ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Пилипенко А.С. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы – не только люди разных национальностей, воспитания и культурных традиций. Мы – граждане одной страны, и формирование общероссийской гражданской идентичности было и остается задачей государственных органов и общественных организаций. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Мы считаем, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, общественных организаций, кружков и т.д., которые воспитывают у детей чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед своей страной. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, и это направление является стратегическим и нацеленным на будущее.

На наш, взгляд, одной из важнейших форм деятельности в формировании гражданской идентичности юного россиянина является вовлечение в природоохранную деятельность, которую организуют детские общественные организации. Посудите сами, с чем, прежде всего, ассоциируется в нашем понимании Россия? С голубыми озёрами и могучими реками, с бескрайними зелёными лесами, чистыми родниками, с обилием различных животных и растений. А белые березы и бурый медведь практически являются символами нашей Родины. Но почему-то все мы забываем о том, что нужно охранять и заботиться обо всем этом. Получив неограниченную власть над природой и, надменно упиваясь этой властью, мы, считающие себя «венцом природы», забыли, что сами являемся ее скромной частицей. А ведь ещё наш великий писатель-натуралист Михаил Пришвин сказал: «Охранять природу - значит охранять Родину!». Именно поэтому мы считаем, что лучше всего воспитывать гражданственность и патриотизм у детей через их вовлечение в природоохранную деятельность.

«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицал современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые» слова, вдумайтесь в них.

Цель работы: выявить влияние детских общественных организаций на экологическое воспитание младшего школьника

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников

Предмет исследования – экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую литература по теме исследования;

охарактеризовать основные направления внеурочной деятельности младших школьников;

раскрыть содержание деятельности в детских экологических организациях;

показать потенциал детских общественных организаций в формировании гражданской идентичности у младших школьников через включение их в природоохранную деятельность.

Гипотеза исследования – деятельность детской организации является одним из ресурсов в формировании гражданской идентичности у младших школьников через включение их в природоохранную деятельность.

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на занятиях курса «Мир живой природы».

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность [Кикоин Е. И., 2009, c.78]

Если формирование экологического сознания идет на уроках, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внешкольной работе.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе [Коробкин В.И., Передельский Л.В., 2007, c.227].

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сейчас взрослые в общественных организациях думают о воспитательных задачах, дети же думают о том, чтобы им было интересно, чтобы их деятельность в детской организации была полезной и им, и обществу. Обратим внимание на то, какой они представляют современную детскую организацию и на выделенные нами моменты:

Самостоятельная. Не готовит никому юную смену. Действует самостоятельно, на основании закона, устава, традиций и обычаев.

Самодеятельная.Все решают члены организации. Органы самоуправления выбираются членами организации и им же подотчетны.

Добровольная. Решение вступать или не вступать ребенок принимает самостоятельно, добровольно, сознательно, ответственно.

Гуманистическая. В центре внимания – человек с его заботами, интересами, потребностями, горестями и радостями.

Патриотическая. Члены организации любят Родину, знают и дорожат историей. Стремятся делать добро Отчизне, согражданам, природе.

Общественная. Близки заботы общества. Поскольку организация – часть общества. Поэтому ей близки надежды и чаяния народа.

Организация детей и взрослых. Взрослые – такие же члены организации с такими же правами, но большими обязанностями. Взрослые – товарищи по совместной жизни и деятельности. [Щукина Г.И., 1988, c.300-315]

Такое определение дали дети – участники одного из сборов пионерских организаций стран СНГ. Как видим, они вполне конкретно представляют себе ту организацию, членами которой хотят являться и сами определяют в ней место для природоохранной экологической деятельности.

А взрослые одним из главных направлений деятельности детской организации считают следующее:

Экологическое просвещение населения, пропаганда экологических знаний и соответствующего им образа жизни, проведение экологического мониторинга и организация экологических акций, природоохранная деятельность, разработка и реализация творческих экологических проектов.

Как видим, мнение детей и взрослых по многим позициям совпадает. И природоохранная деятельность, по мнению и детей, и взрослых, должна занимать в детских общественных организациях важное место [Маврищев, 2007, c. 447]

С момента появления детских организаций охрана природы стала одной из наиболее важных направлений их деятельности. Социально-педагогическая сущность детского общественного движения непосредственно связана с ее задачами и воспитательными функциями: целенаправленное введение подростков в общество, вовлечение на посильном для них уровне в созидательную практику взрослых, гражданское становление личности ребёнка. И, что интересно, одними из первых появились именно детские экологические организации.

Кроме этого, понять насколько важной считали природоохранную деятельность детских организаций можно судить по тому, что одной из первых «Программ Сотрудничества» принятых на X слете, стала программа «Зеленый мир», которая предусматривала развитие именно деятельность детей по охране природы.

На данный момент в нашей стране существует множество детских организаций, ориентированных на экологическое воспитание младшего школьника. Примером природоохранной деятельности в детских организациях является существование в нашей стране Общероссийского детского экологического движения «Зелёная планета», которое объединяет в себе более 1.500.000 человек и свыше 7000 детских организаций. Главной объективной предпосылкой объединения всех многочисленных детских экологических организаций в рамках данного движения является то, что ни у одной из них в отдельности, даже самой большой, не хватит сил для решения глобальных экологических задач, которые затрагивают экологическое равновесие на всей планете Земля. А вот объединение усилий детских организаций дает серьезный и ощутимый результат.

