ЭКРАНОПЛАНЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКРАНОПЛАНЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.

Михайлова Ю.В. 1
1Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Моя работа нацелена на возрождение строительства экранопланов и экранолетов, по всем меркам времени являющиеся уникальными изобретениями русских конструкторов Ростислава Евгеньевича Алексеева и Роберта Людвиговича Бартини. Научная работа этих конструкторов по экранопланам была забыта, хоть они и построили самые уникальные машины способные во многом помочь стране в военных, транспортно-грузовых и промышленных сферах. Я думаю, что напрасно в прошлом экранопланы рассматривались только в военных целях, так как их потенциал возможно и нужно рассматривать в гражданских сферах. Ниже я приведу описание экранопланов, созданных русскими конструкторами, и историю их развития. Россия единственная страна, которая смогла сделать экранопланы, остальные страны потерпели неудачи в этих проектах.

В 1920-х годов авиаторы впервые столкнулись с экранным эффектом при посадке самолётов.В 1923 году эксперименты с экраном проводил советский учёный в области аэродинамики Борис Юрьев.

В 1932 году советский авиационный инженер, изобретатель и авиаконструктор П. И. Гроховский разработал проект экраноплана-амфибии. В 1935 году финский инженер Т. Каарио построил сани-экраноплан, которые имели крыло размером 2х2,6 м, установленное на лыжи. Экраноплан буксировали с помощью аэросаней.

В СССР за разработку экранопланов берутся 2 гения: Алексеев Ростислав Евгеньевич и Бартини Роберт Людвигович. В начале 1960-х была принята государственная программа по экранопланам. В ЦКБ по СПК в лабораторных условиях проводились исследования экранного эффекта на малых буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. Главный конструктор - Алексеев Ростислав Евгеньевич.

22 июля 1961 года первый полёт экраноплана СМ-1. В начале мая 1962 года была организована демонстрация экраноплана СМ-2 правительству страны.

СМ-2 был создан с учётом испытаний СМ-1. Самым главным новшеством, применённым на СМ-2, был поддув под крыло. Для этого в носовой части расположили специальный разгонный двигатель. Поддув обеспечивал отрыв аппарата от воды на минимальных скоростях. Так решалась самая сложная для экранопланов проблема - режим выхода из воды. Как потом оказалось, это было ключевым решением в деле повышения эффективности экранопланов. А такая компоновка, с разными по назначению двигателями стала классической для всех будущих экранопланов. Также в 1962 году построен экраноплан СМ-3.

В 1963 году построен экраноплан СМ-4. В этом же году построен экраноплан СМ-5. Он был масштабной (1:4) копией экраноплана КМ. В 1964 году из-за ошибки пилотирования разбился СМ-5. Экипаж погиб. Позднее был создан экраноплан СМ-2П7. В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось проектирование и создание экраноплана КМ .22 июня 1966 года спустили на воду экраноплан КМ. Начались его испытания. В 1967 году построен экраноплан СМ-8. Он был построен взамен разбившегося СМ-5 и был также масштабной (1:4) копией экраноплана КМ.

В 1972 году Роберт Бартини создаёт самолет-амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14, который позднее переоборудуют в экранолёт. В 1972 году в КБ Алексеева создали экраноплан СМ-6. На нём проверяли схему транспортно-десантного экраноплана Орлёнок. Осенью этого же года на лётные испытания выходит С-23 - первый летающий Орлёнок. Он был изготовлен из сплава К482Т1.

6 декабря 1974 умер Роберт Людвигович Бартини.

22-го ноября 1974 года произошла авария с С-23. Экраноплан отправили на слом, а следующих Орлят решили делать из сплава АМг-61, а не из К482Т1. В 1975 году самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 была переоборудована в экранолёт 14М1П. В 1976 г. прекращение работ по экранолёту 14М1П. В августе 1977 г. первый Орлёнок С-21 из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 был готов. 3 ноября 1979 года, на Орлёнке был поднят флаг Советского Военно-морского флота. Экраноплан был принят в опытную эксплуатацию и включён в состав Краснознамённой Каспийской флотилии, в соединение десантных судов на воздушной подушке.

В начале 80-х годов Р.Е.Алексеев положил начало работ над малым экранопланом Волга-2. А Л.Н. Щукиным начата разработка экранолёта ЭКИП. 9 февраля 1980 года умер Ростислав Евгеньевич Алексеев. В этом же году из-за ошибки пилотирования разбился КМ. В 1980 году Орлёнок С-25 сдан ВМФ. В 1983 году Орлёнок С-26 сдан ВМФ.В 1984 году все работы по выпуску и развитию Орлят были свёрнуты .1986 год первый полёт экраноплана Волга-2. В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец Лунь.

В 1990 году экраноплан-ракетоносец Лунь прошёл государственные испытания и был передан в опытную эксплуатацию. В 1992 Орлёнок С-21 потерпел аварию. Останки были взорваны. В 1993 году был крайний вылет экраноплана Орлёнок С-26.

В 2002 году Владимир Владимирович Путин, после поездки на Каспий, дал добро на усиление Каспийской флотилии ударным экранопланом-ракетоносцем Лунь. В 2007 году Орлёнок С-26 выведен из состава ВМФ. Его выкупило правительство Москвы для экспозиции в музейно-мемориальный комплекс истории отечественного Военно-морского флота. Он был установлен на Химкинском водохранилище.

Из всего выше сказанного, могу сделать вывод. Если мы продолжим работу известных конструкторов Алексеева Р.Е. и Бартини Р.Л., то в скором времени за счет внедрение экранопланов и экранолетов в государственные сферы деятельности, Россия сможет опередить своих конкурентов в торгово-промышленной, транспортной и военной сферах. Возможности экранопланов безграничны, их ограничивает лишь воображение конструктора.

Просмотров работы: 895