ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

Ибрагимова Р.Ю. 1, Магомедов Д.З. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мы мало соприкасаемся с миром глухих людей, редко встречаем их в повседневной жизни, и, увидев на улице глухих подростков, общающихся непонятными жестами, редко задумываемся: а что ждет этих ребят во взрослой жизни? Кем они станут, где будут работать и найдут ли вообще свое место в обществе? Мир глухих - это другой мир, чуждый слышащим людям, странный и порой даже пугающий. Может, именно поэтому глухие люди не могут найти и занять свою нишу в окружающем мире. Считается, что государство создает условия для работы инвалидам, но в результате максимум, на что может надеяться глухой человек - это малооплачиваемая профессия швеи, столяра, слесаря. Среди них встречаются настоящие мастера, талантливые люди. Но редко глухому удается занять место служащего. Мы можем представить таких людей на заводе, фабрике, работниками артели инвалидов, но часто ли вы видели глухого человека в офисе?

Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, имеет свои задачи и содержание воспитания. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с недостатками слуха со сложной структурой нарушений с тем, чтобы обеспечить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и овладение новой социальной ролью школьника на следующем этапе своего развития.

На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки учащихся к успешной их социализации в обществе. Соответственно расширяется круг проблем обучения и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению, учет индивидуальных особенностей психического развития детей, имеющих сложные недостатки развития.

Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения. Для детей с нарушением слуха овладение социальными нормами поведения и опытом является неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.

При поступлении ребенка в образовательные учреждения, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире.

Если говорить о социально-личностном развитии ребенка, который является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, то можно сказать, что дети с нарушениями слуха и речи дошкольного и школьного возраста, испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности.

В основе этих трудностей лежит ограниченность общения со взрослыми и между собой; недоразвитие речи как средства общения; недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабость оперирования имеющими представлениями в реальных условиях.

Накопление информации происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям за реальными событиями, предметами; манипулированию с реальными предметами.

При помощи взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи между отдельными явлениями, предметами.

Развивая познавательную активность детей , важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребенка целостную картину мира, развит у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Специально организованное обучения детей, при котором происходит познание окружающей социальной действительности, выдвигает основные задачи:

- формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми ;

- развитие общения ребенка со сверстниками ;

- формирование межличностных отношений;

- развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.

По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у неслышащих детей вне педагогического руководства слабо формируются положительные отношения к товарищам по группе, по школе: отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь, принципиальность по отношению к ним. Нет чувства ответственности за класс, школу, переживания успехов или неуспехов группы, класса в учебной и трудовой деятельности. Поэтому авторами рекомендуется концентрировать внимание педагогов на таких понятиях, как общественная активность и направленность.

Речевое развитие дошкольников с нарушениями речи является многоплановым процессом. В дошкольном учреждении должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное её использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

• Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

• Формирование у детей потребности в речевом общении;

• Поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному применению речи;

• Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

• Контроль за речью со стороны взрослых;

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда не только компонент процесса формирования слуха и речи, но и условие, благодаря которому осознается результативность речевого развития детей.

Как замечает Г. Л. Зайцева, надежды на интенсивное формирование устной речи и социализацию глухих детей в процессе интенсивного общения со слышащими сверстниками не оправдались. Неслышащие лишены дружеского общения. Так, например, социометрия 215 слабослышащих учащихся массовых школ Швеции показала, что 44 % тугоухих детей имели статус изолированного (ср. со слышащими-8-11 %). Слышащие одноклассники общаются с неслышащими при помощи пантомимы и придуманных жестов, так что школьная речевая среда практически отсутствует, а полноценная социальная жизнь просто не существует для глухого ребенка в классе слышащих.

По наблюдениям Л. А. Головчиц, у старших глухих дошкольников уже намечается статусная иерархия: «между детьми возникают привязанности. Уже этом возрасте выделяются дети-лидеры, а также дети, с которыми не дружат другие: расторможенные, агрессивные, застенчивые, робкие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения. Это – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

С первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении формируется отношение к действительности, к педагогам, сверстникам. Происходит приобщение детей к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, инициативности. Закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим.

Формирование основ нравственности происходит на всех занятиях и во внеурочное время. Важно помнить, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, педагоги, их личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Воспитывает себя и сам ребенок, становясь субъектом воспитания.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания важно организовать коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже дошкольника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Г.Морозова, характеризуя особенности формирования нравственных представлений неслышащих школьников, отмечает у них отставание от слышащих сверстников в определении таких понятий, как «хорошо, плохо, стыдно, некрасиво». Следствием такой специфики является случайность выбора неслышащими школьниками своих одноклассников в актив группы.

В заключение, нужно отметить, что социальная адаптация является сложным, многофакторным взаимозависимым процессом, который непременно переживает каждый по мере своего взросления. При этом воспитанник сам активно участвует в освоении норм социального поведения, приобретает способность в определенной мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и приемы, подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.

Просмотров работы: 3630