ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Филимонова Е.Е. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мир человеческого общения сложен и противоречив. Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями разных культур. Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости. Нетерпимость превратилась в одну из острых современных проблем. Она отрицает и подавляет различия между культурами и отдельными людьми, являясь противником многообразия. Сегодня, в 21 веке приходится признать, что великие достижения человечества в различных областях не привели к взаимопониманию. Как и прежде, сильно стремление к единообразию, авторитаризму, нивелированию индивидуальности, которое проявляется в ситуациях повседневного общения.

Прийти к принятию вариативности мира и людей, противостоять разобщённости людей, проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность.

Толерантность можно определить как ценностную установку на терпимость к другим людям, иного рода взглядам, нравам, привычкам, национальностям. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Для России проблема толерантности особо актуальна в последние годы, это выражается в том, что сюда прибывает большое количество мигрантов (вынужденных переселенцев) из бывших союзных республик, представителей разных культур, которые нуждаются в понимании и поддержке.

Жизнь заставляет общаться между собой людей разных культур с уже устоявшимися, подчас древними традициями. И сегодня не только отдельные индивиды, но и целые народы и культуры должны привыкать сосуществовать друг с другом в мире и согласии, и проявлять гуманность к окружающим их людям.

Современное понимание толерантности ведущими российскими учеными (А.Г. Асмоловым, Г.Л. Бардиер, C.Л. Братченко, P.P. Валитовой, Б.З. Вульфовым, Б.С. Гершунским, В.В. Глебкиным, В.Н. Гуровым, В.М. Золотухиным, В.А. Лекторским, Е.В. Магомедовой, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковым, М.Б. Хомяковым, В.В. Шалиным и др.) позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, гуманистического императива образовательного пространства, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации.

Значимость реализации толерантности в современном образовании актуализировала появление целого ряда психолого-педагогических исследований, рассматривающих вопросы формирования отношения обучающихся к ней как к социальной ценности, развития межэтнической и этнокультурной толерантности школьников.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Процесс воспитания толерантности младших школьников еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, сензитивность младшего школьного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий воспитания толерантности учащихся младших классов, теоретических исследований по проблеме воспитания толерантности у младших школьников явно недостаточно.

Таким образом, сопоставление актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности позволяет выявить противоречия между потребностью общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточной нацеленностью системы общего образования на воспитание толерантности учащихся и признанием педагогами необходимости воспитания толерантности младших школьников в процессе педагогического общения и несформированностью у них коммуникативной компетентности к осуществлению данного вида деятельности.

В настоящее время человечество делится на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока быть отмечено тем, что - взаимоотношения в нем базируются на толерантности, гражданской солидарности и уважении личности. В связи с этим важной является проблема толерантности как на международном, так и на национальном уровне.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Так в английском языке толерантность - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; во французском - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» произошел от латинского слова, что в переводе на русский язык означает «терпение». Эквивалентом «толерантности» выступает русское слово «терпимость». Слово «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно. Первая небольшая статья в отечественной литературе о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям, появилась в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1907 года издания) [2]. Термин «толерантность» в наше время обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, в то время как привычное слово «терпимость» - в обыденной речи. Далее эти слова будем использовать как синонимы.

Следует отметить, что в словаре иностранных слов «толерантность» рассматривается в трех основных значениях: полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, то есть потеря или снижение организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда; терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо [1].

С.И. Ожегов в словаре русского языка определяет «терпимость» как умение «без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению» [3].

Эти трактовки понятия «толерантность» объединяются и конкретизируются в Большом энциклопедическом словаре в следующие значения: иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение антигена при сохранении иммунологической реактивности к другим антигенам; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [20].

В философии понятию «толерантность» придается два значения. Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. В этом значении толерантность необходима по отношению к особенностям разных народов, наций, религий. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды [2].

В социологии толерантность - это «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам; отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [1].

Как категория этики терпимость - «моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [8]. Толерантность здесь рассматривается с нескольких позиций: как проблема, социальное явление; как форма уважения к другому человеку; как сложное качество личности, характеризующее менталитет человека.

М.П. Мчедлов отмечает: «Коль скоро людям свойственны различные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные), то терпимость (толерантность) становится основой их цивилизованных отношений, нормой совместной жизнедеятельности» [5]. Особенно необходима она в России не только из-за традиционного полиэтнического и многоконфессионного характера, но и ввиду особенностей переживаемого ею периода радикальных трансформаций, разброда идейных ориентиров, переоценки ценностей.

