Профессиональная готовность студентов к здоровьесберегающей работе характеризуется пониманием сущности собственной деятельности в этой области, наличием знаний и желанием узнавать новое в области здоровьесбережения.
Характерной особенностью развития современной медицины является всё более заметно формирующаяся концепция здоровья.
В современных условиях медицинская сфера требует необходимости выстраивания системы здоровьесберегающей деятельности в каждом конкретном учреждении. Возможности и специфика такой деятельности только начинают осознаваться.
Будущее медицины связывается не только с созданием максимально здоровых, гигиенически обоснованных условий жизни, но и с всё большей ориентацией на личность и её здоровье, а не на болезнь.
Здоровье молодого поколения является проблемой государственного значения, так как в недалёком будущем это поколение станет активным и ответственным членом общества.
Реальная ситуация такова, что и в учреждениях профессионального медицинского образования необходимо создание системы сохранения, укрепления и формирования здоровья будущих медицинских сестёр.
При осуществлении сестринского процесса основой является преобладающая деятельность медсестры, которую она выстраивает и организует. Уровень здоровья медицинских сестёр является важнейшим фактором, обеспечивающим успешность их деятельности. Нездоровая медсестра не может обеспечить тот уровень внимания пациенту, который необходим для эффективной заботы о его здоровье.
Крупный теоретик медицины И. В. Давыдовский считает, что объектом медицинских исследований должен быть здоровый человек. По мнению академика К. В. Судакова, медицина должна быть переориентирована в сторону практически здорового человека, на изучение механизмов здоровья.
Нами проведено исследование по определению уровня готовности будущей медицинской сестры к здоровьесберегающей деятельности.
С этой целью, были определены основные задачи:
Изучение состояния здоровьесберегающей деятельности в теории и
практической деятельности будущих медицинских сестёр.
Изучение влияния сестринского процесса на здоровье медицинских сестёр.
Изучение отношения будущих медсестёр к проблеме укрепления здоровья.
Изучение понимания будущими медсёстрами сущности здорового образа жизни, т. е. их готовности управлять своим здоровьем.
Оценка результативности проведённой работы.
В ЛПУ медсёстры работают с максимальной физической нагрузкой. Наибольшее влияние проведение сестринского процесса оказывает на нервную, сердечнососудистую и респираторную системы, на уровень работоспособности и эмоциональное состояние. Энергозатраты медсестёр при выполнении сестринского процесса должны быть совместимы с постоянно хорошим состоянием её здоровья.
Поэтому, организуемая система охраны здоровья должна, в первую очередь, ориентироваться на нормализацию нервно-психической сферы личности. Это можно сделать, опираясь на современные подходы к формированиюкультуры здоровья, путём внедрения в сестринский процесс здоровьесберегающих технологий.
Идея сохранения здоровья не может охватить всю глубину назревшей проблемы. Более актуальной является задача формирования потребности в здоровом образе жизни. Стремление к успеху, развитию должно подразумевать ценностное отношение к здоровью.
Отсюда становится очевидной необходимость психофизиологического анализа жизнедеятельности будущих медсестёр, изучение их личностных, эмоционально-волевых особенностей.
Известно, что существует специфика требований к медицинским кадрам не только на уровне профессиональной медицинской деятельности, но и на уровне значимых личностных качеств.
Готовность к здоровьесберегающей работе определяется какличностной составляющей, связанной с установкой на собственный здоровый образ жизни, так и профессиональной составляющей, которая выражается в осознании проблемы, наличии знаний о формировании здоровья и готовности применить их в сестринском процессе.
Мы провели анкетирование, целью которого было изучение готовности будущих медсестёр к проведению здоровьесберегающей деятельности.
Для исследования была использована анкета «ЗОЖ (здоровый образ жизни)», разработанная сотрудниками кафедры валеологии СПбАППО. Анкета, в которой были разные вопросы, касающиеся образа жизни студентов-медиков, их интересов и ценностей, предназначена для оценки знаний студентов об основах здорового образа жизни.
Анкетирование студентов
В обследовании приняли участие 134 студента из разных групп СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж №1».
Объём выборки (участников обследования) является достаточным для достижения достоверности результатов обследования.
Средний возраст участников - 18 лет (от 15 до 38 лет).
