ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Галиева К.Р. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приобщение детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Вышеизложенное актуализирует приоритет развития творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю систему педагогических действий художественно-эстетического фактора воспитания, который помогает ребенку освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций, ориентироваться в ценностях и идеалах. Такое понимание значения художественно-эстетической деятельности, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов искусства в системе образования, в частности, детских школах искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, личностного и на этой основе социального самоопределения детей. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства.

В связи с этим актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование эффективных путей формирования ценностных ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста необходимо подобрать ряд соответствующих методик, разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, а также выявить эффективность предложенных методик.

Цель данной работы – изучить особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическая деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен, если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности; разработка программно-дидактическиго материала по данному направлению работы педагога.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2) Охарактеризовать особенности художественно-эстетической деятельности младших школьников и принципы ее организации.

3) Изучить опыт учителей начальных классов по организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства.

«Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка» [Буров, 1987, c. 133].

Эстетическое развитие –это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства –субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств.

Цели художественно-эстетического воспитания:развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Организуя художественно-эстетическую деятельность, педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Дети этого возраста деятельны, активны, эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, что может быть с успехом использовано в организации деятельности детей, во взаимодействии с художественными объектами.

«Младшим школьникам свойственна целостность восприятия художественного образа, они не отделяют форму от содержания. У них ярко проявляется способность к сопереживанию, сочувствию, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Их воображение отличается яркостью, непосредственностью, выразительностью. Личный жизненный и эстетический опыт ребенка невелик, поэтому фантазия его ограничена, но в отличие от взрослого, она не скована общепринятыми рамками. Для ребенка более важен сам процесс творчества, чем его результат» [Щуркова, 2000, c. 129].

Все перечисленные особенности, а так же потребность в самореализации, самоутверждении и желание ребёнка выразить свои эмоции и чувства в действии являются сильными стимулирующими факторами его активного включения в художественно-эстетическую деятельность. Ребёнок воспринимает форму и содержание целостно. В его представлении понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда совпадают, все это он называет словом «хорошее». Единство истины, добра и красоты изначально заложено в эстетических и нравственных нормах и определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка [Методика воспитательной работы... , 2012, c. 60].

Ребёнка не интересует результат деятельности, ему нравится сам процесс творчества. «Школьник часто включается в творческую деятельность, не только желая узнать что-то новое, сколько из интереса, желания самоутвердиться, порадовать близких, но в большинстве случаев – просто поиграть», -отмечает М.А. Бесова [2007, c. 43].

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ.

В этом плане интересен прием целенаправленной демонстрации слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна. Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления становятся ярче.

Действие закономерностей и принципов обучения, разработанных в педагогике, распространяется на все учебные предметы, им подчиняется и преподавание предметов художественного цикла [Павлова, 2008, c.451].

Краевский В.В., рассматривая общепедагогические и методические закономерности построения процесса обучения конкретным предметам, говорит о необходимости различать два ряда принципов – дидактические и методические. Дидактические принципы не могут быть применены в методике преподавания конкретной учебной дисциплины в не адаптированном к ее нуждам виде, они видоизменяются, опосредуются. Это приводит к необходимости вывести другой, производный ряд принципов – методических. При этом он подчеркивает, что эти два ряда принципов еще не соотнесены между собой содержательно, разная степень развития методик преподавания школьных дисциплин «обуславливает и различия в степени дифференциации дидактических и методических принципов» [Краевский, 2001, c. 226].

Сформулируем наиболее важные принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии), обобщая существующие в современной педагогике искусства подходы к руководству детским художественным творчеством:

1. Овладение языком искусства – средствами индивидуального образного выражения в рисунке знаний, представлений, чувств – основа практической художественной деятельности учащихся.

2. Обращенность всех сторон процесса художественного воспитания к эмоциональной сфере, к чувствам. Переживание – основной путь общения ребенка с искусством. Рационально-логический компонент, элементы анализа должны вводиться постепенно и осторожно при сохранении приоритета эмоционально-чувственной стороны.

3. Нерасторжимое единство обучения и творчества в процессе художественного воспитания детей, понимаемое как единство грамотности и эмоциональной выразительности в их художественно-творческой деятельности.

4. Единство практической художественно-эстетической деятельности учащихся и восприятия произведений искусства, основанное на категории художественного образа.

5. Разнообразие художественных материалов, техник, тематики как основа многообразия способов выражения в творчестве учащихся, формирование умения активно и осознанно применять все это многообразие в самостоятельной творческой деятельности – залог их успешного художественно-творческого развития.

6. Построение системы художественно-эстетической деятельности в обучении изобразительному искусству и художественному труду (технологии) на основе учета возрастных особенностей детского рисования. Соответствие заданий, связанных с овладением изобразительной грамотой, конкретным этапам возрастной эволюции детского рисунка [Сокольникова, 1997, c. 353].