В политологии толерантность исследуется в политическом ключе и определяется как «позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти. Толерантность проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции в конституционных рамках, толкуемых с максимальной широтой. В жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению политических противников, стремление их переубедить» [5].

В культурологии терпимость определяется как «свойство культуры, путь к гражданскому согласию, как необходимое условие соблюдения принципа свободы совести» [2]. Здесь культура гражданина, широта его кругозора во многом определяются толерантным отношением к вероисповедальному и нравственному выбору других.

А.П. Оконешникова в русле рассмотрения проблемы мультикультурного образования определяет толерантность как принцип человеческих взаимоотношений, который «означает терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, выдержку и любовь к детям, отсутствие ненависти и враждебности между людьми разных национальностей» [3]. По отношению к категории ненасилия толерантность, с точки зрения Е.В. Магомедовой, выступает тем принципом, без которого невозможна реализация идеи ненасилия [1].

Проблема толерантности - одна из наиболее сложных и противоречивых проблем современности. При поверхностном рассмотрении в самом понятии «толерантность» можно увидеть оттенок пренебрежения: нечто терпят, потому что считают его чем-то несущественным, безопасным.

Существует взгляд на толерантность как вынужденную тактику слабого. Человек терпит чуждый ему образ мысли, потому что, собственно, ничего другого ему не остается. Такое мнение также часто можно встретить. Это всего лишь другой вариант интерпретации толерантности как чистой пассивности. Только здесь она обретает форму терпеливого смирения, тактики постоянной уступки, непротивления. Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости».

На самом деле, как нам кажется, толерантность - это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другим. Руководствуясь ею как принципом гуманного общения, от недоверия и настороженности личность постепенно приходит к пониманию «другого», а от этого - к признанию его прав.

Говоря о таком неоднозначном понятии как толерантность, нельзя не отметить скрытую в нем возможность допущения релятивизма в теории и волюнтаризма на практике. Часто это является доводом в пользу мнения об опасности толерантности. Действительно, любая абсолютизация того или иного принципа, в конце концов, оправдывает его противоположность. Здесь возникает вопрос о границах толерантности. Если ее довести до абсурда, она сама станет себя отрицать. Например, надо ли терпимо относиться к интолерантности (нетерпимости) - явлению, противоположному рассматриваемому? «Крайняя толерантность, идущая до терпения своей противоположности, ставит совесть в тупик, поскольку, слепо терпя злых и безумных, творящих насилие, толерантность может обратиться против своего же принципа» [4]. Не все терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое: расистские акции, рабский труд детей, торговля человеческими органами и т.д. Однако можно привести много примеров, где границы толерантности размыты: эксперименты с человеческими эмбрионами, деторождение как бизнес матерей-доноров, опыты над животными. В связи с этим, P.P. Валитова выделила принципы исследования проблемы толерантности: принцип детального рассмотрения объекта толерантности; отказ от монополии на знание истины в морали; взгляд на толерантность не как на конечную цель морального совершенствования межличностного общения, а как на стартовую позицию на пути достижения гуманного сосуществования [2].

Проблема терпимости уходит своими корнями в первобытную культуру, где жизнь человека строилась в соответствии с социально-психологическим кодексом «мы и они»: «мы», то есть члены данного рода, племени - настоящие люди, в то время как «они», то есть все, кто принадлежат к чужим, не похожим на «нас» - представителей человеческого рода - не люди, или - на более поздних стадиях - не вполне люди. Данный кодекс является первичной основой этического сознания.

Следует отметить, что аспекты толерантности - интолерантности имеют свое отражение в мировых религиях: христианстве, исламе, восточных религиях, в которых они тесно переплетаются с идеями ненасилия [2].

В целом, возникновение проблемы толерантности связано с вопросом о духовной свободе личности в условиях раскола общества на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления которых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения. Требование всеобщей терпимости было призвано как-то компенсировать и смягчить непримиримые социальные противоречия. Так, начиная с античности, постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов, но толерантность преимущественно обозначала веротерпимость.

Следует отметить, что данные принципы взаимодействия вырабатывались и реализовывались в коллизиях и противоречиях, подчас жестоких и кровавых. Стоит ли напоминать, что в разных регионах и странах пылали костры инквизиции, снаряжались крестовые походы, велись «священные» войны- джихады, провозглашались отлучения и проклятия, устанавливались черты оседлости и бесправия для неправоверных. Подобными методами утверждалась «истинность» одной религии и «ошибочность» других.

