ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИНКЛЮЗИЯ. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИНКЛЮЗИЯ. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

Теремова М.Н. 1, Бобкова М.Г. 1
1филиал ТюмГУ г. Тобольска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении долгих лет система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются норматипичные дети.

Дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Для осуществления этого возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия в образовании. Эту форму обучения называют инклюзивным образованием.

На сегодняшний день инклюзивное образовании на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говориться о том, что в целях реализации права на образование государства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений «инклюзивное образование». Определения были изложены в работах Л.С.Выготского, С.Н.Сорокоумовой, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, и т.д. В современной науке используется несколько понятий «инклюзивное образование», такие как:

– это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех;

– это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства;

– это создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями их здоровых сверстников.

Как видно из определений выше в практике инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Для наиболее полного раскрытия мы рассмотрели понятие «инклюзия». Термин «Инклюзия» характеризует полное включение ученика с ограниченными возможностями развития (далее ОВЗ )независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития в общеобразовательный класс, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это даёт особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть, приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия.

На данный момент не каждые образовательные учреждения готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Пока инклюзия – обучение детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе – остается только мечтой родителей особых детей. Судьба многих таких детей – обучение в коррекционных школах, которые не всегда находятся рядом с домом, а, зачастую, в другом городе. Поэтому чаще всего им приходится жить в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время существует 8 видов обучения детей с различными нарушениями в развитии.

1 вид – неслышащие дети. Задача педагогов – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

2 вид – слабослышащие или позднооглохшие дети. Работа направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

3 вид – незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.

4 вид – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Для детей 3 и 4 вида процесс обучения организуется таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекционно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

5 вид – дети с общим недоразвитием речи, а также с тяжелой речевой патологией. Основная цель – коррекция речевого развития. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня.

6 вид – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации.

7 вид – дети с задержкой психического развития. Осуществляется развитие познавательной деятельности, коррекция психического развития, формирование навыков учебной деятельности.

8 вид – дети с умственной отсталостью. Обучение по специальной программе. Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребёнка в общество.

Почти во всех вышеперечисленных видах дети обучаются в течение двенадцати лет.

Исходя, из вышеперечисленных видов обучения детей мы провели статистический анализ данных работы территориальной ПМПК города Тобольска. Были получены следующие данные.

Рис. 1 Виды обучения детей до 3-х лет по программе ДОУ (12 чел)

Из рисунка видно, что 1-2 вид – дети с нарушениями слуха составило 8,3% (1 чел.); 3-4 вид – дети с нарушениями зрения составило 41,7% (5 чел.); 5 вид – дети с общим недоразвитием речи насчитывается 16,7% (2 чел.); 6 вид - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составило 33,3% (4 чел).

Рис.2 Виды обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет по программе ДОУ (159 чел.)

Из рисунка №2 видно следующее, что детей 1-2 вида составило 1,3% (2 чел); 3-4 вида составило 8,2% (13 чел); 5 вид – 54,7% (87 чел.); 6 вид – 7,5% (12 чел.); детей 7 вида составило 19,5% (31 чел.); 8 вида – 8,8% (14 чел.).

Объединив данные по осмотру детей группы до 3-х лет и группы от 3 до 7 лет, мы можем наблюдать существенную разницу в статистических показателях (Рис.3).

Рис.3 Сравнительный анализ детей до 3 –х лет и детей от 3 до 7 лет по программе ДОУ (171 чел.)

Из рисунка видно, что существенный скачек в изменении показателей видов обучения приходится на возраст от 3 до 7 лет, а именно по следующим видам: 5 вид - дети с общим недоразвитием речи, а также с тяжелой речевой патологией; 7 вид - дети с задержкой психического развития; 8 вид - дети с умственной отсталостью.

По результатам статистических данных видно, что с детьми в возрасте до 3-х лет специалисты не проводят должного обследования, большинство родителей сами не видят отклонений у детей, либо списывают все на детский возраст, большинство родителей думают, что с годами ребенок сам всему научится, но в последствии такое отношения к детям вызывает такой огромный скачек по всем нарушениям в возрасте от 3 до 7 лет.

Наибольший скачек приходится на 5 вид, в дальнейшем ведущей появление за собой 7 и 8 вида, если проблему не начать решать во время. Период от 1 года до 3 лет очень важный в развитии ребенка и наиболее важный в развитии речи. Поэтому, чем раньше с ребенком будут заниматься специалисты, тем больше вероятность исправить речь и выявить остальные нарушения в развитии. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. Специалисты обращают внимание родителей на то, что задержка речевого развития (в дальнейшем ЗРР) у детей может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом. ЗРР негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Список литературы

  1. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н.П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – №1. – С. 57-76.

  2. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 1. – С. 221-225.

  3. Голыня И.А. На пути к инклюзивному образованию: (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья) [Текст] / И.А. Голыня // Логопед. – 2011. – №6. – С. 113-117.

  4. Григорьева Г.Ф. Дети должны учиться вместе [Текст] / Г.Ф. Григорьева – (Качественное образование). – (Стандарты и пути) // Национальные проекты. – 2009. – №12. – С. 70-71.

  5. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в конвенции о правах инвалидов / Р.Н. Жаворонков – (Критика, обзоры, библиография) // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 81-90.

  6. Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. – 2010. – №1. – С. 79-83.

  7. Ильина О.М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития / О.М. Ильина - (Образование и спорт) // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2009. – №1 (65). – С. 194-198.

  8. Инвалиды и сфера образования в России // Социальная педагогика. – 2007. – №3. – С. 3-20.

  9. Кизима А.Б. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания / А.Б. Кизима, Е.В. Есикова. - (Организация учебного процесса) // Директор школы. – 2008. – №3. – С. 68-73.

  10. Лапп Е.А. Интеграция общего и специального образования: региональный аспект / Е.А. Лапп // Социальная педагогика. – 2010. – N 5. – С. 107-113.

Просмотров работы: 11017