В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии под «исследовательским обучением» понимается подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Цель исследования: выявить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические особенности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: исследовательская деятельность младших школьников на уроке станет более эффективной, если в своей работе учителя будут использовать различные подходы к организации исследовательской деятельности.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности учащихся, к которой относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие виды, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.
Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в условиях новой парадигмы образования и недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории обусловили необходимость более внимательного отношения со стороны педагогов школы и вузов.
В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операционных действий, приёмов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.
С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников.
Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования и предполагает определённые действия.
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернет, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70-х годах ХХ в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутов и др.).
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. На основе анализа педагогической и методической литературы были выявлены следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
-целенаправленность и систематичность;
-мотивированность;
-творческая среда;
-психологический комфорт;
-личность педагога;
-учет возрастных особенностей.
В процессе исследования мы рассмотрели сущность и содержание исследовательской деятельности, ее функции, изучили основные подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников, проанализировали психолого-педагогические особенности и содержание исследовательской деятельности младших школьников и пришли к следующим выводам.
Исследовательская деятельность в своей сущности предполагает активную познавательную позицию школьника, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера.
Функции исследовательской деятельности:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
-формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
Основные подходы к организации исследовательской деятельности включают поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие виды, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.
Изучение и анализ опыта работы Н.А. Семеновой, старшего преподавателя Томского государственного педагогического университета, способствовал выявлению эффективных условий формирования исследовательских умений младших школьников.
Таим образом, исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентной способности называются: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Исследовательская деятельность способствует тому, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. Это определяет значимость решения задачи организации исследовательской деятельности младших школьников. Современный учитель начальных классов не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, найти факторы, пути и средства научного анализа и решения практических задач по обучению и воспитанию младших школьников).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. 2005. – №3. – С. 21 – 26.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). – 2006. – №10. – С. 8
3. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
4. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
5.Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? // В школу вместе. Издание для родителей. Самара, Изд. дом «Агни». – 2007. – С. 88 – 92
6. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – 2006. –№ 1. – С. 32–40.
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2001. – 118 с.
8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – С. 204
9. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.– 2006. – №2. – С. 45–49.
10. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и общ. – 2004. № 2 – С.25.