САМОИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМООБУСЛАВЛЕННЫХ ПРОЦЕССА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САМОИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМООБУСЛАВЛЕННЫХ ПРОЦЕССА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Красножонова А.С. 1, Макадей Л.И. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идентичность является психическим компонентом самосознания человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свое место в мире людей, профессий, наций. Самоидентичность - способность понимать свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам.[12]

Профессиональная идентичность - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое выступает в роли важного связующего звена, объединяющего профессиональные характеристики (нормы, роли и статусы) личности.[3]

Согласно взглядам Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации - доверие, автoномию, инициативность, достижение, идентичнoсть, интимность, творчество, интеграцию.[10]

В студенческие годы происходит интенсивный процесс достижения человеком идентичности, оформление «образа Я».[4]

На основе «Я-образа» у студента складывается «Я-концепция» в большей или меньшей степени устойчивая и осознанная система представлений о себе. Она позволяет студенту построить стратегию собственной профподготовки и профессионального роста.[2]

При сопоставлении образа профессии с «образом-Я», у студента складывается профессиональный «образ Я», формируется собственное отождествление с профессией, положительное отношение к себе и к будущей деятельности. Существуют внешние и внутренние детерминанты формирования профессиональной идентификации студентов. Внешней детерминантой выступает информационно-насыщенная среда, являющаяся источником знаний о выбранной профессии. Внутренними детерминантами являются индивидуальные и биопсихологические свойства личности, привычки, опыт, направленность личности и т.д.[11]

Профессиональная идентичность осуществляется на основе целенаправленной активности личности, которая включает обучение профессии, профессиональное воспитание и самовоспитание.[8]

Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности, и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность. Следовательно, профессиональное становление - это одна из форм развития личности. Т. В. Кудрявцев описывает четыре стадии профессионального становления:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия в основном характерна для старшего школьного возраста;

2. Профессиональное обучение. Это этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности в ходе систематического обучения в стенах средне-специальных, средне-технических учебных заведений. Психологический критерий этого этапа - профессиональное самоопределение, т. е. формирование у личности отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, в которой отражается установка на развитие профессионально-значимых качеств;

3. Профессиональная адаптация (профессиональный старт), характеризующаяся активным освоением профессии и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива;

4. Полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде, который характеризуется как степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности отношения к делу, а также мерой творчества, мастерства.[6]

Как указывает В. В. Овсянникова, профессиональное обучение способствует обогащению и формированию более адекватных представлений о профессии и о самом себе.[5]

Представления о профессии, как считает В.Д. Брагина, является тем связующим звеном, в котором соприкасаются профессиональный, личностный и социальный аспекты профессионального самоопределения. В профессиональном плане речь идет о знании субъектом содержания работы, условий труда, требований, предъявляемых профессией к человеку. В личностном - об ориентации на собственные возможности и способности и их совершенствование. В социальном - об осведомленности субъекта о таких аспектах профессии, как общественная значимость, зарплата, перспективы профессионального и социально-экономических условий работы, объективная потребность в специалистах выбранной профессии.[1]

Самореализация невозможна без осознания человеком самого себя: своих способностей, возможностей, потребностей; своей ролевой и статусной принадлежности, своих психологических (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) характеристик; без принятия себя, своего «образа Я».[9]

В структуре обобщенного «образа Я» студента объединены не только знание своего внешнего облика, своих самых различных качеств, способностей, характера, убеждений, но и представления о собственных профессионально-ценных свойствах личности.[7]

Таким образом, «образ Я» профессионала является частью общего интегративного «образа Я» личности и, несомненно, зависит от него, в смысле общей культуры деятельности, хотя и обладает особым содержанием, которое обусловлено спецификой профессиональной деятельности.

Литература

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: «Академия», 2009. – 192с.

  2. Гидденс, Э. Сознание, Я и социальное взаимодействие Текст. / Э. Гидденс // Философия и общество. 2001. -№ 2.-С.35-58.

  3. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение как этап социализации личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3–2. – С. 417-421

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003, с.324

  5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Под ред. М. В. Булановой-Топорковой - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

  7. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., и др. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика.-Волгоград: РПК: Политехник, 2000.- 116с.

  8. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов- будущих психологов.: Дис. На сои. уч. степ. канд. псих. наук. Киров, 2007

  9. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005 - 400 с.

  10. ШнейдерЛ. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. 272 с.

  11. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2005, с. 353

  12. http://azps.ru/cha/s/samoidentity.html

Просмотров работы: 1418