При ответе на вопросы анкеты студенты выбирали один из вариантов ответа.
Подсчитывается общее количество баллов, набранных студентами:
высокий уровень знаний по ЗОЖ ___________________________60 - 45 баллов;
достаточный уровень знаний ______________________________ 44 - 30 баллов;
недостаточный уровень знаний _____________________________29 - 20 баллов;
отсутствие знаний по ЗОЖ ________________________________ 19 - 10 баллов.
В результатевыводится обобщённый параметр, выраженный
в баллах и характеризующий уровень компетенции по здоровьесберегающей тематике - здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Распределение количества студентов по уровню знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Распределение количества студентов
по уровню знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
Уровень знаний по здоровьесберегающей тематике |
Количество студентов (%) N = 134 |
Высокий |
26,4 |
Достаточный |
66 |
Недостаточный |
7,2 |
Отсутствие знаний |
0,4 |
Очевидно, что у большинства студентов СПб ГБОУ СПО МК №1 (66 %) уровень знаний о ЗОЖ достаточный.
Анкетирование студентов по вопросам ЗОЖ показало, что уровень готовности студентов колледжа к здоровому образу жизни достаточный по всем возрастным категориям.
Сравнительные результаты по возрасту приведены в таблице 1.2.
При этом определяются следующие показатели:
А - личностная ценность здоровья.
В - оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
С - соответствие распорядка дня студентов-медиков требованиям ЗОЖ.
Д - адекватность оценки студентом своего образа жизни, его
соответствия ЗОЖ.
Е - отношение к информации, связанной со здоровьем.
Ж - оценка регулярности информационного влияния училища в сравнении
с другими источниками.
З - оценка значимостиинформационного влияния училища в сравнении
с другими источниками.
И - оценка студентом личностной значимости мероприятий, проводимых
в училище по формированию здорового образа жизни.
К - мотивационное отношение к повышению уровня знаний в области ЗОЖ.
Таблица 1.2.
Распределение средних значений баллов показателей по возрастам
Возраст (лет) |
Среднее значение баллов по показателям |
|||||||||
А max 8 |
В max 6 |
С max 16 |
Д max 4 |
Е max 4 |
Ж max 4 |
З max 4 |
И max 12 |
К max 3 |
Сумма баллов |
|
15 (N = 20) |
6,5 |
2 |
11 |
2 |
3 |
1 |
1 |
6 |
3 |
35,5 |
16 (N = 28) |
7 |
3 |
11 |
2 |
3 |
2,1 |
1,7 |
4 |
3 |
36,8 |
17 (N = 27) |
6 |
2,5 |
10 |
1,7 |
3 |
2,4 |
2,7 |
8 |
3 |
39,3 |
18 (N = 29) |
7,08 |
2,9 |
8,8 |
2,2 |
3 |
2,8 |
2,9 |
5,2 |
2,6 |
37,4 |
19 (N = 16) |
6,7 |
2,7 |
10,5 |
2 |
3 |
2,8 |
3 |
4,3 |
3 |
38 |
20 (N = 7) |
6,8 |
2,5 |
12 |
2 |
3 |
3 |
3 |
0,3 |
3 |
35,6 |
21 - 25 (N = 4) |
6.1 |
2,6 |
8 |
1 |
3 |
3 |
3 |
0,3 |
3 |
30 |
26 - 40 (N = 3) |
4,1 |
2,5 |
11 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
32,6 |
Из таблицы видно, что среднее количество баллов во всех возрастных категориях находится в диапазоне 30 - 44, что соответствует достаточному уровню знаний о ЗОЖ.
Если рассматривать отдельные показатели, то видно, что по таким параметрам, как личностная ценность здоровья (показатель А), отношение к информации, связанной со здоровьем (показатель Е), оценка регулярности и значимости информационного влияния и мероприятий, проводимых в училище по формированию ЗОЖ (показатели Ж и З) баллы довольно высокие (недалеки от max).
А по вопросам, связанным с оценкой роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья (показатель В), соответствия распорядка дня студентов требованиям ЗОЖ (показатель С), адекватностью оценки своего образа
жизни (Д), баллы довольно низкие.
