ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Колосова Т.П. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитииребенка, его подготовке к участию в жизни общества.Психическое развитие дошкольника происходит в активнойдеятельности и, прежде всего, в той, которая на этом возрастномэтапе является ведущей, определяет его интересы, отношение кдействительности, т.е. в игре (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец,А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконини др). Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Онаявляется привлекательной и близкой дошкольникам, посколькуисходит из их непосредственных интересов и потребностей,рождающихся в контакте ребенка с миром и опосредствованныхвсеми человеческими взаимоотношениями (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Л.С.Славина, А.Н Леонтьев, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.). В игре ярко проявляются особенности мышления и воображенияребенка, его эмоциональность, активность, развивающаясяпотребность в общении. Через игру ребенок входит в мирвзрослых, овладевает духовными ценностями, усваиваетпредшествующий социальный опыт. В игре дети знакомятся стакими сторонами действительности, как действия ивзаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты исодержание игр. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном,физическом и эстетическом развитии ребенка. Развивающеезначение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенкатрудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрастуи при умелом руководстве со стороны взрослых способна творитьчудеса (С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк, З.В.Мануйленко,Р.М.Римбург, П.А.Рудик, Х.Сараппу, Д.Б.Эльконин и др.).Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что «для ребятдошкольного возраста игры имеют исключительное значение: иградля них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезнаяформа воспитания» [99]. Большое значение игре придавалА.С.Макаренко. Он писал: «У ребенка есть страсть к игре, инадо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть,но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь -этоигра»[138, с.161]. Проявляя тонкую психологическуюпроницательность, К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей кигре: «Для дитя игра -действительность, и действительностьгораздо более интересная, чем та, которая его окружает.Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; апонятнее она ему потому, что отчасти есть собственное сознание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем,чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войтипо сложности ее явлений и интересов» [224, с.86]. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплензначительный материал, указывающий на то, что игра - основнойвид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна изхарактерных закономерностей детского развития. Игра как виддеятельности ребенка способствует гармоническому развитию унего психических процессов и личностных черт. Ряд исследований подтверждает, что формированиевышеназванных качеств у ребенка в игре реализуетсязначительно быстрее и прочнее, нежели при использовании толькодидактических приемов воспитания и методов обучения. Вдошкольном возрасте все, что сопровождается игрой и может статьигрой, легко воспринимается и усваивается ребенком. Все, чтоявляется предметом игры, становится значимым для ребенка инадолго задерживает его внимание. Отношение ребенка ко всему,что его окружает, легче всего вырабатывается в процессе игры. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность,общительность, способность координировать свои действия сдействиями группы сверстников, чтобы устанавливать иподдерживать общение. Отечественная педагогика и психологиярассматривают игру как одно из первых проявлений детскойсамостоятельности в общении с окружающими, в познании мира. Именно в игре дети дошкольного возраста имеют наибольшуювозможность быть активными и самостоятельными, по своемужеланию общаться со сверстниками, реализовывать и углублятьсвои знания и умения, Д.Б.Эльконин делает вывод о том, что«игра влияет на формирование всех основных психическихпроцессов, от самых элементарных до самых сложных» [239]. Повыражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе,собираются, в ней проявляются и через нее формируются всестороны психической жизни личности» [188]. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферахдаже во взрослой жизни (в экономике, политике, социологии,лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоитзадача в полном объеме и с большой функциональностьюкорректно включить игровую деятельность в современноеобразовательное пространство семьи, школы и ДОУ. Доказано, чтодети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены ктворческой деятельности, к гибкому и вместе с темцеленаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитомигровой практики. Именно в рамках игры создаются наиболее благоприятныепредпосылки для формирования всех психических свойств икачеств личности, в том числе и речь.Ф.Н. Фребель широко использовал игру как одно из средствформирования у детей правил и норм нравственного поведения,развития умения общаться между собой. «В игре ребеноквыражает свой внутренний мир через общение с внешним миром»,- писал Ф.Н Фребель. В детском саду следует воспитывать детей,вовлекая их в различную деятельность, путем общения друг сдругом [98]. Эту же мысль поддерживал бельгийский педагог О. Декроли,считая, что игры следует применять как средство формированиянорм и правил культуры поведения [98].Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.А.Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется вигре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словом, с помощью слов ребенок создаетобраз, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиямизображаемых людей [99].

Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детейдошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2007 – 138.С 161.Шипицына Л. М., Защиринская У. В., Воронова А. Н., Нилова Т.А. Азбука общения-С-Пб:2003Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., СтавцеваЕ.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия,2009.

Просмотров работы: 1139