Ключевые слова: Иран, Россия, США, сотрудничество, цели, борьба.
В последнее время мировое сообщество пристально следит за развитием ирано-американских отношений, которые вступили в период относительной разрядки. В 2013 г. после того, как в Исламской Республике Иран (ИРИ) произошла смена власти, это государство впервые за долгие годы продемонстрировало намерение улучшить свои отношения с США. Всё началось с уже «исторического» пятнадцатиминутного телефонного разговора между президентами двух стран – Хасаном Роухани и Бараком Обамой, затем последовало повышение уровня переговоров между Ираном и группой «5+1» и непосредственная встреча глав внешнеполитических ведомств этих стран – Мохаммада Джавада Зарифа и Джона Керри [1]. Безусловно, говорить о полноценном ирано-американском сотрудничестве нельзя, однако определенные позитивные подвижки в этом процессе наблюдаются.
Для Российской Федерации сотрудничество с Ираном важно по целому ряду причин. Во-первых, это связано с его ролью на Ближнем и Среднем Востоке и тем, что он поддерживает стабильность, например, в шиитских районах Ирака и западном Афганистане. Во-вторых, Иран и Россия относятся к числу крупнейших энергетических держав. Их согласованная политика в данной сфере могла бы способствовать упорядочению добычи и продажи энергоресурсов. Это особенно важно в сегодняшней непростой ситуации, которая сложилась на нефтяном рынке, из-за чего экономика России и других нефтедобывающих стран переживает спад [2]. В-третьих, в связи с присоединением Крыма и событиями на юго-востоке Украины Запад настроен против нашей страны, стремится изолировать ее на мировой арене. В этой ситуации России как никогда раньше нужны союзники, одним из которых вполне может стать Иран.
Возникают вопросы: на чью сторону встанет Иран и с кем ему окажется выгоднее сотрудничать? От ответов на эти вопросы во многом зависит характер международных отношений на региональном и глобальном уровнях.
В этой связи мне представляется необходимым рассмотреть цели, которые преследует Тегеран во взаимодействии с Вашингтоном и Москвой, а также понять важность иранского вектора во внешнеполитических курсах США и РФ.
Изменения во внешнеполитическом курсе Ирана
Хасан Роухани, являясь представителем умеренного политического крыла, еще до вступления на президентский пост говорил о своем стремлении нормализовать отношения с западными странами и провести переговоры о снятии с Ирана экономических санкций. Эти санкции, наложенные правительствами разных стран, наносят серьезный ущерб иранской экономике. Наиболее болезненным стал запрет ЕС на импорт иранской нефти, установленный в марте 2012 г. Объемы иранской нефтедобычи, достигнув пика в июле 2005 – октябре 2006 гг. (4,1 млн барр./день), в 2011 г. упали до 2,5 млн барр./день, а за первые 9 месяцев 2013 г. составили лишь 1,1 млн барр./день. Также большие сложности возникали с получением страховых услуг и осуществлением танкерных грузоперевозок, поскольку иностранные компании опасались попасть под действие западных санкций. Более того, в декабре 2011 г. Конгресс США одобрил введение жестких мер против иностранных банков за финансовое взаимодействие с иранским Центральным банком [3].
Очевидно, что планы Тегерана по развитию нефтяной и газовой сфер требуют весомых капиталовложений. Приток иностранных инвестиций – необходимое условие в решении поставленных задач. Поэтому иранскому правительству необходимо налаживать диалог с Западом.
Самой серьезной преградой для этого остается вопрос о судьбе иранской ядерной программы. Нет никаких оснований полагать, что в обозримом будущем Тегеран кардинально пересмотрит свою позицию. Но стоит отметить, что последние раунды переговоров в формате «5+1» демонстрируют гибкость Ирана в данном вопросе. По мнению экспертов, это скорее определенный тактический ход. И дело тут не в степени коварства иранских политиков, а в долгосрочных интересах и дальнейших перспективах иранского государства [4]. Режим антииранских санкций и отсутствие нормальных взаимоотношений с другими государствами мешают не только развитию экономики, но и укреплению международных позиций Ирана.
Следует также учитывать военно-политические изменения, которые происходят в регионе. Завершение вывода американских войск из Ирака и начало вывода сил международной коалиции из Афганистана обостряют и без того сложную обстановку. В таких условиях диалог между Ираном и США становится более реальным.