Система религиозных концепций толерантности получает свое развитие в виде философских размышлений о сущности этого понятия.

В разные периоды и в различных философских школах и направлениях мы можем найти такие определения «терпимости» («толерантности»): обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ) [6]; интеллектуальная самозащита (Платон) [1]; стремление к «золотой середине» (Аристотель) [9]; спасение и покаяние (К.С.Ф. Тертулиан) [1]; преодоление страданий (Ф. Аквинский, И.М. Экхарт) [2]; преодоление соблазна (Э. Роттердамский) [1]; симпатия (А. Смит, Д. Юм) [2]; эффективный самоконтроль (Л.К. Воверанг) [3]; стремление к умеренности (Ф.В. Вейс) [7]; сострадание (Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэр) [1]; всеобщий человеческий долг (И. Кант) [7]; сохранение мудрой меры равновесия (И.В. Гете) [4]; религиозный энтузиазм (У. Джеймс) [9]; принцип сохранения (К. Ясперс) [2]; феномен молчания (Т. Карлейль) [7]; компромисс субъекта с действительностью для достижения своих потребностей и желаний (X. Плеснер) [1]; интенциональное переживание (Э. Гуссерль) [4]; рефлексия чужого (В. Франкл) [2].

Проблема толерантности была актуальной в античной философии. Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что лучшим следует считать не того, кто «поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе», а того, кто «поступает так по отношению к другим; а это - трудное дело» [10]. В сочинении римского императора М. Аврелия «К самому себе» или «Наедине с собой» поднимается проблема толерантного отношения к собеседнику [6].

В свете рассматриваемой проблемы следует отметить деятельность И. Канта. Он спроецировал толерантность на внутреннее «Я» человека. В ряде работ немецкого мыслителя, например, в «Идее всеобщей истории во всемирно гражданском плане» (1784 г.), встречаются рассуждения, касающиеся сути проблемы толерантности - отношения к «другому». По мнению И. Канта, в человеке существует две противоположные склонности: желание общаться с себе подобными и стремление к самоизоляции. В такой ситуации человеку ничего не остается делать, как попытаться ужиться со своими ближними, «которых он, правда, не может терпеть, но без которых не может жить» [7]. Иными словами, человек преодолевает свою естественную интолерантность ко всему чужому, обретает общественную ценность и свое место в социуме. И. Кант замечает в своем сочинении «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), что каждому человеку необходимо пройти через «некое возражение», «новое творение», «изменение в сердце» [7]. В результате этой реформы сознания на смену природной неуживчивости, себялюбию, соперничеству, жажде господствовать над другими и подавлять других приходит осознание своего долга подчиняться требованию: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [7].

Особый вклад в решение рассматриваемой нами проблемы внесли JI.H. Толстой (концепция непротивления злу насилием) [2], А. Швейцер (концепция смирения как миропонимания) [5], Н.К. Рерих (концепция терпимости как активной формы взаимодействия) [1].

Проблематика терпимости как миропонимания и веротерпимости затрагивалась в трудах русских философов И.А. Ильина, В.В. Розанова, М.М. Тареева, С.Н. Трубецкого и др.

Ценностным критерием терпимости С.Н. Трубецкой считает совесть. Только посредством ее человек «понимает, что добро «и терпение есть всеобщая обязанность по отношению ко всем ..., что оно только тогда истинно и ценно, когда вполне бескорыстно, когда человек не преследует своей цели и с пониманием относится к ближним» [2].

Заслуживает внимания точка зрения В.В. Розанова о религиозной терпимости. Для него терпимость - это осознание ценности друг друга, «разговор на равных», признание того, что «в страдании святость» [6].

Понимание религиозной свободы, как дара природы, естественного права, позволяющего каждому гражданину свободно исповедовать любую религию, как и равенство всех религий, получают отражение в демократическом национальном законодательстве ряда стран уже в конце XVIII века.

Много нового в подходе к принципу свободы совести появилось после второй мировой войны. Особую роль сыграли международные организации, в первую очередь ООН. Тщательная разработка всех сторон принципа свободы совести, пунктуальная фиксация ее гарантий, правовых и нравственных нюансов отображены в известных документах, в том числе таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями, Парижская хартия для новой Европы (1990 год), Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Цель призыва к толерантности, с которым выступила ЮНЕСКО, ООН, заключается в том, чтобы утвердить ее, прежде всего, «в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в социально-политических механизмах, определяющих и формирующих отношения между людьми. Эти вопросы обретают конкретное воплощение в таких областях, как международное право, социальные институты, правосудие, образование, культура, коммуникация, причем все они замыкаются на таком важном вопросе, как этика совместной ответственности» [6].

