личности в новых политических, социально-экономических условиях. Факторы социализации и возникающая под их влиянием система отношений к окружающему миру не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Поэтому процесс социализации на разных возрастных этапах требует глубокого анализа и систематизации. В связи с этим необходимо исследование факторов, влияющих на процесс социализации дошкольников, так как им предстоит в ближайшем будущем не только адаптироваться к новым условиям, но и занять активную позитивную позицию в обществе.

Дошкольное детство – это период открытий, когда ребенок активно включается во взрослую жизнь, примеряет на себя ситуации, которые видит вокруг себя. К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ вхождения в окружающий мир взрослых.

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Оно обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он непроизвольно вынужден сталкиваться в жизни. Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений человека и социума, при котором реализуются как собственно личностные, так и социальные интересы.

Успешная адаптация является результатом взаимодействия разных представителей социума и готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния. Развитие социальной перцепции и эмоциональной сензитивности служит основой образования у детей коммуникативного акта, необходимого при совместных действиях со сверстниками.

Игра выполняет важную социологическую функцию: коммуникационную, развитие нравственных и общественных качеств, усвоение правил и норм поведения. Игра - это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений. Она является особой формой освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования.Среди существующих концепций в подходе к феномену ролевой игры представляется важным выделить следующие положения психологов. Так, например, Л.С. Выготский определял игру как источник развития ребенка, поскольку она создает зону ближайшего развития. Д.Б. Эльконин отмечал влияние игры на психическое развитие дошкольников с четырех позиций: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; формирование идеального плана; развитие познавательных действий.

Теоретики педагогической науки также обращали внимание на значимость игры в жизни детей. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.9 К.Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимое в движение разнообразными эффективными тенденциями.

Эффективным методом в работе педагогов является последовательность применения различных средств, формирующих у дошкольников социальную компетентность. Слушание сказки, например, в значительной степени является мысленной игрой. Сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений служат фактором стимуляции детей к получению новых знаний о социальном мире, так как каждая ролевая функция возлагает на дошкольника определенную ответственность. Ролевая игра помогает освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение другого, позволяет освоить детям новые модели поведения, находить правильный выход из затруднительной ситуации, чувствовать собственную значимость и преодолевать личный эгоцентризм. Обогащению социального опыта детей способствует общение детей со сверстниками и взрослыми. В процессе сюжетно-ролевой игры возникают ситуации разрыва в деятельности, побуждающие к обсуждению вопросов относительно ролей, развертывания сюжетной линии, что нередко приводит к рассогласованию, возникновению конфликтной ситуации с партнером по игре. Такие случаи отчетливо обнаруживают характер сложившихся отношений между дошкольниками. Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребенку тогда, когда у него не достает собственных ресурсов и ситуация находится вне компетентности. Педагог выступает как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые стимулируют открытое обсуждение всего того, что ребенку непонятно. Особое значение имеет умение взрослого принимать позицию партнера, заинтересованного в успехе игры. Обучение детей в игре представляет собой механизм естественной помощи ребенку, который включает взаимодействие воспитателя с детьми в ролевом действии, наблюдение за процессом общения в игре, изучение детских возможностей и перспектив развития сюжета. В заключении отметим, что поиск средств развития социальной компетентности детей, требует дальнейшего обсуждения, так как необходимость совершенствования методов социального становления личности ребенка, занимает приоритетное положение в дошкольной педагогике. Игра считается областью специфической детской субкультуры, на которую проецируется непроизвольное, спонтанное обучение и, которое практически ребенком не осознается. Она упорядочивает не только поведение дошкольника, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Основа будущего сегодняшних воспитанников дошкольных образовательных учреждений состоит в осмыслении и практическом применении разнообразных средств, способствующих развитию социальной компетенции детей.

Литература:

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2011. 80 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2006.3. Короткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом 2007.

4. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет. Волгоград, 2012.5. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград, 2012.

6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. С-Пб.: Речь, 2010.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981.8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

9. Яковлева А. Н. и др. Социализация школьников: Учебное пособие / Яковлева А. Н., Корнилова А. Г., Ильина Т.М., Шамаева А.П. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. 44 с.

Просмотров работы: 2508