Цель работы: Определить темпы старения организма студентов 3 курса КазНМУ.
Задачи:
Определение биологического возраста (БВ) по антропометрии и состоянию сердечно-сосудистой системы (ССС).
Провести сравнительный анализ БВ и должного биологического возраста(ДБВ).
Провести анализ электрокардиографии (ЭКГ).
Выявить факторы влияющие на БВ.
Методы исследования:
Метод определения БВ по показателям антропометрии (лаборатория онтогенеза Пермской медицинской академии) (Белозерова Л.М., 1999).
Метод количественной интегральной оценки БВ (по состоянию ССС), разработанный сотрудниками Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, Украинского НИИ транспорта и Украинского НИИ морской медицины под руководством профессора В. Г. Шахбазова.
Проведение и расшифровка ЭКГ.
Проведение анкетирования.
В ходе исследования у студентов КазНМУ определялись антропометрические показатели (динамометрия, спирометрия, объем грудной клетки на вдохе и выдохе, рост и масса тела). Определялся БВ по состоянию ССС (артериальное давление, поза Ромберга, наклон вперед, жизненную емкость легких-ЖЕЛ). Значение индивидуальных показателей БВ сравнивался с ДБВ для данной возрастной группы, определялся по формулам для мужчин и женщин. А также определялся возрастной статус, который характеризует темп старения определенной возрастной группы.
Результаты: На основании антропометрических данных были изучены показатели ЖЕЛ, определен БВ и ДБВ. По состоянию ССС определен жизненный потенциал (ЖП), рассчитана сократительная способность миокарда (ССМ). Показатели БВ сравнивались с ДБВ, а также с возрастным статусом (ВС).
По показателям БВ по антропометрии студенты поделились на 3 группы.
Анализы полученных данных показали, что в 1 группе респондентов (19% студентов) темп старения не отличается от популяционного стандарта (БВ=ДБВ).
Во 2 группе респондентов (8% студентов) темп старения отстает от популяционного стандарта (БВДБВ на 30%) (см. диаграмма №1).
При расчете БВ использовались такие показатели, как ЖЕЛ. Данные спирометрии показали, что в 1 группе респондентов ЖЕЛ соответствует ДЖЕЛ.
Во 2 группе респондентов наблюдается та же картина (ЖЕЛ=ДЖЕЛ), что свидетельствует о хорошо развитой дыхательной системы.
В 3 группе респондентов у 88% ЖЕЛ ниже ДЖЕЛ (т. е. ЖЕЛ составляет 76% от ДЖЕЛ). Снижение ЖЕЛ у студентов 3 группы указывает на отставание физического развития (см. диаграмма №2).
Диаграмма №1: Результаты сравнения БВ и ДБВ по показателям антропометрии у респондентов, где А) БВ >ДБВ и Б) БВДБВ и Б) БВ