РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В AUTOCAD» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В AUTOCAD» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Пахаренко Н.В. 1, Алимова Р.Р. 1
1Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С увеличением спроса на высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов проблемам образования уделяется большое внимание. Встает вопрос о качественном внедрении IT технологий в учебный процесс. В филиале ТюмГНГУ в г. Тобольске проведен анализ внедрения и применения информационных технологий в процесс обучения.

Для выявления этих проблем студенты ВУЗа приняли участие в опросе (рис.1). Было выявлено, что 100% студентов компьютерные технологии помогают лучше усвоить материал, ускоряют процесс выполнения работы, упрощают процесс поиска нужной информации.

Рис. 1 Результаты опроса обучающихся

Также, на вопрос: «Какое графическое программное средство Вам бы хотелось изучить для достижения успеха в Вашей профессиональной деятельности?» - 64% опрошенных указали AutoCAD.

Каждая система автоматизированного проектирования имеет свои достоинства и недостатки, что позволяет подобрать программный комплекс, исходя из особенностей профиля работы.

Наиболее популярной системой автоматизированного проектирования в настоящее время является AutoCAD. Именно этой системе отдают свое предпочтение проектные отделы различных организаций. По этой причине было принято решение осуществлять изучение инженерной графики в САПР AutoCAD.

Рис.2 Примеры инженерных решений в САПР AutoCad

Факторы, обуславливающие актуальность исследования представлены на рисунке 3.

Рис. 3 Факторы обуславливающие актуальность разработки

Таким образом, можно с полным основанием считать, что возникает острая необходимость в разработке курса инженерной графики в системе AutoCAD, который позволит сформировать определенный набор профессиональных компетенции (установленные ФГОС), в полной мере удовлетворит потребность обучающихся и работодателей.

Цель работы – сформировать профессиональные компетенции средствами интерактивного электронного учебника «Инженерная графика в AutoCAD».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  •  
    • На основе анализа литературы определить понятие «интерактивный электронный учебник», его особенности, принципы и этапы создания.

    • Определить преимущества использования мультимедийных средств в процессе обучения.

    • Выделить основные компетенции, необходимые для формирования по дисциплине: «Инженерная графика».

    • В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме подобранный контент.

    • Апробировать электронный учебник и проанализировать работу обучающихся с новым представлением информации в сравнении с работой с классическим видом изложения (методические указания).

В соответствии с инструкцией Минобразования, электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

В специальной литературе выделяют такие основные этапы разработки электронных учебных материалов, как: принципы, этапы, средства создания.

Следуя этим этапам, можно выделить основные и общепринятые принципы при создании электронных учебных изданий, которые представлены на рисунке 4.

Рис. 4 Общепринятые принципы при создании электронных изданий

Интерактивный электронный учебник это:

  • новые технологии в обучении;

  • возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе;

  • интерактивность (тесты, модели для экспериментов, имитационные модели);

  • пошаговое построение уроков по принципу «от практики к теории»;

  • видео-иллюстрация упражнений.

Также можно отметить, что интерактивный электронный учебник имеет ряд наглядных отличий от простого учебника (рис. 5).

Рис. 5 Основные преимущества электронных учебников

Подводя итог вышесказанному, можем заключить, что интерактивные электронные учебники способствуют реализации активного, деятельностного подхода в обучении; раскрывают творческие способности каждого обучающегося и способствуют формированию познавательных потребностей.

Структура и состав разработанного интерактивного электронного учебника, представлены на рисунке 6.

Рис. 6 Структура и состав интерактивного электронного учебника

Объединяя в себе упражнения, задачи и справочник, электронный учебник предоставляет обучающемуся: теоретический материал, видео-ролики, методический материал, индивидуальные задания и тесты.

В стандарте установлено, что результатами освоения основной образовательной программы должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и сформированные у выпускников вуза и востребованные работодателями общекультурные и профессиональные компетенции. Таким образом, основная составляющая контента разработанного электронного учебника «Инженерная графика в AutoCad» направлена на удовлетворение требованиям ФГОС, т.е. на формирование компетенций представленных в таблице 1.

Таблица 1

Общекультурные

Общепрофессиональные

Научно-исследовательские

Готовность к саморазвитию, способность приобретать новые знания в области техники и технологии

Обладание навыками работы с компьютером

Умение разрабатывать проекты и проектировать технологические проекты с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства

знать: основные направления современных областей науки, способы получения информации

уметь: приобретать знания по своей профессиональной деятельности и в новых областях

владеть:методами и средствами приобретения знаний

знать: технические и программные средства реализации информационных технологий

уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера

владеть: методами поиска и обмена информацией

знать: принципы физического моделирования процессов

уметь: выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей

владеть: навыками проектирования аппаратов ХТП

Средством для разработки интерактивного электронного учебника, явился один из лучших HTML-редакторов Macromedia Dreamweaver, который представляет собой комбинацию средств для создания визуального оформления, функций разработки приложений, поддержку редактирования кода. Для разработки интерактивных обучающих видео-уроков, была использована программа Camtasia Studio 8, которая позволяет осуществить запись видео с монитора.

Интерфейс пользователя интерактивного электронного учебника представлен на рисунке 7. Визуально его можно разделить на три части:

  • Заголовок, определяющий название и состав учебника;

  • Содержание;

  • Окно для отображения контента.

Рис. 7 Интерфейс интерактивного электронного учебника

В декабре 2014 г. Электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» был апробирован в учебном процессе, в группе заочной формы обучения по направлению подготовки Химическая технология. Был проведен эксперимент на занятии по инженерной графике. При работе в САПР AutoCAD часть группы занималась по методическим указаниям, выданным преподавателем, другая – с использованием обучающих видео-роликов. Анализ показал, что на освоение материала и на выполнение самостоятельных работ обучающимся из второй группы потребовалось в два раза меньше времени. Результаты исследования представлены на рисунке 8.

Рис. 8 Анализ работы с контентом

В заключении можно с уверенностью сказать, что разработанный интерактивныйэлектронный учебник позволяет организовать работу с ресурсом по принципу от «практики» к «теории», тем самым наиболее эффективно усвоить учебный материал с той скоростью и в той последовательности, которая в наилучшей степени соответствует индивидуальным особенностям восприятия обучающегося, т.е. осуществить возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе. Основываясь на теории и результатах пробных занятий, можно смело утверждать, что разработанный интерактивный электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» значительно повысит качество обучения, тем самым повысит конкурентоспособность обучающихся на рынке труда.

Список литературы

  1. Горшенина, Н.В. Электронное учебное пособие в организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: материалы межвузовской научно-практической конференции 20 декабря 2007 года / Отв. ред. И.Г.Золкина - Оренбург: РГППУ, 2008 – c. 26.

  2. Ткачева, Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование [Текст] : учеб. пособие / Т.М. Ткачева. - М., МАДИ. 2011. - 83 с.

  3. Пашкевич, А. В. Технология реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы [Текст] : методическое пособие / А. В. Пашкевич. – Тобольск: ТГСПА им. Менделеева, 2010. – 81 с.

Просмотров работы: 1596