Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, имеет свои задачи и содержание воспитания. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с недостатками слуха со сложной структурой нарушений с тем, чтобы обеспечить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и овладение новой социальной ролью школьника на следующем этапе своего развития.
На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки учащихся к успешной их социализации в обществе. Соответственно расширяется круг проблем обучения и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению, учет индивидуальных особенностей психического развития детей, имеющих сложные недостатки развития.
Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения. Для детей с нарушением слуха овладение социальными нормами поведения и опытом является неотъемлемой частью коррекционного процесса.
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.
При поступлении ребенка в образовательные учреждения, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.
В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире.
Если говорить о социально-личностном развитии ребенка, который является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, то можно сказать, что дети с нарушениями слуха и речи дошкольного и школьного возраста, испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности.
В основе этих трудностей лежит ограниченность общения со взрослыми и между собой; недоразвитие речи как средства общения; недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабость оперирования имеющими представлениями в реальных условиях.
Накопление информации происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям за реальными событиями, предметами; манипулированию с реальными предметами.
При помощи взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи между отдельными явлениями, предметами.
Развивая познавательную активность детей , важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребенка целостную картину мира, развит у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Специально организованное обучения детей, при котором происходит познание окружающей социальной действительности, выдвигает основные задачи:
- формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми ;
- развитие общения ребенка со сверстниками ;
- формирование межличностных отношений;
- развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.
По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у неслышащих детей вне педагогического руководства слабо формируются положительные отношения к товарищам по группе, по школе: отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь, принципиальность по отношению к ним. Нет чувства ответственности за класс, школу, переживания успехов или неуспехов группы, класса в учебной и трудовой деятельности. Поэтому авторами рекомендуется концентрировать внимание педагогов на таких понятиях, как общественная активность и направленность.
Речевое развитие дошкольников с нарушениями речи является многоплановым процессом. В дошкольном учреждении должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное её использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:
• Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
• Формирование у детей потребности в речевом общении;
• Поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному применению речи;
• Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
• Контроль за речью со стороны взрослых;
Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда не только компонент процесса формирования слуха и речи, но и условие, благодаря которому осознается результативность речевого развития детей.
Как замечает Г. Л. Зайцева, надежды на интенсивное формирование устной речи и социализацию глухих детей в процессе интенсивного общения со слышащими сверстниками не оправдались. Неслышащие лишены дружеского общения. Так, например, социометрия 215 слабослышащих учащихся массовых школ Швеции показала, что 44 % тугоухих детей имели статус изолированного (ср. со слышащими-8-11 %). Слышащие одноклассники общаются с неслышащими при помощи пантомимы и придуманных жестов, так что школьная речевая среда практически отсутствует, а полноценная социальная жизнь просто не существует для глухого ребенка в классе слышащих.
По наблюдениям Л. А. Головчиц, у старших глухих дошкольников уже намечается статусная иерархия: «между детьми возникают привязанности. Уже этом возрасте выделяются дети-лидеры, а также дети, с которыми не дружат другие: расторможенные, агрессивные, застенчивые, робкие.
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения. Это – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
С первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении формируется отношение к действительности, к педагогам, сверстникам. Происходит приобщение детей к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, инициативности. Закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим.
Формирование основ нравственности происходит на всех занятиях и во внеурочное время. Важно помнить, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, педагоги, их личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Воспитывает себя и сам ребенок, становясь субъектом воспитания.
Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания важно организовать коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже дошкольника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие, в том числе и нравственное.
Г.Морозова, характеризуя особенности формирования нравственных представлений неслышащих школьников, отмечает у них отставание от слышащих сверстников в определении таких понятий, как «хорошо, плохо, стыдно, некрасиво». Следствием такой специфики является случайность выбора неслышащими школьниками своих одноклассников в актив группы.
В заключение, нужно отметить, что социальная адаптация является сложным, многофакторным взаимозависимым процессом, который непременно переживает каждый по мере своего взросления. При этом воспитанник сам активно участвует в освоении норм социального поведения, приобретает способность в определенной мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и приемы, подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.