ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Куликова А.Ю. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главных показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. Обеспечение здоровья детей, полноценного развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.

По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье. В тоже время у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70% детей страдают от гипокинезии, 30% имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системы. На сегодняшний день сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из главных направлений реформирования системы образования.

Одним из причин неблагополучия в здоровье детей и подростков состоит в низком уровне двигательной активности, которая является решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, незаменимым универсальным средством профилактики заболеваний и замедления процессов старения организма.

Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребности в целенаправленном формировании навыков активного образа жизни школьников, и недостаточной деятельностью образовательных учреждений в данном направлении.

Стоит отметить, что сегодня многие школы готовы осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей через внеурочные формы и методы физического воспитания. В педагогической практике вопросы оздоровления через организацию оптимальной двигательной активности интересуют многих педагогов. На сегодняшний день теоретические проблемы формирования здорового образа жизни раскрыты многими исследователями, но наблюдается дефицит исследований в области освещения практических форм и методов формирования навыков здоровой жизнедеятельности у обучающихся во внеурочной деятельности.

Существует противоречие между содержанием физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учитывающих часто лишь физического развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности. Данное противоречие требует проведение специальных исследований для повышения эффективности процесса формирования навыков ведения здорового образа жизни школьников в процессе внеурочной деятельности физической культурой.

По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже , выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чём они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни буквально: курить , выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залов игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:

- интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом,

- знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований,

- умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки.

- стремление индивида вовлечь в занятия спортом своё ближайшее окружение (семью, друзей и т.д.)

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.

Одно из современных определений здоровья даётся, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1, С.13].

Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [15;20].

Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма в решении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений с обществом и природой.

Здоровый образ жизни позволяет сохранить хорошее самочувствие на долгие годы. Начинать приучать ребенка к правильному образу жизни нужно с раннего возраста (начальная школа). Чем старше становится ребенок, тем труднее родителям будет изменить его образ жизни.

На здоровье школьника во многом влияют компьютер и телевизор, которые на сегодняшний день имеются дома у каждого.

Дети проводят за игрой в компьютер и просмотром телепередач практически все свое свободное время. Сейчас все меньше детей играет в игры на свежем воздухе, а ведь растущему организму просто необходима физическая активность.

Кроме того, эти достижения техника ухудшают осанку, зрение.

Сегодня появились такие понятия как «компьютерная зависимость» и «игровая зависимость», которые официально включены в список зависимостей и стоят рядом с наркоманией, курением и алкоголизмом. Следует также помнить, что постоянное сидение перед телевизором – это бесцельное времяпровождение, которое приводит к лишнему весу. Поэтому постарайтесь оградить (ограничьте) ребенка от чрезмерного пребывания за компьютером и перед экраном телевизора.

Просмотров работы: 3224