ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Алехина Н.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета» Старый Оскол, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Главным образом, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности младших школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Желательно не только предъявлять каждому ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Особенно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Первые шаги на пути познания родного русского языка всегда самые сложные. Поэтому, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине в начальных классах.

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему. Требуются государственные меры, чтобы защитить русский язык от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Главная задача, которая стоит перед учителем - это заинтересовать детей предметом, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, продуктивным, эмоциональным. Учитель вправе сделать его запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

Большие возможности открылись с выходом в Интернет. Мультимедийный проектор позволяет показать учащимся информацию крупным планом на экране. Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Следовательно, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3-4 раз. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10-15 минут. В течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

Возможность использования ИКТ в процессе обучения русскому языку помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень его обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания, и позволяет дифференцировать процесс обучения. К примеру, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности, а слабые дети - более детально отработать изучаемую орфограмму.

Использование инновационных технологий в начальной школе способствует использованию занимательных форм проведения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, КВН, а привлечение сказочных героев, которые задают детям разнообразные задания, помогает познакомиться с новой темой. ИКТ наглядно дает возможность увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка наиболее любимым, интересным.

Компьютер дает возможность творчески подойти к проведению словарной работы, сделать ее более эффективной, применить разнообразные приемы работы со словарными словами, использовать такие приемы словарных диктантов, как выборочный, кратковременный, картинный, с применением загадок, с подбором синонимов и антонимов описательному обороту, с пропущенными буквами, запись по алфавиту, по памяти.

Можно заменить, что применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

Таким образом, принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа.

Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем: усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка; обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний; воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других; поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку.

Содержание обучения русскому языку в начальных классах состоит: в развитии письменной и устной речи учащихся; в обучении детей грамоте, элементарному чтению и письму; в изучении литературной нормы; в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании системы научных понятий по языку; в приобщении школьников к образцам художественной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

Обучение русскому языку в начальных классах строится на объединенном обучении русскому языку и чтению, его характеризует взаимосвязанная работа над всеми видами речевой деятельности, широкое применение текстов для слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдения над языковыми, правописными особенностями.

Использование ИКТ на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным проектором учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске.

Список литературы:

  1. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий// М.: Просвящение, - 1977.

  2. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Н.А. Касаткина// Волгоград: Учитель, - 2003. – 128с. – С.95.

Просмотров работы: 2052