РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

Болгова Е.Е. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях процесса гуманизации образования, ориентированного, прежде всего на личность ребенка, немаловажное значение приобретает активизация внимания к речевой подготовке учащихся, поскольку высокая образовательная ценность речи как специфического предмета обучения оправдана многообразием выполняемых ею в жизни человека функций.

Реализация данной задачи предполагает формирование у школьников коммуникативной компетенции, под которой в методической литературе подразумеваются знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний (М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.). Центральным звеном коммуникативной компетенции являются умения: коммуникативные и некоммуникативные (М.Т. Баранов) [1].

Понятие «коммуникативные умения» является стержневым в методике обучения связной речи, поскольку учить ребенка связно говорить - значит формировать у него определенный комплекс умений по созданию высказывания, основанных на речеведческих понятиях.

В методике обучения языку всегда придавалось особое значение формированию коммуникативных умений. Так, еще в период становления методики первоначального обучения русскому языку К.Д. Ушинский отмечал, что «учение детей отечественному языку имеет три цели" и первая цель - это «развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова».

В современной методике преподавания русского языка исследование коммуникативных умений осуществлялось М.Т. Барановым, Т.Н. Волковой, H.A. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, Л.П. Федоренко, Л.А. Ходяковой и другими учеными.

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной и устной речи как сложной формы психической деятельности, что нашло отражение в работах Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р.Лурия, Д. Б. Эльконина и др [3].

Несвоевременное формирование языковых (именно к ним относится письменная речь) и речевых навыков ведёт к нарастанию неуспешности в общем обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу массовых школах.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя -субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Нарушения речи у большого количества, поступающих в первые классы, носят характер, системного недоразвития речи средней степени.

Бывают случаи, когда ребенок говорит, казалось бы, правильно, а в школе при обучении чтению и письму с первых шагов возникают большие трудности. И причина тому – незначительные, стертые нарушения речи. Внимательный наблюдатель легко обнаружит в устной речи таких детей и неправильности и странности. Перечислить все их не возможно, общая картина ошибок очень пестра, но имеются и более характерные. У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы примитивные. Скудность высказываний выявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов в предложении. У других, напротив, речь чрезмерно многословна. Во фразу включается много лишних слов, названия заменяются описаниями, много повторений, уточнений. Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений, забывают термины.

Отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно, следы его остаются на долгие годы, хотя они могут быть сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители расценивают как мелочь, пустяк. Но наличие указанных симптомов требует повышенного внимания к речи ребенка.

У учащихся начальных классов нередко встречаются и расстройства чтения. Трудности проявляются и при овладением навыками чтения, и в понимании прочитанного, сказываются они в темпе чтения. Дети подолгу не могут сложить буквы в слоги, а слоги в слова и пытаются по отдельным буквам угадать слово. Все это приводит к искажению слов, к непониманию прочитанного [2].

Происходит это, прежде всего потому, что ребенок плохо различает звуки речи на слух. А между различием звуков и их грамматическим изображением существует весьма тесная взаимосвязь. Чем беднее представление ребенка о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, чем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения.

Все время необходимо работать над обогащением словаря. Слова для тренировок нужно подбирать такие, чтобы ребенок понимал их значения. Чтение хорошо знакомых слов отрабатывает плавность и темп. Заучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам, пересказ прочитанного с помощью вопросов – это так же поможет добиться успехов, привести чтение в норму.

Дети испытывают часто затруднения в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из отдельных букв, а, следовательно, правильно его записать. В письме это выражается в таких ошибках, как пропуски букв, раздельное написание частей слова, смешанное написание предлогов, частиц, слогов со словами. Иногда дети затрудняются, какой буквой обозначить тот или иной звук, не может поставить знаки пунктуации, не способен обозначить ударения.

Для устранения дефектов письма вовсе не обязательно затрачивать много дополнительного времени; сам программный материал необходимо приспособить так, чтобы он послужил средством для таких тренировок.

Вместе с тем изучение этой проблемы имеет в отечественной науке глубокие гуманистические традиции, когда обучение родному языку и развитие речи рассматривается в неразрывной связи с общими проблемами развития и становления личности. Всё это приводит к ограничению функций, реализуемых в речевой деятельности, а следовательно, и к ограничению сфер деятельности, в которых личность может реализовать свои возможности.

Таким образом, исследования, проведенные с целью изучения возможностей младших школьников в плане формирования у них функционально-стилистических умений, показывают, что специально созданные условия, методы и формы организации учебной деятельности младших школьников дают продуктивные результаты.

Литература

1. Колесова О. В. Развитие речи младших школьников при организации учебного сотрудничества на уроках // Вестник ППФ. - Н. Новгород№3.- С.56 – 59.

2. Колесова О. В., Русакова И. В. Развитие познавательных способностей учащихся в факультативном курсе «Юным умникам и умницам» // Педагогическое обозрение. – Н. Новгород. – 2005. - №3. - С.218-228.

3. Колесова О. В. Развитие речи младших школьников на лексическом уровне / Педагогика и психология детства: Материалы региональной научно-практической конференции (15-16 марта 2007 года). - Н. Новгород: Издательство НГПУ, 2007. - С. 318-321.

Просмотров работы: 1819