На протяжении всего 21 века Россия проводила наиболее уверенные шаги в международной политике в периоды, когда нефть продавалась при высокой цене, которая обеспечивала профицит бюджета и пополнение резервных фондов. Это показывается на постоянном противоречии США, главного исторического соперника нашей страны. К 2008 г. благодаря действиям талантливого министра финансов А. Л. Кудрина были накоплены крупные средства в форме Стабилизационного фонда РФ размеров в 3849,11 млрд. руб. или 156 млрд. долл. по курсу 2008 г. Поэтому Россия достаточно легко перенесла мировой финансовый кризис и смогла противостоять США в решении конфликта между Южной Осетией и Грузией, так как в случае долгой нестабильности были средства, поддерживающие экономику. После наступления некоторой стабильности на рынке и в отношениях с США (курс «перезагрузки» отношений с 2009 г.), Россия стала восстанавливать потраченные средства фонда. В 2011 А. Л. Кудрин ушел в отставку из-за разногласий с президентом Д. А. Медведевым, отчасти из-за споров по поводу траты средств резервных фондов на крупные проекты международного уровня, а также повышения трат на внутренние военно-оборотные проекты [1]. Экономическими и политическими союзниками на тот момент для России считались страны БРИКС, Латинской Америки и часть стран СНГ.
К 2014 г. Россия потратила изрядное количество средств на проведение Олимпиады в Сочи, но одновременно с этим развивался конфликт в Украине. Здесь можно провести аналогию с 2008 г., когда война в Южной Осетии началась в день начала Пекинской олимпиады: весь объем свободного капитала не готов к такому повороту событий, что порождает большее экономическое потрясение. В 2008 г. его сгладил СФ РФ, в 2014 г. была сделана ставка на него же, когда Россия прямым образом взялась в регулировании украинского вопроса. В связи с этим началась лихорадка экономики и холодное отношение со стороны международного сообщества.
С момента присоединения Крыма Россия определила свою будущую сложную ситуацию на международном и внутреннем рынке. 2014 год еще не закончился, но по многим показателям уже произошел невероятный спал: экономика вошла в рецессию, значительно снизился объем экспорта, а обменный курс валют побил исторический рекорд со времен дефолта 1998 г. Все надежды российских политиков при наложении на страну санкций были возложены на СФ РФ (а, если точнее, на его часть – Фонд Национального Благосостояния).
Первым тревожным признаком стала заморозка пенсионных накоплений на 2014 и 2015 гг. Одновременно с этим многие российские компании (в том числе «Роснефть» и коммерческие банки, которые своей схемой включенности в глобальную финансовую систему вызвали невероятный спад в экономике) подали заявки на получение средств из ФНБ [2]. Иными словами, главным российским компаниям и транснациональным корпорациям не хватало денег на ведение текущей деятельности.
Параллельно ужесточался механизм аппарата санкций, который главным образом ударял по деятельности банков и ресурсо-добывающих компаний [3]. Российская экономика работала на рискованный инвестиционный проект «Крым» и лишалась значительной суммы собственных средств [4].
Рассмотрим работу банковской системы РФ для понимания дальнейших процессов. До 2014 г. она являлась одной из самых развитых и масштабных в Европе [5], однако у такого прогресса есть свои «скрытые проблемы». Главным управляющим в банковском секторе является Центральный банк РФ, который выдает лицензии коммерческим банкам и определяет размер ключевой ставки, по которой он выдает кредит тем же банкам. Размер этой ставки также оказывает на уровень инфляции, которую необходимо сдерживать, в чем помогает высокая ключевая ставка для стран с ресурсно-зависимой экономикой. Для сравнения в странах Европы она не превышает 1-2%.
Параллельно с этим поддерживаются высокие тарифы по пользованию энергоресурсами, что является значимой статьей расходов в работе каждой организации. Это выглядит нелогичным, однако стоит учесть, что крупные акционеры энергетических компаний – государственные чиновники и государство в целом. Они обладают достаточными полномочиями для установления высокого тарифа, который им принесет большую выручку. Одновременно с этим банки, владельцы которых зачастую также крупные чиновники, вынуждены брать межбанковский кредит не у ЦБ РФ, а у иностранных банков и организаций, так как:
ключевая ставка за границей значительно ниже
так как издержки на работу крупной банковской сети высоки (в том числе из-за высоких тарифов), а нужно обеспечивать эффективную работу с большой прибылью, отечественные банки обращаются за кредитом за рубеж
Иными словами, российские коммерческие банки являются крупными должниками мировой финансовой системы и таким образом включены в мировые экономические отношения. Долги банков являются значительной частью внешнего долга России, а выдаются они зарубежными организациями при поручительстве государства и, что самое важное, средств Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния. Этим обеспечивался бурный рост банковского сектора в исследуемый период. На конец 2014 г. внешний долг банков России был равным 207 млрд. долл. по текущему валютному курсу. [6]
После решительных действий в Крыму на Россию наложили жесткие санкции в банковском секторе и жестко ограничили финансовую деятельность. Кроме того, рассматривалась реальная возможность отключения России от системы пересылки сообщений о финансовых операций «SWIFT».
