АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОНЛАЙН-КУРСА ПО ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЯЗЫКУ ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОНЛАЙН-КУРСА ПО ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЯЗЫКУ ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA

Панова О.В. 1
1Московский технический университет связи и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье представлены материалы полученные на стадии анализа продуктов-аналогов на перовом этапе жизненного цикла разработки ПС, осуществляемой в рамках дипломного проекта «Разработка интерактивного онлайн-курса по объектно-ориентированному языку программирования Java» (МТУСИ, научн. рук. – д.ф.-м.н.,проф.Л.И.Воронова)

Информационные технологии в образовании и обучении с каждым днем становятся все более популярными. Интерес к ним подогревает постоянное совершенствование цифрового представления информации и упрощение доступа к любым данным с применением компьютерных сетей.

Сегодня онлайн-обучение все чаще рассматривается не просто как удобная форма повышения квалификации, а как вполне серьезная альтернатива традиционному образованию, позволяющая получить знания. Доступ к учебному курсу через Интернет дает возможность в комфортных условиях и в удобное время изучать материал, а значит – и лучше его усваивать. С другой стороны обучающийся не занимает места в учебной аудитории. Таким образом, ее можно использовать параллельно для образования в традиционном понимании.

Еще одним плюсом онлайн-курсов является наличие четко разработанной программы. Пользователь уже в начале курса понимает какие этапы обучения ему предстоит пройти и какие знания в итоге он получит. Подтверждением этого могут быть разного рода дипломы, сертификаты и аттестаты.

Современные информационные технологии дают возможность учащемуся получить мгновенный отклик – тут же узнать насколько правильно он выполнил ту или иную задачу, прошел ли тест, сдал ли экзамен. Если проверкой занимается сама обучающая программа, то студент, например, не тратит время на ожидание пока преподаватель оценит его работу. Все происходит автоматически. Соответственно и к самому онлайн-курсу единовременно могут иметь доступ неограниченное количество обучающихся.

Эти преимущества используются и при изучении языков программирования – программный код проблемно записывать на бумаге. Есть, конечно, специализированные компьютерные классы, однако в них постепенно отпадает необходимость – у большинства студентов имеется персональный компьютер. Кроме того, изучение языков программирования онлайн дает возможность мгновенной компиляции кода, а значит и проверки, верно ли работает сама написанная программа.

Онлайн-курсы по программированию широко распространены, однако среди них мало тех, что позволяют познакомится с таким мощным объектно-ориентированным языком как Java. Примеры таковых рассмотрим далее.

1. Курс «Программирование на Java» представляет известный ресурс ИНТУИТ (http://www.intuit.ru/studies/courses/16/16/info). Он состоит из лекций, посвященных основам объектно-ориентированного программирования. Пройдя этот курс, студент получит первое представление о мощном языке, познакомится с библиотеками для работы с файлами и сетью, которые в последствии понадобятся для построения оконного интерфейса пользователя (GUI) и другое.

Каждая лекция состоит из двух этапов: теоретический материал и тестирование. Необходимо завершить предыдущее тестирование, чтобы перейти к следующему.

Рис. 1. Тестирование курса «Программирование на Java»

Тестовые задания оцениваются в зависимости от процентного соотношения правильных ответов. В зависимости от этого выставляется соответствующий балл. В завершении курса предлагается пройти экзамен. Итоговая оценка за курс учитывает как финальное тестирование, так и все предыдущие. Одним из основных минусов такой методики является отсутствие практических заданий. Однако при изучении языка программирования практика – неотъемлемая часть процесса образования.

2. Ресурс JavaRush (http://javarush.ru/) предлагает изучить программирование на Java в виде онлайн-игры. Полный курс содержит 900 мини-лекций и 2500 практических заданий.

Рис. 2. Отрывок из лекции проекта JavaRush

В задания входит: чтение кода, решение задач, видео-уроки, исправление ошибок в коде и многое другое. Результаты выполнения можно оценить мгновенно – прямо на сайте, нажав на кнопку «Выполнить/Проверить». Задачи ранжированы от легких к сложным и разбиты на своеобразные уровни как в компьютерной игре. Перейти на следующий, можно только пройдя предыдущий.

Рис. 3. Пример практического задания проекта JavaRush

JavaRush помогает в подготовке к будущей работе программистом – ставит реальные задачи, готовит к собеседованию при трудоустройстве и дает навыки командного взаимодействия. Проект включает в себя множество практических заданий, которые моделируют конкретные ситуации. Однако полный курс JavaRush доступен для тех, кто согласен оплачивать обучение после прохождения вводного этапа.

Приведенные примеры, как и методики, применяющиеся в других проектах, подходят для обучения языку программирования Java. Нам же хотелось бы создать такой курс, который вобрал бы в себя все их преимущества – такие как объемная теоретическая часть, наглядность и легкость подачи, быстродействие. При этом курс должен обладать большей именно практической составляющей и позволять сконцентрироваться на основной задаче, не отвлекаясь, к примеру, на игру.

То есть к разработке интерактивного онлайн-курса по объектно-ориентированному языку программирования Java предъявляются следующие требования:

  • Содержание перечня задач, которые студент сможет решить после прохождения курса. Таким образом он будет заранее видеть спектр получаемых знаний.

  • Наличие достаточного количества наглядных теоретических материалов, разбитых по этапам обучения.

  • Возможность проверить усвоенный материал на практических задачах и реализация системы проверки синтаксиса при написании программного кода.

  • Создание профиля обучающегося с отображением результата практических заданий, чтобы можно было следить за прогрессом.

  • Пользователь должен иметь доступ к Интернету.

Исходя из всего вышеперечисленного, цель данной работы видится в разработке и создании интерактивного онлайн-курса по объектно-ориентированному языку программирования Java, включающего в себя теорию и задания. Цель курса – предоставить материал для самостоятельного изучения языка Java, в процессе которого необходимо выполнять прикладные задачи. Практическая часть – главная составляющая курса. Каждое испытание максимально приближенно к реальным рабочим задачам будущего профессионала.

Список использованной литературы:

  1. Сайт посвященный бизнес-образованию в России, статья «Обучение через Интернет – это реально». URL: http://www.curator.ru/e-learning/publications/publication5.html

  2. Сайт проекта JavaRush, статья «Как пользоваться проектом JavaRush». URL: http://javarush.ru/15.html

  3. Сайт проекта ИНТУИТ, информация о курсе «Программирование на Java». URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/16/16/info

Просмотров работы: 1451