ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО КУРСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО КУРСА

Колобанов А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Высокий уровень развития способности к самоуправлению у студентов способствует проявлению инициативности, самостоятельности как в обучении, так и в жизни в целом. Инициативность, самостоятельность и субъектность, в свою очередь, способствуют профессиональному и личностному развитию. Также необходимо отметить, что современные условия образования предполагают наличие у студентов высокого уровня развития вышеупомянутых качеств. Исходя из вышесказанного, можно говорить об актуальности исследования способности к самоуправлению у студентов университета – будущих педагогов.

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию самоуправления и взгляды Н.М. Пейсахова. Исследованием самоуправления занимались Н.М. Пейсахов и О.А. Конопкин, описавшие структуру самоуправления. Самоуправление состоит из восьми звеньев:1) анализ противоречий – психический процесс, который направлен на поиск, обнаружение противоречий во внешних (средовых) условиях и создание субъективной модели сложившейся ситуации; 2) прогнозирование – деятельность умственного характера, направленная на формирование моделей возможного будущего, где осуществляется построение предположений по поводу того, каким будет исход при тех или иных действиях субъекта; 3) целеполагание – мыслительная деятельность субъекта, ориентированная на формирование моделей необходимого, желаемого будущего, где вкрапляются личностно-значимые цели. Здесь предполагается, что субъект создает иерархически организованную модель, предполагающую существование структуры целей (стратегических, тактических и оперативных); 4) планирование – мыслительная деятельность, результатом которой является план в виде последовательности шагов к достижению каждой из поставленных целей и учет необходимых ресурсов на пути достижения цели (материальных, временных, физических и др.); 5) критерии оценки – здесь субъект определяет, какие явления объективной реальности могут стать признаками того, что движение направлено к сформированной цели, а не в сторону от нее; 6) принятие решения – этап перехода от внутреннего плана деятельности к внешнему; 7) самоконтроль – процесс получения информации об объективных изменениях во внешних условиях (среде) с целью сопоставления со сформированными критериями успешности; 8) коррекция – этап, обусловливающий изменения внешней активности субъекта и самих звеньев системы самоуправления в тех случаях, когда реальные результаты не совпадают с ожидаемыми [5].

Самоуправление необходимо отличать от саморегуляции, где самоуправление является творческим процессом, направленным на создание новых стратегий и планов, а саморегуляция проявляется также в изменениях, но происходящих в рамках норм и стереотипов. Несмотря на различия, по мнению Н.М. Пейсахова структура самоуправления включает в себя структуру саморегуляции [3; 5].

Вопрос о воле является дискуссионным, что подтверждается существованием множества подходов к понимаю воли. Выделяют как волевые качества, так и волю, где под волей понимают процесс, направленный на регуляцию поведения. Волевые качества личности характеризуются устойчивостью и проявляются в ситуациях, обладающих специфической трудностью. Множество взглядов на проблему воли говорит о сложности, многогранности данного вопроса, а также об его актуальности. Сила воли всегда проявляется в усилии, которое может быть как активизирующего, так и сдерживающего характера. Волевые качества, независимо от понятийного выражения, бесспорно, являются важными, профессионально значимыми, качествами для педагога, позволяющими регулировать свое поведение, свою деятельность, а также способствующими достижению успехов в профессиональной деятельности [2].

Исследованием профессионально важных качеств педагога занимались Л.М. Митина, А.К Маркова, Н.В. Кузьмина. Одними из основных профессионально важных волевых качеств личности педагога являются качества, связанные с целеустремленностью [1].

Для исследования взаимосвязи способности к самоуправлению и волевых качеств, связанных с целеустремленностью, нами выбраны такие качества, как терпеливость, упорство, настойчивость.

Исследованием данных волевых качеств занимались Е.П. Ильин, В. К. Калин, К. Л. Бабаян, Х. Хекхаузен и другие. В вопросе волевых качеств нам ближе идеи Е.П. Ильина, на которые мы в своей работе и опираемся. Под терпеливостью Е.П. Ильин понимает свойство человека длительное время выдерживать при помощи волевого усилия неблагоприятные состояния, в основном, физиологические. Под упорством Е.П. Ильин понимает стремление достичь желаемого результата в самые короткие сроки. Настойчивость Е.П. Ильин определяет как систематическое проявление силы воли с целью достижения отдаленной по времени цели, где преодолеваются препятствия и трудности, стоящие на пути к достижению цели [2].

Нами проведено исследование взаимосвязи способности к самоуправлению и волевых качеств, связанных с целеустремленностью, у студентов третьего курса – будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» третьего курса в количестве 64 человек, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование.

Выбор объекта исследования был определен исходя из того, что развитие волевых качеств является наиболее актуальной задачей для студентов третьего курса – будущих педагогов, что обусловлено как соответствующим возрастом, так и задачами подготовки будущих педагогов.

В исследовании нами использованы следующие методики: 1) методика «Способность к самоуправлению», разработанная Н.М. Пейсаховым, позволяющая оценить уровень развития способности к самоуправлению; 2) опросник, направленный на самооценку терпеливости, разработанный Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко; 3) опросник, направленный на самооценку упорства, разработанный Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко; 4) опросник, направленный на самооценку настойчивости, разработанный Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Методологическая проблема, связанная с исследованием психической реальности, является дискуссионной и неоднозначной. Каждый метод, каждая конкретная методика может повлиять на объективность результата. Нами использованы методики, основанные на самооценивании, где необходимо учитывать адекватность самооценки исследуемых. Дополнительно мы исследовали самооценку участников при помощи методики С.А. Будасси, направленной на исследование самооценки личности, и приняли для дальнейшей обработки результаты только тех участников, чья самооценка адекватна.

Результаты исследования обработаны при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, в результате чего получены корреляционные значения. Корреляционное значение между показателями способности к самоуправлению и показателями самооценки терпеливости, равное 0,58 (при уровне значимости 0,01), говорит о наличии средней статистически значимой положительной взаимосвязи между исследуемыми параметрами. Корреляционное значение между показателями способности к самоуправлению и показателями самооценки упорства, равное 0,51 (при уровне значимости 0,01), свидетельствует о наличии средней статистически значимой положительной взаимосвязи между исследуемыми параметрами. Корреляционное значение между показателями способности к самоуправлению и показателями самооценки настойчивости, равное 0,72 (при уровне значимости 0,01), свидетельствует о наличии сильной статистически значимой положительной взаимосвязи между исследуемыми параметрами.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о наличии статистически значимой положительной взаимосвязи между способностью к самоуправлению и такими волевыми качествами личности, связанными с целеустремленностью, как терпеливость, упорство, настойчивость. Полученные результаты способствуют пониманию специфики взаимосвязи данных психических феноменов, что может реализоваться в разработке программы, направленной на развитие способности к самоуправлению и волевых качеств личности студентов – будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. Фундаментальный же аспект значимости данного исследования заключается в получении нового знания о взаимосвязи между исследуемыми феноменами, где в зависимости от степени и наличия взаимосвязи между способностью к самоуправлению и отдельными волевыми качествами можно определить конкретный круг взаимосвязей. Данные результаты исследования в совокупности с рядом дополнительных исследований будут способствовать расширению знания о способности к самоуправлению.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. — 384 с.

2. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с

3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. – М.: АСВ, 2004. – 224с.

4 Кузьмина Н.В. Пожарский С.Д. Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. – СПб-Коломна-Рязань, 2008. – 376 с.

5. Пейсахов Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов.- Казань: КГУ, 1991. - 120 с Пейсахов Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов.- Казань: КГУ, 1991. - 120 с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.

Просмотров работы: 1403