ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Арутюнян Н.М. 1, Савельева Д.Ю. 2
1Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
2ЮФКемГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование координационных навыков у детей дошкольного возраста с патологией зрения

Роль зрительного анализатора в развитии ребенка уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы. Для них характерна общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость в выполнении заданий [1]. Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет.

У детей с патологией зрения особенно страдают координационные способности.Координационные способности - это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма, единство которых обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его. Ограничение или полное исключение зрительной информации значительно усложняют выполнение двигательных действий.

Формирование координационных способностей – необходимое условие подготовки детей к жизни и учебе в школе.

Своевременное (чем раньше, тем лучше) использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет предупредить проявление вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Адаптивное физическое воспитание детей с патологией зрения ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики таких детей требуют особых методов и приемов физического воспитания. Разработка и внедрение методик, способствующих формированию координационных способностей у детей с патологией зрения, является актуальной и важной задачей специалистов адаптивной физической культуры [2].

В связи с этим, целью нашего исследование является апробировать методику формирования координационных способностей у детей с патологией зрения дошкольного возраста.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Периоды развития слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительны по времени. Эта особенность развития детей с нарушениями зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания окружающего мира, которые часто не свойственны нормально видящим сверстникам. Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребёнка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что в свою очередь, ведёт к снижению эффективности учебного процесса.[3] Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Процесс обучения движениям, состоит из следующих этапов: 1) Первоначальное разучивание; 2) Углубленное разучивание; 3) Закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углублённое разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение чётко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа - закрепление приобретённого умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений [4].

Под нашим наблюдением находилось 20 дошкольников с патологией зрения в возрасте 5-6 лет. Экспериментальная и контрольная группы состояли из 10 человек каждая. По основным параметрам отбора (полу, возрасту, уровню физической подготовленности) контрольная группа не отличалась существенно от экспериментальной группы.

Результаты тестирования координационных способностей до начала эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тестирование координационных способностей до начала педагогического эксперимента

Название теста

Контрольная группа (n=10)

Экспериментальная группа (n=10)

Р

«Статическое равновесие», сек

42,5±0,21

43±0,25

 


Просмотров работы: 1755