В документах, принятых международными организациями в последние годы, появились новые нюансы в утверждении прав и свобод человека в сфере убеждений, принадлежащие ему с рождения и гарантируемые законом. Значительной вехой здесь явилось то, что свобода совести все более стала пониматься не только как право исповедовать любые религиозные воззрения или отрицать их, но и значительно шире: как право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободное их выражение, право придерживаться любых мировоззренческих - материалистических, идеалистических или дуалистических - представлений, социально-политических и этических доктрин, если они не посягают на личность, права и свободы граждан.

Основные положения по данной проблеме, определенные в международных документах, нашли отражение в законодательных актах многих стран мира. В нашей стране еще в Конституции СССР 1977 года подчеркивалось: граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права, реализация которых обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР; долг каждого гражданина Советского союза - уважать национальное достоинство других граждан, наций и народностей советского многонационального государства. В Конституции РФ, принятой в 1993 году, сказано, что «многонациональный народ России руководствуется принципами равноправия и самоопределения народов, уважает права и свободы человека, отстаивает гражданский мир и согласие, чтит память предков, Передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» [8]. В Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях» подчеркивается, что Федеральное собрание РФ призвано «содействовать достижению взаимопонимания, терпимости в вопросах свободы совести и вероисповедания» [2].

В русле рассматриваемой проблемы нельзя не отметить большой вклад М. Уолцера в изучение вопроса толерантности как терпимого отношения к культурно-религиозным отличиям, различиям в образе жизни людей. В данном аспекте он понимал толерантность как некую установку, умозаключение, которое включает в себя отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира; позицию пассивности, расслабленности, милостливого безразличия к различиям; открытость в отношении других, любопытство, уважение, желание прислушаться, учиться; восторженное одобрение различий, при котором различия рассматриваются как неотъемлемое условие расцвета человечества, предоставляющее любому мужчине или любой женщине всю полноту свободы выбора, «ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии» [2]. Данным исследователем выделено пять типов политического устройства, допускающих толерантность, пять моделей толерантных обществ: многонациональные империи, международное сообщество, консоциативное (сообщественное) устройство, национальные государства, иммигрантские общества. Помимо этого им поднимается проблема взаимоотношений между представителями различных полов - мужчинами и женщинами - в основе которых должны лежать толерантные отношения [2].

В динамике толерантности в нашей стране в целом, по мнению И.З. Сковородкиной, можно выделить несколько этапов: толерантность как веротерпимость; терпимость как отношение к представителям иного мировоззрения, политических групп, традиций, нравственных принципов, как неотъемлемое условие выживания человечества, как форма уважения к другому человеку, как элемент продуктивного сотрудничества между людьми [7].

Таким образом, в настоящее время толерантность включает в себя также терпимость к представителям других мировоззрений, политических ориентаций, традиций и нравственных привычек. Толерантность является важным и необходимым компонентом атмосферы плодотворного сотрудничества между людьми. Ее практическая ценность неизмеримо возрастает в современных условиях, когда плюрализм мнений и диалог различных политических систем, культур, мировоззрений стали необходимым условием выживания человека.

Итак, толерантность как предмет исследования разных отраслей человекознания: философии, социологии, этики, политологии, этиологии, культурологии, медицины - объединяет в себе несколько основных значений: способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора (средового, эмоционального); способность организма переносить неблагоприятное влияние какого-либо вещества, яда; позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах, в случае если эти силы находятся у власти; иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение антигена при сохранении иммунологической реактивности к другим антигенам; терпимость, снисходительность по отношению к иного рода взглядам, мнениям, нравам, чувствам, привычкам, поведению, мировоззрению, к чужому образу жизни, верованиям, по отношению к особенностям народов, наций, религий; свойство культуры, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа свободы слова; принцип человеческих взаимоотношений, который означает терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, выдержку и любовь к детям, отсутствие ненависти и враждебности между людьми разных национальностей.

В психологической науке нет четкого подхода к определению понятий «толерантность» и «терпимость». Так Дж. Алпорт толерантность определяет важной характеристикой человека демократического общества, объединяющей знание себя, ответственность, чувство юмора, автономность, способность к эмпатии [1]. Гуманистическая психология в лице ее родоначальника К. Роджерса терпимость понимает как «отсутствие надменности» [6].

