Эти же требования общество предъявляет и к родителям воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью (легкая и умеренно выраженная дебильность, задержки психического развития различного генеза), которые являются дееспособными. Ссылаясь на положение Л.С. Выготского о том, что развитие отклоняющегося ребенка подчинено тем же закономерностям развития, что и нормального, надо отметить, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью сталкивается с теми же проблемами в семье, как и ребенок с нормой.
Казалось бы, за истекшие последние годы методы и приемы воспитания должны были бы значительно усовершенствоваться соответственно научно-техническому прогрессу и совершенствованию общественных отношений, однако, в настоящее время общественность выражает сильную озабоченность именно его практическими методами. Причем, как правило, констатируется не сознательное стремление взрослого действовать во вред подростку, а шаблонное употребление воспитательных приемов, удобных для взрослого, но совершенно неприемлемых для маленького человека в его конкретной индивидуальности, а значит, бесполезных, ненужных, а порою и разрушительных. Особенно часто такой упрек обращен семье.
Большинство авторов, рассматривая проблемы семейного воспитания как детей с нормальным развитием, так и с отклонениями, указывает на внутрисемейные детерминанты отклоняющегося поведения детей и подростков (Е.В.Саенко, Е.А.Обухова, Е.Л.Птичкина, Н.Н.Фомина, Б.М.Гасанова, А.С.Сагидова и др.) В этих исследованиях отмечается, что семья таких детей часто характеризуется тем, что взаимоотношения в семье, родительские установки и особенности семейного воспитания не позволяют ребенку благополучно пройти путь социализации и вызывают у него отклонения в виде девиантного поведения, особенно в пубертатный период. Чаще всего в семьях с девиантным подростком роль отца деструктивна.
В исследовании Е.Л.Птичкиной рассмотрены варианты деструктивного отцовского поведения – отец не выполняет роль социализирующего образца для подростка, уклоняется от участия в делах семьи и сводит свою отцовскую роль к материальному обеспечению семьи. Роль матери более позитивна. Чаще всего именно мать пытается наладить взаимоотношения в семье, обращается за помощью к специалистам, предпринимает усилия по изменению ситуации. Однако зачастую она пытается установить эмоционально насыщенные, близкие симбиотические отношения с сыном или дочерью, что фрустрирует актуальную потребность пубертатного возраста в автономии в семье.
Исходя из содержания переживаний ребенка, Г.П.Бочкарева приводит в своих работах следующую типологию неблагополучной семьи:
1) семья с неблагополучной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные или, более того, ребенок испытывает грубость и неуважение со стороны взрослых, его воля активно подавляется авторитетным давлением;
2) семья, где нет эмоционального контакта между родителями и их детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослого к потребностям вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные потребности и интересы, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.
Понятие «условия воспитания» распадается на целый ряд ситуаций, в столкновении с которыми подросток может испытывать растерянность, неуверенность, разочарование в себе или окружающих. Не всегда ему бывает по силам даже понять причину того, как и почему он занимает невыгодное, нежелательное и не приветствуемое положение, и ему остается либо примириться с обстоятельствами, либо вступить с ними в противоречие. При этом выбор защитных способов реагирования не столь велик. Образно говоря, личность несовершеннолетнего трансформирует многочисленные и многообразные негативные условия воспитания в несколько определенных типов защитного поведения, которые затем вновь распадаются на многообразные конкретные отклоняющие поступки. Чем глубже нарушения социальной адаптации, тем больше в поведении ребенка или подростка проявляется типичное, тем чаще индивидуальное, присущее личности. Уступает место присущим защитным способам реагирования. Установить названные признаки в поведении – значит связать поступок с ситуацией воспитания причинно следственными отношениями, т.е. надежно гарантировать эффективность социальной поддержки и педагогической реабилитации.
В качестве критерия, позволяющего отнести поступок к разряду «отклоняющихся», выступает норма, следовать которой требуют с помощью юридических, дисциплинарных или моральных санкций.
Юридическая норма имеет наиболее четкую форму выражения. В нашей стране правоответственность за наиболее тяжкие преступления начинается с 12 лет, за проступки начинается с 14 лет, а затем постепенно, до 18-летнего возраста охватывает все уголовно-правовые предписания. Например, в каком бы возрасте человек ни взял чужую вещь, он по-житейски может быть назван вором, однако для того, чтобы его поступок был официально квалифицирован как воровство, необходимо, чтобы он достиг 14-летнего возраста.
Многие ученые, объектом исследования у которых являлись преступники, отмечают, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку «препятствуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей». У лиц, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, не умеющих принимать адекватные решения в ситуациях выбора, усугубляются их жизненные условия.
Чтобы проникнуть в мотивы отклоняющегося поведения, понять причины, побуждающие ребенка вести себя вопреки нашим ожиданиям, необходимо исходить из следующих закономерностей детской и подростковой психологии: во-первых, несовершеннолетние не хотят конфликтовать со взрослыми, которые понимают их потребности и интересы, ценят приязненное отношение с их стороны и стараются его удерживать; во-вторых, им не безразлично, как они выглядят перед лицом сверстников, а потому они высоко ценят поощрения, позволяющие отличиться; в-третьих, изолированное положение в социальной микросреде вызывает у них чувство беспокойства и тревожной озабоченности.
Попадая в ситуацию, угрожающую возможностью средовой изоляции, к какой бы из социальных сред это ни относилось (коллективу, семье, группе сверстников), ребенок-подросток не может не испытывать психологического дискомфорта. Ребенок перестает соотносить свои интересы с интересами коллектива, его социальные диспозиции перестраиваются на микросреду неформального общения, и дальнейшее психосоциальное развитие либо приостанавливается, либо существенно деформируется.
Возникая в процессе обучения и воспитания, отклоняющееся поведение может служить источником сильных антипедагогических влияний. Не веря в свои возможности, постепенно смещаясь с позиции аутсайдера на позицию отщепенца, несовершеннолетний теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения и предпочитает, как можно дольше удерживать прежние, свойственные более младшему возрасту, уже освоенные и привычные, способы регуляции отношений со средой. Процесс социализации замедляется. Признав свою «никчемность», ребенок игнорирует даже опыт, связанный с успехом, способным опровергнуть его низкую самооценку.
Планируя меры воспитания детей и подростков, необходимо помнить, что дети, развивающиеся в обстановке социальной дезадаптации, нуждаются не столько в организации внешнего общения, сколько в перестройке внутриличностных оценок и отношений.
Низкая культура воспитания в семье, как фактор отклоняющегося поведения подростков, вызванный неверным воспитательным подходом, не остается неизменным на всем протяжении жизни несовершеннолетнего. Он усиливается и ослабевает, удерживается долго или бывает скоротечным, усугубляется или компенсируется. Следует помнить, что проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков часто возникают с момента их прихода в школу, когда предъявляемые там требования приходят в противоречие с возможностями личности, ее привычками и установками, приобретенными в семье. Угроза оказаться в положении не приветствуемого члена коллектива, необходимость пересмотреть свое отношение к родителям, разочарование в своих возможностях приводят к очень сильным эмоциональным переживаниям, уберечь от которых может во многих случаях семья.
Поэтому, пребывание в неверно ориентированной среде (в качестве которой, мы рассматривали семью) может стать весьма существенным фактором, порождающим отклоняющееся поведение несовершеннолетнего.