ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Калмыкова М.М. 1
1аспирант кафедры «Экономика и финансы», Волгоградского филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рамках построения новой бюджетной системы принципиально иные требования предъявляются и к внешнему финансовому контролю. Поскольку главным критерием эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления становится результативность с точки зрения решения общественно-значимых задач, то приоритеты контрольно-счетных органов смещаются от контроля за целевым и законным использованием средств к определению эффективности использования для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач. В таких условиях первостепенной задачей органов внешнего финансового контроля является внедрение в практику работы аудита эффективности, заключающегося в независимой проверке деятельности исполнительных органов, государственных и муниципальных организаций, выполнения программ в целях определения экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов.

В Волгоградской области была проведена проверка трех бюджетных учреждений, оказывающие государственные услуги по предоставлению среднего и начального профессионального образования, с целью выявления, помимо целевого использования средств, потребность в специалистах среднего профессионального образования, а также их востребованность на рынке труда по окончанию образовательных учреждений.

На 2013 год Порядок определения объема и структуры приема обучающихся в государственные образовательные учреждения профессионального образования, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Волгоградской области (далее Порядок) утвержден постановлением Главы администрации Волгоградской области от 17.08.2007 № 1465 (далее постановление № 1465, действовало до 31.08.2013).

Согласно п. 2 Порядка объем и структура приема обучающихся разрабатываются органами исполнительной власти Волгоградской области, имеющими в ведении образовательные учреждения, на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу с учетом складывающейся демографической ситуации.

По данным Бюджетного учреждения №2 при формировании заявки на объем и структуру приема обучающихся на 2013 год учреждение руководствовалось перечнем профессий НПО и специальностей СПО, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.11.2011 № 1943-р, а также прогнозной потребностью в подготовке кадров по профессиям и специальностям в разрезе видов экономической деятельности, представленной им Министерством.

Бюджетное учреждение №3 в качестве потребности в объеме и структуре приема обучающихся представило заявки от работодателей, подтверждающих возможность дальнейшего трудоустройства обучающихся (при наличии вакансий) только на обучающих по целевой контрактной подготовке, что составляет 43,6% от общего количества обучающихся в предложении учреждения на 2013 год.

Фактически показатели объема и структуры приема обучающихся указанных учреждений на 2013 год утверждены приказами Министерства в соответствии с предложениями учреждений.

На 2014 год Порядок установления контрольных цифр приема государственными профессиональными организациями Волгоградской области, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден постановлением Губернатора Волгоградской области от 22.11.2013 № 1196 (далее постановление № 1196).

В соответствии с постановлением № 1196 «контрольные цифры приема распределяются по каждой профессии и специальности подготовки с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения путем проведения Министерством образования и науки Волгоградской области конкурса на распределение контрольных цифр приема (далее именуется - конкурс)» (п. 7), порядок проведения конкурса устанавливается Министерством (п. 8).

Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от 29.11.2013 № 1529 (далее приказ Министерства № 1529) утвержден Порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан для обучения за счет областного бюджета государственным профессиональным образовательным организациям Волгоградской области, осуществляющим образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования».

Министерство образования и науки Волгоградской области опубликовало на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» объявление о проведение указанного выше конкурса.

Согласно п.п. «е» п. 5 заявка образовательной организации на участие в конкурсе должна содержать заявку работодателей на подготовку кадров по каждой специальности (профессии) среднего профессионального образования, заявляемой в предложении образовательной организации по установлению контрольных цифр приема.

При формировании заявки Бюджетное учреждение №2 руководствовалось перечнем профессий НПО и специальностей СПО, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.11.2011 № 1943-р, а также прогнозной потребностью в подготовке кадров по профессиям и специальностям в разрезе видов экономической деятельности, представленной Министерством.

В Бюджетном учреждении №3 заявки от работодателей, подтверждающих потребность в специалистах, указанных учреждением в заявлении для участия в конкурсном отборе на 2014 год, отсутствуют. Информация о потребности в данных специалистах от работодателей в 2014 году не собиралась.

Бюджетное учреждение №1 заявки от работодателей не собирало и к заявлению на конкурс в Министерство не направляло, так как согласно информации учреждения в объявлении о проведении конкурса требование о необходимости их предоставления не содержалось. Согласно информации Бюджетного учреждения №1 потребность в специалистах среднего профессионального образования для предприятий и организаций г. Волжского на 2014 год определена учреждением на основании мониторинга, однако его результаты документально не оформлены (отсутствуют запросы и ответы работодателей).