В отечественной психологии терпимость не изучалась в должной степени. Исследования терпимости ограничивались изучением эмоциональной устойчивости (П.Б. Зильдерман, А.Е. Олыпанникова, O.A. Сиротин и др.). В последнее десятилетие, в связи с социально-политической аспектом жизни в стране, наблюдается востребованность по различным проблемам толерантности, терпимости (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, A.M. Колдаков).

С.Ю. Головин определяет толерантность как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [8]. Определения толерантности А.Г. Асмолова [11] и Г.У. Солдатовой [18] совпадают и видятся учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Некоторую определенность в трактовках терпимости и толерантности в психологическом контексте внесла Е.Ю. Клепцова. Толерантность она рассматривает как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпимость же она определяет как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения [8]. В этом случае диапазон проявления толерантности распространяется от сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности, а терпимости - от снисходительности до сотрудничества как согласования мнений, действий, взаимоожиданий. Еще раз подчеркиваем, что мы в дальнейших наших рассуждениях толерантность и терпимость будем рассматривать как синонимичные понятия.

Толерантность представляет собой особого рода отношения: межличностные, межгрупповые, социальные, национальные. В аспекте толерантности рациональным является взгляд на «отношение» как эмоционально-волевую установку личности на что-либо, то есть выражение ее позиции [7].

При рассмотрении толерантности как формы уважения к другому человеку она выступает сущностной стороной этики отношений: межличностной, религиозной и национальной - и представляет собой результат ее формирования.

Как социальное существо человек вступает в процесс общения с другими индивидами, где толерантность выступает необходимым условием эффективной коммуникации.

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений - стереотипов, которые оказывают прямое влияние на толерантность или интолерантность протекания взаимоотношений. Стереотип - это «духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в котором есть элементы описания, оценки, предписания» [9]. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, так как упрощают, облегчают процесс познания.

Толерантность выступает одним из важных условий предотвращения или смягчения конфликтных ситуаций в процессе общения как представителей одной национальности, одной религии, так и на межнациональном, и межрелигиозном уровне.

Толерантность представляет собой сложное качество личности, выражающее особую систему отношений к миру вещей, к миру идей, к миру людей. По мнению В.А. Ситарова, терпимость - «это способность принимать мнение другого (других) как данность, как объективно существующую реальность, умение не раздражаться, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходства в процессе взаимодействия» [7].

Исследованием толерантности как качества личности занимались следующие ученые: A.A. Абсалямова, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, Б.З. Вульфов, А.И. Галицкая, Н.И. Ильминский, Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов, М.С. Мириманова, М.П. Мчедлов, Б.З. Риэрдон, В.А. Ситаров, Г.Ю. Солдатова, П.В. Степанов, В.А. Тишков, Л.И. Уманский, М. Уолцер, К. Фопель, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.

Есть различные формы терпимости - личная; общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании; государственная, отраженная в законодательстве, политической практике.

М.С. Мириманова выделяет пять исходных принципов толерантности: отказ от насилия; добровольность выбора; умение принудить себя, не принуждая других; подчинение законам; принятие «другого» («иного») [2].

В структуре акта толерантности как отдельного проявления терпимости, по мнению И.В. Крутовой, можно выделить следующие составляющие: субъект толерантности (тот, кто проявляет толерантность), адресат (в отношении кого она проявляется), предмет (объект) толерантности (по какому поводу) [9]. В качестве субъекта и адресата толерантности могут выступать отдельные индивиды и группы людей (социальные, этнические, национальные и др.), государства. В качестве объекта терпимости и нетерпимости могут быть рассмотрены люди, идеи (мнения, взгляды, позиции и т.п.), вещи, обстоятельства и др.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. В этой связи очень важным является выделение возможных критериев толерантности, ее социальных показателей. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой представлены критерии терпимости, которые подходят для самых разных групп, начиная с семьи и школьного класса и кончая обществом в целом: равноправие; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным социальным группам; равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего числа людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; свобода вероисповедания; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами [9].

Определяются следующие черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

B.C. Кукушин по специфике объекта терпимости выделил межнациональную, межрасовую, религиозную и культурную толерантность [9].

Особому виду толерантности - коммуникативной толерантности - посвящены исследования В.В. Бойко, А.Н. Лутошкина, О.Б. Скрябиной, Л.И. У майского. Так В.В. Бойко ввел в научный оборот термин «коммуникативная толерантность», под которым он понимает отражение в поведении положительной коммуникативной установки [18]. О.Б. Скрябина раскрывает структуру коммуникативной толерантности, которая представляет собой синтез тесно взаимосвязанных компонентов: когнитивного, инструментального, конативного, эмоционального, - рассматриваемых в единстве с особым мотивационно-ценностным отношением к коммуникации [18].