Список принципов, которые лежат в основе организации художественно-эстетической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда, изложенный выше, не является, конечно, полным и исчерпывающим, его, безусловно, можно продолжать. Мы выделили лишь те из них, которые являются, на наш взгляд, наиболее важными и существенными при организации процесса управления художественно-эстетическим развитием школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии).

Художественно-эстетическая деятельность младших школьников может быть организована по следующим направлениям:

– организация практических занятий каким-либо видом искусства;

– общение с произведениями искусства;

– созерцание красоты природы;

– эстетическая оценка человеческих отношений;

– чтение художественной литературы [Бесова, 2005, c. 75].

Приоритетным направлением являются практические занятия каким-либо видом искусства. К ним, прежде всего можно отнести музыкальную деятельность: пение, игру на детских инструментах, импровизацию. Дети с большим желанием включаются в музыкальные занятия, игры, конкурсы, творческие встречи, музыкальные спектакли [Методика воспитательной работы... , 2012, c. 61].

Внесение элементов хореографии в музыкальные занятия, делает детей более активными, помогает детям полнее выразить свои чувства через пластику, движения. Сильным средством воспитания могут стать драматизация и театр. Приемы драматизации помогают ребёнку сыграть самого себя и преодолеть в себе страх, лень, упрямство.

Участие детей в изобразительной деятельности обогащает их творческий и эстетический опыт. В цвете, линии, композиции, в деталях ребенок выражает свое видение мира, свое отношение к людям, явлениям, событиям. В изобразительной деятельности у детей развивается способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задача педагога – раскрепостить фантазию ребёнка, поддерживать в нём творческую самостоятельность, вселить уверенность.

Художественно-эстетическая деятельность включает также общение с произведениями искусства. Не ознакомление, а именно общение, в котором ребёнку предоставляется возможность не только получить элементарные художественные знания, но и через произведение художника, композитора, режиссера, себя и других людей.

В любом виде искусства человек стремится к гармонии. Он достигает её, комбинируя звуки, цвета, слова – все то, что составляет средства художественно-эстетической деятельности. В каждом виде искусства и в каждом конкретном произведении эти средства всегда выражены через определённые, знакомые зрителю или слушателю реальные объекты или повседневные ситуации.

Следующее направление художественно-эстетической деятельности – созерцание красоты природы. Природа – особое средство эстетического воспитания, заключающее в себе разнообразные выразительные средства: форму, линию, цвет, звук. Созерцание природы необходимо связать с творчеством детей, с активной художественной деятельностью. Близко к этому направлению стоит наблюдение за поступками, отношениями людей и их эстетическая оценка. Когда дети маленькие, то для характеристики поступков взрослые часто используют понятия “красивый” и “некрасивый”, а не ”хороший” или “плохой”. Задача педагога – показать детям красоту человеческих поступков и отношений [Бесова, 2007, c. 44].

Особое место в содержании художественно-эстетической деятельности занимает чтение художественной литературы. В школе дети сами начинают читать, и роль педагога в приобщении детей к чтению исключительно велика. Именно педагог заботится о том, чтобы чтение приносило детям радость и сохраняло у них приобретённую любовь к книге.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Все эти направления могут быть реализованы при соблюдении определённых методических условий:

1. Необходимо использовать всё многообразие видов, форм, и жанров искусства, воздействуя на все органы чувств;

2. По возможности следует объединять разные виды искусства, чтобы его влияние было более глубоким;

3. Надо создавать возможности для активного участия каждого ребёнка в художественно-творческой деятельности;

4. Использовать только настоящие художественные произведения искусства и литературы, чтобы воспитывать эстетический вкус;

5. Очень важен искренний интерес взрослых к красоте окружающего мира;

6. Следует создать благоприятную эстетическую среду, которая сама по себе является важнейшим фактором эстетического воспитания [Бесова, 2005, c. 78].

Данная работа посвящена изучению особенностей организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Изучение данной проблемы показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, пробудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности, обеспечение программно-дидактическим материалом процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен.

Художественно-эстетическая деятельность имеет важное значение в развитии личности младшего школьника, формировании его личностных взглядов, убеждений, мировоззрения, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Список литературы

1. Бесова М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников. – Минск: Жасскон, 2005. – 140 с.

2. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 190 с.

3. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234 с.

4. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе.– 2005. – № 1. – С. 11–19.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с.

6. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы / под ред. М.А. Бесовой, Т.П. Чикиндиной. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А.Кулешова», 2012. – 108 с.

7. Павлова Н.А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №69. – С. 451 – 459.

8. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 93 – 96.

9. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. – М.: Академия, 1997. – 472 с.

10. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 2000. – 208 с.

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми. – М.: Начальная школа, 2000. – 96 с.

Просмотров работы: 12151