РАННЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ С РЕБЕНКОМ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАННЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ С РЕБЕНКОМ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Гасанова З.З. 1, Гасанова Х.К. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зрение является одним из важнейших каналов связи с окружающим ребенка социальной средой. Это около 65% процентов всей информации получаемой человеком из внешней среды. Длительное ограничение человека от получаемой информации извне носит название депривация. По утверждению психолога Мухиной В.С. любая депривация оставляет значительные изменения на психике ребенка. Зрительная депривация может быть также комбинированной в сочетании с другими видами деприваций (двигательной, слуховой, социальной и даже психической). Все возможные изменения в психике ребенка с комбинированной депривацией остаются вне поля зрения педагогов - дефектологов.

Для усвоения типовой программы в школе 4 вида в частности для развития наглядно - образного мышления крайне необходимо переработка чувственного опыта ребенка с нарушением зрения. Эта и другие специфические особенности ребенка со зрительной депривацией в сочетании с другими видами должны быть учтены при каждодневном анализе поведения ребенка и различной его деятельности. Их непременно следует учитывать при профилактике и коррекции поведения детей в возрастных кризисных периодах. Последствиями отсутствия акцента на данной специфической коррекционной работе может привести к искаженному восприятию круга проблем ребенка подросткового возраста.

Анализ и осмысление педагогом – дефектологом создающихся педагогических и нередко клинических ситуаций позволит нам избежать дезадаптивного и девиантного поведения. В противном случае ребенок со зрительной депривацией за длительный период подросткового возраста выученные «отклонения» в поведении будет демонстрировать как особенности и черты характера. Коррекционная работа примет затрудненный характер.

Социальный статус и образовательный ценз в семьях различен это нас обязывает подходить к коррекционной работе с ребенком, его семьей и педагогом индивидуально. Каждая сложившаяся клиническая ситуация уникальна и неповторима и за ней находится семья с травматическими переживаниями. Это нас обязывает создавать индивидуальный план-программу на конкретного ребенка и его семью с учетом очерченных проблем и особенностей создавшейся дефицитарной социальной ситуации развития ребенка со зрительной депривацией.

Так, мы предлагаем супругам следовать речи, достаточно выверенной по отношению к ребенку с учетом его особенностей. Практика показала, что почти у 90 процентов родителей импульсивный речевой поток стандартных выражений и только после этого они вспоминают о договоре с педагогом - дефектологом. Следующим нашим шагом было предложение родителям пройти тренинговую (и при участии самого ребенка и даже всех членов семьи) работу для усвоения речевых стандартов и преодоления импульсивной реакции на поведение ребенка. В основном тренинг строился на основе психологической поддержке ребенка. Именно научение, психологической поддержке ребенка позволяет педагогу – дефектологу улучшить, скорректировать взаимоотношения внутри семьи информация субъективна, чаще всего завуалирована и в некоторых случаях почти не доступна.

Родители, прошедшие научение психологической поддержке ребенка, принявшие и выполнявшие установки педагога достигли весьма существенных успехов. Это составили порядком 25-28% (из числа родителей обращавшихся с запросом к педагогу-дефектологу.) при использовании пробных тренингов для родителей. Родители не только справились с поставленной задачей, но и научились адекватно относиться и к другим членам семьи. Достижения родителей такие как:

-преодоление последствий прежнего поведения;

- регулирование своих эмоций и других членов семьи;

- к самоутверждению и самостоятельности ребенка;

-преодоление изменений накладывающих на взаимоотношения в нутрии семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

- ребенок с позиций постоянного раздражителя (фрустратор) переходит на позиции созидания.

-улучшается психологический климат в семье, взаимоотношения становятся эмоционально устойчивыми, содержательными и интенсивными. В выигрыше оказываются обе стороны.

Отсроченные достижения выше обозначенной работы это;

- укрепление самооценки;

- помогает поверить в себя и в свои способности;

- вера в защиту и поддержку взрослых;

- относительному анализу предполагаемых жизненных ситуаций.

У детей с нарушением зрения, проблема социальной адаптации стоит наиболее остро по сравнению с другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно ближайшие родственники совместно с ребенком создают социально приемлемые условия самостоятельной жизнедеятельности минимальной зависимости от окружающих. Только при этом условии можно достичь социально психологического и эмоционального комфорта.

Перед родителями и педагогами высокая ответственность подготовить ребенка к взрослой и самостоятельной жизни, сформировать устойчивую и созидательную личность.

Просмотров работы: 821