Следует отметить, что в современной научной литературе нет четкой грани между межнациональной и межэтнической толерантностью: оба понятия часто используют как синонимы. Однако, эти понятия можно различить вследствие разного объема понятий «этнос» и «нация». Межэтническая толерантность - терпимость по отношению к представителям других этносов, а межнациональная - по отношению к другой нации, как народу, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями.

Таким образом, толерантность (терпимость) как сложное качество личности, в структуре которого можно выделить терпение, терпеливость, покорность, смирение и собственно терпимость, представляет собой систему терпимых отношений человека не только к окружающему миру, но и к самому себе, имеет свой субъект, адресат, предмет, специфичные критерии, показатели, а также разные формы и виды.

Особое место имеет терпимое, лояльное отношение (терпимость) к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, национальным и этническим особенностям, поведению других людей.

С педагогической точки зрения очень важным является процесс и результат формирования толерантности как качества личности.

В педагогическом словаре толерантность определяется как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации... Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценить реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой» [8].

В педагогическую сущность понятия «толерантность» входят следующие дефиниции: толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека); свойство общей культуры человека, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа свободы слова; принцип взаимодействия между людьми, ядром которого является выдержка и любовь человека к человеку; важнейшее профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность педагога адекватно оценить реальную социально-педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность позитивно ее разрешить - с другой.

Терпимость должна пронизывать взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса как на уровне педагог - воспитанник, так и на уровнях воспитанник - воспитанник, педагог - родитель, педагог - педагог. Лишь тогда она может стать надежным средством профилактики и решения конфликтных ситуаций в сфере обучения и воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст]/ А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.

  2. Аракелян, С.С. Формирование этнической толерантности обучающихся [Текст]/ С.С. Аракелян // Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195.

  3. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы [Текст]/ И.С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 41-44.

  4. Багрийчук, Е. П. Пропедевтика формирования толерантности в младшем школьном возрасте [Текст]/ Е.П. Багрийчук // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 73-75.

  5. Барднер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – 247 с.

  6. Батрак, А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с.

  7. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М. : Вербум-М, 2003. – 168 с.

  8. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования [Текст]: учебное пособие/ Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова –М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 152 с.

  9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – Воронеж: МОДЭК, 2006. – 632 с.

  10. Бобинова, С. В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников [Текст]/ С.В. Бобинова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №2 - С. 69-72.

  11. Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности [Текст]/ В. Богданова // Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - С. 14-17.

  12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

  13. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.:ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

  14. Воспитание толерантности на уроках в начальных классах [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №10.- С.30-34.

  15. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

  16. Герасимов, С. А. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Герасимов, И. З. Сковородкина. – Архангельск; 2006. - 147 c.

  17. Гилберт Кит Честертон: Биография, афоризмы, статьи: [Электронный ресурс]// http://chesterton.velchel.ru. – 2014.

  18. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ Под ред. М. Терешиной. – М.: Эксмо, 2010.

  19. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

  20. Ежова, М. Если не похож на меня [Текст]/ М. Ежова // Шк. психолог. - 2009. - № 5.- С.18-21.

  21. Иванова, Е. М. К проблеме формирования толерантности взаимоотношений младших школьников [Текст]/ Е.М. Иванова // СОТИС - социальные технологии исследования. – 2006. - № 3. - С. 48-54.

  22. Кирилюк, О.М. Содержание понятия «толерантность» [Текст]/О.М. Кирилюк// Толерантность в современном обществе: сборник научных статей. – Ярославль.: ЯГПУ, 2011. – 357 с.

  23. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса [Текст]: научно-методическое пособие для педагогов и психологов/ Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.

  24. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Грейс Крайг. – СПб.: Питер, 2010. – 992 с.

  25. Крушельницкая, О. И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников [Текст]/ О.И. Крушельницкая// Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №2. – С.68-73.

  26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Оникс, 2010.

  27. Полищук, О.Н. Формирование толерантного мышления и поведения [Текст]/О.Н. Полищук //Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 8-11.

  28. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст]/ И.Р. Пчелинцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 193 с.

  29. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру [Текст]/ Б. Э. Риэрдон.- М.: Бонфи, 2001.- 304 с.

Просмотров работы: 4825