Это значит, что студенты хотят и готовы воспринять информацию о ЗОЖ, понимают необходимость ЗОЖ, но не вполне адекватно оценивают свой образ жизни, не получают, значимой для них, информации и не видят, значимой для них, деятельности.
В этом направлении и должна проводиться здоровьесберегающая работа.
Анализ представлений студентов о факторах, наиболее влияющих на здоровье, показал, что большинство (41,1 %) связывает здоровье и образ жизни, потом идёт наследственность, далее экологическая обстановка (20,5 %) и достаточные материальные средства.
Понимание образа жизни для здоровья очевидно.
Однако не все элементы жизнедеятельности поддаются активному формированию.
Так, анализ отдельных элементов образа жизни, показал довольно низкие значения по таким факторам, как питание и отсутствие физических и умственных перегрузок.
Но, по такому фактору жизнедеятельности, как двигательная активность - лучше. Уровень физической активности студентов выгодно отличается. Физической зарядкой и спортом занимаются ежедневно или регулярно 58,7 % студентов, причём занятия не ограничиваются физической зарядкой, отмечаются различные виды спорта.
Лишь 8,8 % студентов используют знания по сохранению и укреплению здоровья и считают, что эти знания повышают качество их жизни.
Несмотря на это, 82,3 % студентов имеют намерение повысить уровень знаний в области здоровья и здорового образа жизни, а некоторые предложили делать это в форме обязательных уроков здоровья, тренингов, конкурсов.
В анкете есть вопрос о ценностях. Студентам было предложено оценить по 8-ми бальной системе следующие, необходимые для счастливой жизни, ценности:
- материальное благополучие;
- знания и умения;
- здоровье;
- любимая работа;
- красота, привлекательность;
- интересные друзья;
- счастливая семья;
- самостоятельность.
Результаты этих оценок приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Распределение бальных оценок студентов по «ценностям» и возрастам
Наименование ценности |
Среднее значение балла |
|||
15 - 17лет N = 75 |
18- 20лет N = 52 |
21 - 25 лет N = 4 |
26 - 40 лет N = 3 |
|
Материальное благополучие |
5,8 |
5,25 |
4 |
5 |
Качественное образование |
6,9 |
6,5 |
3 |
4 |
Хорошее здоровье |
7,2 |
7,65 |
6 |
4 |
Любимая работа |
5,3 |
5,2 |
8 |
4 |
Привлекательная внешность |
6,3 |
5,4 |
1 |
4 |
Возможность общаться с интересными людьми |
6,9 |
5,8 |
5 |
4 |
Благополучная семья |
7,1 |
7,2 |
1 |
4 |
Свобода и независимость, возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания |
6,6 |
6,35 |
2 |
4 |
Из таблицы видно, что большие баллы набирают такие ценности, как здоровье, семья, образование, любимая работа, возможность общаться с интересными людьми, что может указывать на стремление педагогического коллектива училища создавать атмосферу, способствующую развитию и оздоровлению студентов.
Таким образом, у студентов отмечается позитивное отношение к информации, связанной со здоровьем, высокая личностная ценность здоровья, но недостаточная собственная активность в здоровьесберегающей деятельности, недостаточное понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья, адекватности оценки своего образа жизни.
Представленные данные позволяют сделать вывод о недостаточно высоком уровне личностной готовности будущих медсестёр к здоровьесберегающей деятельности, который проявляется в активном отношении к собственному здоровью, владении здоровьесберегающей информацией, высоким уровнем мотивации к повышению собственной компетенции в этой области.
Профессиональная готовность студентов-медиков к здоровьесберегающей работе может характеризоваться пониманием сущности собственной деятельности в этой области, наличием знаний и желанием узнавать новое
в области здоровьесбережения.
Эти знания необходимы студентам-медикам, медицинским сёстрам, каждому, кто пытается побуждать к здоровьесберегающей деятельности других людей, стремится работать с интересом, легко и непринуждённо.
Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее является главным успехом научной организации труда. А первым условием радости труда и его продуктивности является здоровье служащих.
Предложенный подход, основанный на создании системы психофизиологического мониторинга, позволит решить задачи сохранения и укрепления здоровья, обеспечит качественный рост эффективности обучения и деятельности студентов, их заинтересованности в профессиональном росте.
Предупреждать болезни - значит увеличивать здоровье.