Для выявления этих проблем студенты ВУЗа приняли участие в опросе (рис.1). Было выявлено, что 100% студентов компьютерные технологии помогают лучше усвоить материал, ускоряют процесс выполнения работы, упрощают процесс поиска нужной информации.
Рис. 1 Результаты опроса обучающихся
Также, на вопрос: «Какое графическое программное средство Вам бы хотелось изучить для достижения успеха в Вашей профессиональной деятельности?» - 64% опрошенных указали AutoCAD.
Каждая система автоматизированного проектирования имеет свои достоинства и недостатки, что позволяет подобрать программный комплекс, исходя из особенностей профиля работы.
Наиболее популярной системой автоматизированного проектирования в настоящее время является AutoCAD. Именно этой системе отдают свое предпочтение проектные отделы различных организаций. По этой причине было принято решение осуществлять изучение инженерной графики в САПР AutoCAD.
Рис.2 Примеры инженерных решений в САПР AutoCad
Факторы, обуславливающие актуальность исследования представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Факторы обуславливающие актуальность разработки
Таким образом, можно с полным основанием считать, что возникает острая необходимость в разработке курса инженерной графики в системе AutoCAD, который позволит сформировать определенный набор профессиональных компетенции (установленные ФГОС), в полной мере удовлетворит потребность обучающихся и работодателей.
Цель работы – сформировать профессиональные компетенции средствами интерактивного электронного учебника «Инженерная графика в AutoCAD».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
На основе анализа литературы определить понятие «интерактивный электронный учебник», его особенности, принципы и этапы создания.
Определить преимущества использования мультимедийных средств в процессе обучения.
Выделить основные компетенции, необходимые для формирования по дисциплине: «Инженерная графика».
В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме подобранный контент.
Апробировать электронный учебник и проанализировать работу обучающихся с новым представлением информации в сравнении с работой с классическим видом изложения (методические указания).
В соответствии с инструкцией Минобразования, электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.
В специальной литературе выделяют такие основные этапы разработки электронных учебных материалов, как: принципы, этапы, средства создания.
Следуя этим этапам, можно выделить основные и общепринятые принципы при создании электронных учебных изданий, которые представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Общепринятые принципы при создании электронных изданий
Интерактивный электронный учебник это:
новые технологии в обучении;
возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе;
интерактивность (тесты, модели для экспериментов, имитационные модели);
пошаговое построение уроков по принципу «от практики к теории»;
видео-иллюстрация упражнений.
Также можно отметить, что интерактивный электронный учебник имеет ряд наглядных отличий от простого учебника (рис. 5).
Рис. 5 Основные преимущества электронных учебников
Подводя итог вышесказанному, можем заключить, что интерактивные электронные учебники способствуют реализации активного, деятельностного подхода в обучении; раскрывают творческие способности каждого обучающегося и способствуют формированию познавательных потребностей.
Структура и состав разработанного интерактивного электронного учебника, представлены на рисунке 6.
Рис. 6 Структура и состав интерактивного электронного учебника
Объединяя в себе упражнения, задачи и справочник, электронный учебник предоставляет обучающемуся: теоретический материал, видео-ролики, методический материал, индивидуальные задания и тесты.
В стандарте установлено, что результатами освоения основной образовательной программы должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и сформированные у выпускников вуза и востребованные работодателями общекультурные и профессиональные компетенции. Таким образом, основная составляющая контента разработанного электронного учебника «Инженерная графика в AutoCad» направлена на удовлетворение требованиям ФГОС, т.е. на формирование компетенций представленных в таблице 1.
Таблица 1
Общекультурные |
Общепрофессиональные |
Научно-исследовательские |
Готовность к саморазвитию, способность приобретать новые знания в области техники и технологии |
Обладание навыками работы с компьютером |
Умение разрабатывать проекты и проектировать технологические проекты с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства |
знать: основные направления современных областей науки, способы получения информации уметь: приобретать знания по своей профессиональной деятельности и в новых областях владеть:методами и средствами приобретения знаний |
знать: технические и программные средства реализации информационных технологий уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера владеть: методами поиска и обмена информацией |
знать: принципы физического моделирования процессов уметь: выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей владеть: навыками проектирования аппаратов ХТП |
Средством для разработки интерактивного электронного учебника, явился один из лучших HTML-редакторов Macromedia Dreamweaver, который представляет собой комбинацию средств для создания визуального оформления, функций разработки приложений, поддержку редактирования кода. Для разработки интерактивных обучающих видео-уроков, была использована программа Camtasia Studio 8, которая позволяет осуществить запись видео с монитора.
Интерфейс пользователя интерактивного электронного учебника представлен на рисунке 7. Визуально его можно разделить на три части:
Заголовок, определяющий название и состав учебника;
Содержание;
Окно для отображения контента.
Рис. 7 Интерфейс интерактивного электронного учебника
В декабре 2014 г. Электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» был апробирован в учебном процессе, в группе заочной формы обучения по направлению подготовки Химическая технология. Был проведен эксперимент на занятии по инженерной графике. При работе в САПР AutoCAD часть группы занималась по методическим указаниям, выданным преподавателем, другая – с использованием обучающих видео-роликов. Анализ показал, что на освоение материала и на выполнение самостоятельных работ обучающимся из второй группы потребовалось в два раза меньше времени. Результаты исследования представлены на рисунке 8.
Рис. 8 Анализ работы с контентом
В заключении можно с уверенностью сказать, что разработанный интерактивныйэлектронный учебник позволяет организовать работу с ресурсом по принципу от «практики» к «теории», тем самым наиболее эффективно усвоить учебный материал с той скоростью и в той последовательности, которая в наилучшей степени соответствует индивидуальным особенностям восприятия обучающегося, т.е. осуществить возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе. Основываясь на теории и результатах пробных занятий, можно смело утверждать, что разработанный интерактивный электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» значительно повысит качество обучения, тем самым повысит конкурентоспособность обучающихся на рынке труда.
Список литературы
Горшенина, Н.В. Электронное учебное пособие в организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: материалы межвузовской научно-практической конференции 20 декабря 2007 года / Отв. ред. И.Г.Золкина - Оренбург: РГППУ, 2008 – c. 26.
Ткачева, Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование [Текст] : учеб. пособие / Т.М. Ткачева. - М., МАДИ. 2011. - 83 с.
Пашкевич, А. В. Технология реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы [Текст] : методическое пособие / А. В. Пашкевич. – Тобольск: ТГСПА им. Менделеева, 2010. – 81 с.