Деятельность этого движения заключается в координации взаимодействия детских организаций с целью содействия их объединению при решении экологических задач местного и федерального уровней, во взаимодействии с исполнительной властью с целью убеждения их в необходимости оказать содействие детским организациям в решении экологических задач, в организации широкого освещения через средства массовой информации наиболее ярких результатов, достигнутых детскими организациями при решении экологических проблем с целью пропаганды их деятельности, с целью объединения детей для изучения и поиска решений глобальных экологических проблем, в организации детских конкурсов, конференций и т.п. [Формирование экологической культуры подростков, 2009, c. 25]

У «Зеленой планеты» несколько программ и традиционных акций. Самым массовым делом является Международный детский экологический форум «Зелёная планета». Форум представляет собой единую систему ряда мероприятий, проводимых в течение одного календарного года. В конкурсах Международного форума «Зелёная планета» могут принимать участие дети школьного и дошкольного возрастов разных стран со своими творческими работами по различным номинациям:

  1. «Природа – бесценный дар, один на всех» – конкурс социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам;

  2. «Эксперимент в космосе» - конкурс школьных проектов по постановке физических, механических и эколого-биологических экспериментов на борту Международной Космической Станции (МКС) или на борту биологического спутника Земли;

  3. «Жизнь леса и судьбы людей» – литературный конкурс (проза, стихи, газетные публикации, эссе, сценарии и т.п.) о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы;

  4. «Зёленая планета глазами детей» – конкурс рисунков;

  5. «Зёленая планета глазами детей» – конкурс фотографий экологических акций;

  6. «Многообразие вековых традиций» – конкурс поделок из природного материала, отражающий самобытность народов, населяющих планету Земля;

  7. «Современность и традиция» – конкурс коллекций моделей одежды из экологически чистых материалов, объединяющий современный стиль и народные традиции;

  8. «Современные технологии на службе природы» – конкурс сайтов и web-страниц в Internet по экологической и природоохранной тематике;

  9. «Природа. Культура. Экология» – конкурс фольклорных и театральных коллективов.

Обратите внимание, что в номинациях конкурсов форума уделяется большое внимание и изучению истории и культуры нашей страны, и красоте и экологическим проблемам, и, самое главное, вопросу сохранения нашей российской природы. На наш взгляд, это как раз и является одной из форм, причем достаточно эффективной, формирования гражданской идентичности.

Второе дело еще больше, на наш взгляд, подтверждающее гипотезу нашей работы – акция «С любовью к России мы делами общими едины!». Это конкурс проектов конкретных практических дел. Организаторами акции предлагается внести свой посильный вклад по благоустройству нашего общего дома – России: сделать ещё более красивыми и нарядными улицы городов и посёлков, ландшафты скверов и парков, провести субботники у могил павшим воинам и обелисков, помочь ветеранам войны и труда. Согласитесь, эта деятельность также направлена на воспитание патриотизма, а, значит, на формирование гражданской идентичности.

В младшем школьном возрасте ведущей становится общественно полезная, социально значимая и индивидуально-личностная деятельность. Именно она является способом самоутверждения для ребенка. Исследования педагогов и психологов показывают: пассивность, безделье чужды природе детей. Они обычно стремятся к деятельности, проявляют активность и инициативу в организации различных дел, поэтому очень важно вовремя поддержать и стимулировать их развитие.

Природоохранная деятельность как никакая другая привлекает детей, очень мало найдется из них таких, которым безразлично состояние окружающей природы, как в глобальном, так и в локальном плане. Именно на экологические проблемы обращают внимание младшие школьники, определяя направления своей социально-значимой деятельности. И это видно из вышеизложенного.

Надо учесть, что вообще любая деятельность в детских общественных организациях и объединениях влияет на развитие инициативности школьников, сдержанности, искренности, поддерживает эмоциональное здоровье, помогает избавиться от стереотипов. Но именно природоохранная деятельность, как никакая другая, вносит свой вклад в воспитание гражданина, патриота, россиянина. Эта как раз та деятельность, благодаря которой формируется у ребенка степень ответственности за свою малую и большую Родину. Именно эта деятельность формирует личность небезразличную к проблемам страны, пусть сначала к малым, локальным, а потом и к более масштабным, понимать и принимать которые близко к сердцу ребенок начнет, взрослея в своей детской организации.

Деятельность природоохранная как никакая другая приносит и свои результаты, выражающиеся в посаженных деревьях, расчищенных родниках и т.п., и самим своим процессом воспитывает в подростках юных граждан. Вряд ли можно говорить об отсутствии гражданственности у человека, не бросающего мусор на берегу реки или озера, а уносящего его с собой, не ломающего дерево. а сажающего и ухаживающего за ним. Пройдя такой курс экологического воспитания в детской общественной организации, внеся свой вклад в охрану природы, видя рядом единомышленников в этом деле, эти юные граждане, став взрослыми, будут больше задумываться над принимаемыми ими решениями, над тем как их деятельность будет влиять на природу. Более того, прошедшие школу экологической деятельности граждане и своих детей будут воспитывать в духе патриотизма и уважения к природе, а значит к Родине в целом.

Список литературы

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. «Экология». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 227 с.

  2. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. / Е. И. Кикоин М.: Просвещение, 2009. 70- 89 с.

  3. Материалы II Всероссийской конференции «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач», Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2008.

  4. Маврищев В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев. - Минск: Выш. шк., 2007. 447 с.

  5. Программы «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций».

  6. Формирование экологической культуры подростков / Под редакцией М.В.Медведевой. – М., 2009.

  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334.

 

10

 

Просмотров работы: 1902