При такой ситуации российский банковский сектор устоял бы, так как за годы развития был накоплен значительный запас прочности. Однако в течение года развивалась новая тенденция по падению цен на нефть, что является очень критичным для нашей экономики. В определенный момент три проблемы образовали эффект синергии: объем полученных средств от нефти стал уменьшаться, иностранные кредиторы потребовали следующей корпоративной выплаты по кредитам российских банков, а российские банки, ослабленные санкциями, не выдержали. Таким образом, начался хаос на финансовом рынке. ЦБ РФ начал проводить операции по стабилизации: использовать валютные резервы для интервенции, перешел к принципу плавающего курса рубля и повысил ключевую ставку до 17%.
Все эти меры в какой-то мере стабилизировали финансовый рынок и остановили его падение. В январе 2015 г. ставка была снижена до 15%. Данная мера в главной мере предназначена для восстановления системы межбанковского кредитования, а также смягчения оттока капитала. Однако при этом вынужденной мерой является инфляция, которая с большой степенью вероятности повысится при уменьшении ставки в виду наполнения экономики «дешевыми» кредитными деньгами. Но ее повышение в допустимых пределах вполне приемлемо, если будут восстановлены и в полной мере перезапущены основные финансовые механизмы, при возвращении доверия РФ в международном сообществе.
На февраль 2015 г. имеются положительные тенденции для восстановление экономики. Правительство РФ приняло антикризисный план, главным принципом которого является использование принятого бюджета при сохранении расходов на текущем уровне с перераспределением ресурсов на важнейшие направления. [7]
Кроме того, данный план основан на адекватном прогнозе цены на нефть, которая взята с постепенным повышением до 70 долл./барр. к 2017 г: то есть прогноз не является оптимистическим, но и не самым пессимистическим.
На фоне текущих новостей о принятых мерах по решению украинского конфликта, при сохранении результатов референдума по присоединению Крыма к России, с появлением перспективы на повышение цен на нефть (марка Brent, стоимость на 1 февраля 2015 – 52,95 долл./барр., стоимость на 14 февраля – 61,41 долл./барр.) антикризисный план является выполнимым, что показывает опыт кризиса 2008 г., который перешел в пассивную фазу с увеличением цен на нефть и решением конфликтной ситуации в Южной Осетии.
Опыт российских экономических кризисов показывает, что для избегания подобных ситуаций необходимо провести ряд некоторых реформ, которые способствовали бы:
повышению эффективности государственных предприятий
снижение зависимости банковской системы от международных кредитов
развитию малого и среднего бизнеса, который бы обеспечивал большие налоговые доходы
диверсифицировать экономику
развитию долгосрочного планирования в государственном управлении и ведении бизнеса
Проблема российской экономики в целом заключается в экстенсивном характере развитии: оно происходит лишь за дальнейшим эксплуатировании сырьевой базы, при незначительных изменениях в рыночной конъюнктуре. Так называемая «голландская болезнь» совмещена с «российской», при котором населения с большим подозрением относится к новым моделям работы экономики, отличных от сырьевой эксплуатации. Это связано с традиционным для российского менталитета краткосрочного характера действий с целью получить прибыль в ближайшее время. Любые структурные реформы требует времени, поэтому время получения прибыли увеличивается, но при этом увеличивается потенциальный ее размер. С точки зрения работы банковской системы мышление в краткосрочном периоде также является одной из основных проблем в системе управления.
Для решения проблем необходимо стимулирование экономики силой государства при увеличении мер мониторинга текущих действий в коммерческой сфере. Государственным компаниям необходим более сильный контроль, что может быть обеспечено конкурсной основой набора топ-менеджеров с работой на должности не более 4 лет. Также необходимо привязать зарплату управляющих к обороту и прибыли компании (данный законопроект готовится к рассмотрению). С точки зрения использования прибыли нужен более тщательный аудиторский контроль со стороны Налоговой служба и Счетной палаты РФ.
Для диверсификации экономики целесообразным является поток государственных инвестиций в различные отрасли, а также поощрение компаний, которые ведут многофункциональную деятельность. При этом с уменьшением ключевой ставки будет развиваться малы и средний бизнес, за счет механизма кредитования, а коммерческие банки будут реже обращаться к международным кредиторам.
Список использованных источников:
Система Кудрина. История ключевого экономиста путинской России / Евгения Письменная. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.
http://www.gazeta.ru/business/2014/09/13/6212505.shtml
http://top.rbc.ru/politics/30/07/2014/939745.shtml
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/08/140807_medvedev_crimea_money
«The Banker» Journal; Top 1000 World Banks 2014
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_est_new.htm
http://government.ru/media/files/7QoLbdOVNPc.pdf