Цели США
Иран является ключевой державой на пересечении таких регионов, как Ближний Восток, Средняя Азия, Каспийская зона и Южный Кавказ. Каждый из них представляет интерес для США, и если Вашингтону удастся получить влияние над Тегераном, то он сможет усилить свое влияние во всех этих регионах. Кроме того, США не отказались бы подчинить нефтяные и газовые ресурсы Ирана, сделать его еще одним проамериканским государством в Персидском заливе.
Однако очевидно, что за «дружбу» с США Ирану придется заплатить высокую цену в виде изменения внешнеполитического курса. С помощью Тегерана Вашингтон рассчитывает на решение сирийского и иракского вопросов, равно как и на усмирение «Хизбаллы», что станет компенсацией Израилю за американо-иранское сближение [5].
По мнению некоторых экспертов, США планируют использовать Иран и в борьбе за вытеснение России с европейского и мирового рынка газа, а также в игре на понижение цен на нефть в целях ослабления российской экономики. С 2014 г. реализация этой задачи открыто осуществляется Бараком Обамой, что уже оказало существенное негативное влияние на российскую экономику. В бюджете России на 2015 г. была заложена цена на нефть в 90 долларов за баррель, а на начало февраля 2015 г. она составила порядка 50 долларов за баррель. Иран должен выступить в роли Саудовской Аравии в 1980-е гг., когда США путем обрушения цен на нефть способствовали краху советской экономики и распаду СССР.
Действия России в отношении Ирана
В последнее время Российская Федерация снизила активность политики на Ближнем Востоке, сконцентрировав основное внимание на украинском кризисе. Некоторые эксперты полагают, что Москва недооценивает опасность ближневосточной политики США, особенно в отношении Ирана, бездействует и слабо развивает сотрудничество с Тегераном [6].
Я не могу полностью согласиться с подобной точкой зрения. Да, российско-иранские отношения пока лишены того фундамента, который позволил бы говорить о реальном, а не декларативном стратегическом партнерстве [7]. Отношения между двумя государствами последние годы были непростыми, Россия поддержала западные санкции в отношении Ирана, более того, не сопротивлялась и даже содействовала стабилизации ирано-американских отношений. Но в то же время «оттепель» между двумя этими государствами дала Москве возможность самой наладить сотрудничество с Ираном. Тем более по многим вопросам позиции государств схожи.
Иран поддержал Россию в сирийском вопросе, а РФ поддержала иранскую мирную ядерную программу. К тому же иранская армия нуждается в переоснащение современной боевой техникой. Россия может выступить потенциальным поставщиком, предоставить системы ПВО, боевые самолеты, танки, подводные лодки, корабли, ракетные системы береговой обороны. Совершенно понятно, что до тех пор, пока Иран не сменит свой режим на «проамериканский», НАТО и США не дадут ему оружия такого уровня.
Показателен в этом отношении официальный визит в Иран Сергея Шойгу в январе 2015 г. В рамках данного визита было подписано межправительственное соглашение о военном сотрудничестве. В планах на будущее – расширение обмена делегациями, проведение штабных переговоров, участие в учениях в качестве наблюдателей, подготовка военных кадров, обмен опытом в миротворческой деятельности и борьбе с терроризмом, гуманитарное разминирование, заходы военных кораблей в порты России и Ирана. Как отмечают эксперты, подобная повестка означает повышение уровня отношений с партнерских до союзнических. При этом январский визит министра обороны РФ – не просто развитие сотрудничества двух стран в военной сфере, это продолжение политики «поворота России на Восток» [8].
Экономические отношения между двумя странами долгое время отставали от политических. Но летом 2014 г. состоялся российско-иранский торгово-экономический форум, на котором был подписан долгосрочный меморандум о взаимопонимании. В преддверии снятия санкций с Тегерана достигнут прогресс в переговорах о поставках российских товаров в обмен на иранскую нефть. Общая сумма контракта может составить 20 млрд долларов США [9].
Вашингтон такая сделка сильно обеспокоила. Конгресс выступал за новые санкции против России за то, что она стремится заключить развернутое соглашение с Ираном. США пытались оказать давление на иранскую сторону, чтобы Иран отказался от этой сделки и не шел на расширение торгово-экономических отношений с Россией. Если сделка состоится, то санкции могут ввести против обеих ее участниц. Официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки заявила об этом открыто [10].