Приказами Министерства образования и науки Волгоградской области от 31.12.2013 № 1783 и от 07.05.2014 №565 утверждены контрольные цифры приема государственными профессиональными образовательными организациями Волгоградской области, на 2014 год, в том числе в соответствии с поступившим от трех бюджетных учреждений предложениями.

Из приведенных выше данных следует, что учреждения при формировании заявок на прием граждан для обучения за счет областного бюджета не руководствовались приказом Министерства №1529, так как их предложения не содержат заявки работодателей на подготовку кадров в разрезе специальностей (профессий).

В свою очередь Министерство образования и науки Волгоградской области утвердило учреждениям контрольные цифры приема граждан на 2014 год также без учета заявок работодателей, то есть без определения реальной потребности экономики Волгоградской области в подготовке кадров по конкретным специальностям.

Обобщенные данные о выполнении бюджетными учреждениями показателей, характеризующих качество и объем государственного задания представлены в таблице.

Наименование учреждения / госуслуги

Количество показателей

Установлено госзаданием

Исполнено

Отклонение

По данным учреждений

По данным КСП

2013 г.

10 мес. 2014 г.

2013 г.

10 мес. 2014 г.

2013 г.

10 мес. 2014 г.

2013 г.

10 мес. 2014 г.

Бюджетное учреждение №1

               

-госуслуга по предоставлению среднего профессионального образования

9

9

8

8

7

7

-1

-1

процент исполнения

-

-

88,9%

88,9%

77,8%

77,8%

   

Бюджетное учреждение №2

               

-госуслуга по предоставлению среднего профессионального образования

8

8

5

5

5

5

-

-

процент исполнения

-

-

62,5%

62,5%

62,5%

62,5%

   

-госуслуга по предоставлению начального профессионального образования

9

9

6

6

4

4

-2

-2

процент исполнения

-

-

66,7%

66,7%

44,4%

44,4%

   

Бюджетное учреждение №3

               

-госуслуга по предоставлению начального профессионального образования

8

8

7

5

6

4

-1

-1

процент исполнения

-

-

87,5%

62,5%

75%

50%

   

госуслуга по реализации программ профессиональной подготовки

8

8

8

7

5

6

-3

-1

процент исполнения

-

-

100%

87,5%

62,5%

75%

   

ВСЕГО:

42

42

34

31

27

26

-7

-5

процент исполнения

   

80,9%

73,8%

64,3%

61,9%

   

Из таблицы видно, что в 2013-2014 годах ни одно из трех проверенных учреждений не достигло в полном объеме утвержденных государственным заданием значения показателей. Причем в большинстве случаев установленные в результате проверки значения показателей отличаются от отчетных данных учреждений.

Например, в отчете Бюджетного учреждения №1 об исполнении государственного задания за 2013 год указано, что значения всех 9 показателей достигнуты. Однако проверка показала, что показатель «Доля выпускников, трудоустроенных после окончания образовательного учреждения» исполнен на 52,2% (по данным Бюджетного учреждения №1 значение показателя составило 99%, по данным проверки – 51,7%). Данный вывод основан на представленных учреждениям сведениях о трудоустройстве лишь 107 чел. из 207 выпускников 2012/2013 учебного года.

Согласно данным отчета Бюджетного учреждения №2 об исполнении государственного задания за 2013 год государственной услуге по предоставлению НПО исполнение показателя «Доля выпускников, получивших две и более профессий и (или) повышенные разряды» составило 58% (государственным заданием установлено значение – 55%).

Однако проверка показала, что фактически показатель выполнен на 37%, так при определении значения данного показателя учреждением учтены 11 выпускников по специальности «Секретарь», которая относится к должности служащих и не предусматривает присвоение разрядов.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что нарушения законодательства бюджетными учреждениями приводит к тому, что они не учитывают потребности рынка труда Волгоградской области в специалистах среднего профессионального образования, что доказывает необходимость дальнейшего рассмотрения данного вопроса.

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1943-р «О перечне профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ».

  2. Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 17.08.2007 N 1465 «Об утверждении порядка определения объема и структуры приема обучающихся в государственные образовательные учреждения профессионального образования, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Волгоградской области».

  3. Постановление Губернатора Волгоградской области от 22 ноября 2013 г. N 1196 «Об утверждении Порядка установления контрольных цифр приема государственным профессиональным образовательным организациям Волгоградской области, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования».

  4. Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 1529 «Об утверждении порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан для обучения за счет областного бюджета государственным профессиональным образовательным организациям Волгоградской области, осуществляющим образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования».

  5. Спицина О.В., Методика аудита эффективности в сфере дошкольного образования, М.: Вестник АКСОР, Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, 2013, №2 (26).

Просмотров работы: 1029