ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КЛЮЧЕВЫХ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КЛЮЧЕВЫХ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Замкина Т.Ю. 1, Маланчук И.Г. 1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Продолжающаяся реформа образования сегодня обеспечена требованиями к реализации образовательных практик в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», «Профессиональным стандартом педагога», утвержденным приказом № 544н Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. [1], а на уровне высшего образования – также в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».

Современному образованию на разных его уровнях заданы серьезные требования к инновационной деятельности, а именно: повышение качества внутришкольной и внутривузовской образовательной среды, включая условия обучения; организация профильного обучения; проектный подход, значимый, во-первых, для организации обучения и позволяющий развивать специфические социальные компетентности педагогов и учащихся, а во-вторых, для формирования бюджета образовательного учреждения; новые квалификационные характеристики выпускников вузов, практикующих педагогов, психологов и менеджеров образования; единый инструмент диагностики предметно-интеллектуальных достижений учащихся; требования к их социальным компетентностям и др. [2]. При этом И.Г. Маланчук полагает, что имеется существенный разрыв между качеством и содержанием подготовки педагогов в вузе и компетенциями, предписываемыми профессиональным стандартом педагога. В связи с этим требуется системное изменение профессиональной подготовки студентов вузов, где ключевым должно быть психологическое знание и психологическая компетентность, реализующиеся в каждом профессиональном коммуникативном акте, будь то устная реплика педагога или педагогическая технология, априори имеющие психологическое и социально-психологическое содержание и эффекты [3].

В.Д. Шадриков, конкретизируя педагогическую компетентность в психологическом ее содержании, пишет о компетентностях в мотивировании учеников к учебной деятельности, создании ситуации успеха для обучающихся, в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, целеполагании учебной деятельности, в вопросах понимания ученика для реализации индивидуального подхода в обучении, в решении педагогических задач [4]. Несмотря на то, что этот уровень педагогической компетентности ведущим психологом – экспертом в области образования сформулирован еще несколько лет назад, существенного продвижения в его освоении педагогами в большинстве регионов страны не происходит.

В развитие понимания интегративной педагогической компетентности приведем следующие идеи: «Содержание конкретных педагогических технологий определяется новым психологическим и социально-психологическим содержанием профессиональных педагогических коммуникативных, а именно рече-языковых технологий, поскольку непосредственная педагогическая коммуникация в норме по преимуществу осуществляется в формах речи и ее вербальном наполнении. Фактически единственным средством реализации целей и задач их профессиональной педагогической деятельности является речь в ее интегративном социально-психологическом и предметно-языковом содержании» [3]; сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися [5]; именно коммуникативная культура является условием становления профессиональной компетентности педагога [6]. Таким образом, считаем, что интегрирущей педагогической компетентностью является именно коммуникативная компетентность, при реализации которой возникает новое качество образовательной среды: «Коммуникативное пространство образования должно быть открытым, диалогичным, направленным на развитие личности, развитие способностей, удовлетворение познавательных интересов, самореализацию обучающихся, формирующим социальные ценности, лидерские качества, опыт продуктивной социальной деятельности обучающихся» [3].

Поскольку компетенции коррелируют с реализацией педагога в определенных социально-профессиональных ролях (лектор, организатор дискуссий, модератор, предметник-эксперт, тьютор, проектант, «играющий тренер», воспитатель, менеджер в области качества образования, руководитель проекта), предлагаем удобный, на наш взгляд, способ развития инновационных компетенций педагогов – экспресс-тренинги, предполагающие освоение коммуникативных компетенций в соответствии с той или другой ролью.

Тренинги должны проводиться внешними по отношению к образовательной организации психологами образования, компетентными в области педагогической психологии, психологии развития, социальной психологии образования, психотехнологий образования. Кроме этого, такой психолог должен иметь опыт разработки педагогических технологий на основе психологического и социально-психологического знания, содержания и моделирования их эффектов. Важнейшим условием для допуска к работе психолога является также его специализированная подготовка и сертификат по направлению «Социально-психологический тренинг», а именно тренинг партнерского общения, который предполагает постановку навыка учета способностей, интересов, целей другого.

Ключевые метакомпетентности, приобретаемые педагогами по прохождении серии таких экспресс-тренингов: 1) моделирование собственных технологий педагогического взаимодействия в тех формах, которые были бы оптимальны для достижения нового качества образовательной среды и требуемых индивидуальных результатов интеллектуального и социального развития обучающихся; 2) профессиональная и личностная рефлексия как метанавык самоанализа и оценки эффективности используемых технологий – разнообразных способов обучения, воспитания и развития.

Этот же подход: через осознание социально-профессиональных ролей с их образовательными целями к моделированию технологий разного уровня и различной степени их внутренней сложности (от «единичного» вербального высказывания педагога до вербальной и предметно-технологической организации учебной деятельности одновременно) – может быть использован в реализации педагогического образования как на уровне прикладного бакалавриата, так и в процессе практической переподготовки специалистов, получающих дополнительное педагогическое образование.

Список литературы

  1. Справочно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (Дата обращения: 10.02.2015).

  2. Козулина Ю.Г., Коломейцева И.В., Кособукова О.В., Маланчук И.Г., Москвич Ю.Н. Обеспечение наукоемкости психологических технологий развития инновационной готовности педагогогов и психологов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета В.П. Астафьева, 2013. №1(23). С.145-150.

  3. Маланчук И.Г. Социальная компетентность педагога опережающего типа: рече-языковой компонент // Научный электронный архив. Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/article/ (Дата обращения: 20.01.2015).

  4. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М., 2010.

  5. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit: науч.-педагогич. журнал Восточной Сибири, 2012. №1(03) Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya2_filatova.pdf (Дата обращения: 08.12.2014).

  6. Игнатьева С. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления профессиональной компетентности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. № 6. С.3-7.

Просмотров работы: 1057