Для усвоения типовой программы в школе 4 вида в частности для развития наглядно - образного мышления крайне необходимо переработка чувственного опыта ребенка с нарушением зрения. Эта и другие специфические особенности ребенка со зрительной депривацией в сочетании с другими видами должны быть учтены при каждодневном анализе поведения ребенка и различной его деятельности. Их непременно следует учитывать при профилактике и коррекции поведения детей в возрастных кризисных периодах. Последствиями отсутствия акцента на данной специфической коррекционной работе может привести к искаженному восприятию круга проблем ребенка подросткового возраста.
Анализ и осмысление педагогом – дефектологом создающихся педагогических и нередко клинических ситуаций позволит нам избежать дезадаптивного и девиантного поведения. В противном случае ребенок со зрительной депривацией за длительный период подросткового возраста выученные «отклонения» в поведении будет демонстрировать как особенности и черты характера. Коррекционная работа примет затрудненный характер.
Социальный статус и образовательный ценз в семьях различен это нас обязывает подходить к коррекционной работе с ребенком, его семьей и педагогом индивидуально. Каждая сложившаяся клиническая ситуация уникальна и неповторима и за ней находится семья с травматическими переживаниями. Это нас обязывает создавать индивидуальный план-программу на конкретного ребенка и его семью с учетом очерченных проблем и особенностей создавшейся дефицитарной социальной ситуации развития ребенка со зрительной депривацией.
Так, мы предлагаем супругам следовать речи, достаточно выверенной по отношению к ребенку с учетом его особенностей. Практика показала, что почти у 90 процентов родителей импульсивный речевой поток стандартных выражений и только после этого они вспоминают о договоре с педагогом - дефектологом. Следующим нашим шагом было предложение родителям пройти тренинговую (и при участии самого ребенка и даже всех членов семьи) работу для усвоения речевых стандартов и преодоления импульсивной реакции на поведение ребенка. В основном тренинг строился на основе психологической поддержке ребенка. Именно научение, психологической поддержке ребенка позволяет педагогу – дефектологу улучшить, скорректировать взаимоотношения внутри семьи информация субъективна, чаще всего завуалирована и в некоторых случаях почти не доступна.
Родители, прошедшие научение психологической поддержке ребенка, принявшие и выполнявшие установки педагога достигли весьма существенных успехов. Это составили порядком 25-28% (из числа родителей обращавшихся с запросом к педагогу-дефектологу.) при использовании пробных тренингов для родителей. Родители не только справились с поставленной задачей, но и научились адекватно относиться и к другим членам семьи. Достижения родителей такие как:
-преодоление последствий прежнего поведения;
- регулирование своих эмоций и других членов семьи;
- к самоутверждению и самостоятельности ребенка;
-преодоление изменений накладывающих на взаимоотношения в нутрии семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
- ребенок с позиций постоянного раздражителя (фрустратор) переходит на позиции созидания.
-улучшается психологический климат в семье, взаимоотношения становятся эмоционально устойчивыми, содержательными и интенсивными. В выигрыше оказываются обе стороны.
Отсроченные достижения выше обозначенной работы это;
- укрепление самооценки;
- помогает поверить в себя и в свои способности;
- вера в защиту и поддержку взрослых;
- относительному анализу предполагаемых жизненных ситуаций.
У детей с нарушением зрения, проблема социальной адаптации стоит наиболее остро по сравнению с другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно ближайшие родственники совместно с ребенком создают социально приемлемые условия самостоятельной жизнедеятельности минимальной зависимости от окружающих. Только при этом условии можно достичь социально психологического и эмоционального комфорта.
Перед родителями и педагогами высокая ответственность подготовить ребенка к взрослой и самостоятельной жизни, сформировать устойчивую и созидательную личность.