Однако необходимо учитывать, что экономики России и Ирана обладают схожей структурой с упором на экспорт энергоносителей. Следовательно, сильный Иран для России не только выгодный союзник, но и серьезный конкурент на европейском газовом и нефтяном рынке. Также их интересы могут столкнуться в Центральной Азии, в том числе за маршруты транспортировки энергоносителей. Всё это делает возможным появление трений между Москвой и Тегераном, особенно в случае продолжения процесса улучшения отношений между США и Ираном [11]. Более того, усиливающаяся напряженность в российско-американских отношениях выгодна для Тегерана, который может использовать это для ослабления международного давления на свою ядерную программу и преодоления международной изоляции.
В то же время нельзя не отметить, что Иран, несмотря на свое тяжелое международное положение, не поддается давлению со стороны Запада. Например, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего визита в Тегеран выступил посредником в предложении доставки иранского газа в Европу, минуя Россию, Иран отказался, заявив, что за спиной России и без согласования с нею никаких контрактов с Европой не подпишет [12].
В свою очередь, РФ способствует расширению международных контактов Ирана в рамках БРИКС и ШОС. Если Иран войдет в эти структуры, для Вашингтона может случиться самое страшное: союз «Россия – Китай – Иран – Индия», который будет способен лишить США глобального лидерства окончательно и бесповоротно.
Но стратегическое партнерство Москвы и Тегерана не должно строиться на базе их совместного противостояния Западу. У этого партнерства есть более перспективные цели. Обе страны заинтересованы в стабилизации положения в соседних с ними регионах и в создании международных режимов управления ресурсами. Кроме того, Россия и Иран входят в «прикаспийскую пятерку», а значит, от характера их взаимодействия во многом зависит безопасность Каспийского региона. Элементы соперничества не снижают взаимной заинтересованности, а скорее акцентируют проблемы, требующие дальнейшей совместной проработки.
В заключение хочу подчеркнуть, что ирано-российские отношения гораздо более доверительные и перспективные, нежели ирано-американские. Отношения России и Ирана носят равноправный, взаимовыгодный характер. Вашингтон же намерен использовать Тегеран как пешку в своей геополитической игре.
Литература
Озабоченность России «дружественной дипломатией» Ирана // IRAN.ru: российское информационное агентство. – 14.10.2013. – Режим доступа: http://www.iran.ru/news/analytics/90562
Иран и Россия будут дружить против США? // Pravda.ru. – 09.08.2014. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/economics/rules/globalcooperation/09-08-2014/1220313-convergence-0/
Иран, Россия и США: геополитическая игра // Торгово-промышленные ведомости: издание Торгово-промышленной палаты РФ. – 09.02.2014. – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4291.html
Иванов И.С. Ирану есть что предъявить и своим соседям, и мировому сообществу в целом помимо ядерной программы // Российский совет по международным делам. – 28.11.2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4863#top
Алексеев В. США начали схватку за Иран: что ждет Россию, если Иран уйдет? // IRAN.ru: российское информационное агентство. – 09.10.2014. – Режим доступа: http://www.iran.ru/news/analytics/94890/SShA_nachali_shvatku_za_Iran_chto_zhdet_Rossiyu_esli_Iran_uydet
Там же.
Иванов И.С. Ирану есть что предъявить и своим соседям, и мировому сообществу в целом помимо ядерной программы // Российский совет по международным делам. – 28.11.2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4863#top
Хроленко А. Шойгу в Тегеране // РИА Новости. – 20.01.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20150120/1043452036.html
Юзик Ю. Иран и Россия: шанс ответа на санкции // ИноСМИ. – 10.08.2014. – Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140810/222273303.html
Псаки пригрозила России новыми санкциями из-за Ирана // Независимая газета. – 02.12.2014. – Режим доступа: http://www.ng.ru/news/487178.html
Демиденко С.В. Региональная политика Ирана: новое начало? // Российский совет по международным делам. – 10.12.2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4931#top
Бобкин Н. Пойдет ли Иран на замену российского газа для Европы? // IRAN.ru: российское информационное агентство. – 28.04.2014. – Режим доступа: http://www.iran.ru/news/analytics/93439/Poydet_li_Iran_na_zamenu_rossiyskogo_gaza_dlya_Evropy